9 мая, когда Россия праздновала День Победы над фашизмом в Европе, а Европа отмечала день имени себя самой, президент Румынии - страны, воевавшей на стороне нацистcкой Германии, пока та побеждала, а потом на стороне Советского Союза, когда стало очевидно, что победит именно он - сделал в эфире румынского телевидения ряд оскорбительных и провокационных заявлений в адрес руководства России.

Траян Бэсеску, известный своим неуемным стремлением пересмотреть итоги Второй мировой войны и нежеланием становиться "партнером Молотова и Риббентропа", комментируя ситуацию с грядущим размещением элементов системы ПРО США на территории Румынии заявил, что Бухарест не намерен давать России какие-либо юридические гарантии ненаправленности этой ПРО против сил ядерного сдерживания РФ. Т. е. Бэсеску вполне допускает, что размещенные в его стране американские ракеты будут направлены именно против России, дезавуировав таким образом собственные неоднократные заверения в том, что ПРО не будет нацелена в сторону РФ.

Помимо этого, румынский лидер выразил скепсис по поводу заявлений по проблеме, сделанных МИД РФ и постпредом России при НАТО Дмитрием Рогозиным. Последнего Бэсеску назвал "машиной по производству шума", на которую не стоит обращать внимания, добавив, что "серьезные переговоры" он будет вести только с Дмитрием Медведевым и Владимиром Путиным. Ранее глава МИД Румынии Теодор Баконски назвал реакцию российского внешнеполитического ведомства "упражнениями в риторике, а не реальным беспокойством".

Несмотря на то, что заявление МИД России было адресовано США, и "юридические гарантии" Москва ждет от Вашингтона, а не от Бухареста, с румынскими оценками реакции России на проблему нельзя не согласиться. "Производство шума" и "упражнения в риторике" - именно этим занимается российская сторона с февраля 2010 года, когда Высший совет по обороне Румынии дал согласие разместить на территории страны элементы американской ПРО. Конечно, глупо предъявлять претензии соседскому песику, нагадившему под твоей дверью. Убирать за ним должен его хозяин. Но если хозяин отмалчивается и не реагирует, а песик, которого он ни разу не выпорол и не убрал за ним, продолжает гадить и победоносно тявкать у тебя под дверью, то даже идиот, наконец, поймет, что дело в самом хозяине, который науськивает своего пса. Что никаких "разъяснений" и "гарантий" не будет, и "фу" Бэсеску и Баконскому никто не скажет. И только адекватными действиями можно избавиться от шума, неприятного запаха и нечистот под дверью.

Безродность, ущербность и неказистость румынской дворняжки всегда компенсировали ее умение держать нос по ветру и вовремя пристроиться к самому сильному хозяину. Именно благодаря этому стало возможным появление Румынии во второй половине 19 века, увеличение за счет соседей в 2 с лишним раза ее территории и населения после Первой мировой войны и отсутствие серьезных наказаний за союзничество с Гитлером и Холокост, устроенный на территории СССР, который шокировал даже его инициаторов в Германии. Вернув Советскому Союзу повторно оккупированную румынами Бессарабию, Сталин подарил Румынии Северную Трансильванию, возвращенную Гитлером Венгрии накануне войны, поощрив таким образом Бухарест за своевременное предательство и наказав Будапешт за верность патрону, а спустя 2 года освободил нового "союзника" от выплаты репараций. Теперь, чувствуя слабость бывшего благодетеля, превратившегося в "оккупанта", и одобрение нового хозяина, Румыния все громче подает голос и пытается совать свой нос туда, откуда в 40-х гг. 20 века ее с позором вышвыривали 2 раза.

В феврале прошлого года президент Приднестровской Молдавской Республики Игорь Смирнов предложил разместить в республике российские ракетные комплексы "Искандер" в ответ на ПРО США в Румынии. Предложение Смирнова тогда переполошило российский официоз, обвинивший приднестровского президента в намерении втянуть Москву в международный скандал и утверждавший, что американская ПРО в Румынии не представляет угрозы для России. Официальной реакции, кроме предложения Рогозина "дождаться разъяснений" США, не последовало. Тогдашний официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко посоветовал журналистам обратиться за комментариями к самому Смирнову.

Комментируя те события, автор этих строк писал, что, вопреки всей адекватности, предложение президента ПМР не имеет никаких перспектив и даже не будет рассмотрено. Сегодня Смирнов, видимо, помня о прошлогодней реакции на свое заявление, всего лишь выражает надежду, что "в Москве сделают соответствующие выводы и будут активнее отстаивать свои интересы в регионе". Однако, несмотря на то, что единственный адекватный ответ на ПРО США в Румынии - ПРО РФ в Приднестровье (это вопрос, как и говорилось ранее, прежде всего, политический), и спустя год с лишним предложение Смирнова стало еще актуальнее, т.к. теперь даже российский МИД, наконец, признал угрозу, а Бэсеску своим заявлением ее подтвердил, способность Москвы к действиям, а не к риторике, вызывает еще большие сомнения, чем в прошлом году.

Чтобы разместить свою ПРО в Приднестровье, Россия для начала должна отказаться от признания "Республики Молдова", ее "территориальной целостности и суверенитета". Что невозможно без радикального пересмотра всей внешней политики, отказа от идеологических мыльных пузырей - "перезагрузки" и "построения общеевропейской системы безопасности", т.е. признания действующей администрацией в преддверии парламентских и президентских выборов ошибочности курса, которым она следовала почти все годы нахождения у власти. Весьма сомнительно, что пока еще президент России Медведев, который, очевидно, намерен "доразвалить" и "досдать" то, что не успели его идейные предшественники Горбачев и Ельцин, готов расписаться хотя бы (как минимум) в собственной некомпетентности. Он ведь уверовал, что все, что он говорит, "в граните отливается". Не знаю, "отольются" ли в граните слова Медведева о том, что успех переговоров по Приднестровью зависит и от Румынии, сказанные им на совместной с Ангелой Меркель и Николя Саркози пресс-конференции в октябре 2010 года, но именно они спровоцировали все последовавшие за этим экстремистские заявления официального Бухареста, включая вышеприведенное. Политика президента, его администрации и МИДа в регионе на протяжении года была направлена исключительно на то, чтобы как можно скорее сдать Приднестровье на съедение своим евроатлантическим партнерам, включая Румынию, и при этом умудриться сохранить лицо. И, очевидно, лишь приближение выборов и чрезмерная активность этих партнеров несколько затормозили процесс.

Телодвижения Москвы как официальные, так и кулуарные на этом направлении, и раньше не отличавшиеся последовательностью и адекватностью, с конца прошлого года приобрели откровенно хаотичный характер. Вполне официальные консультации российского МИД с Германией, не входящей ни в один из форматов молдавско-приднестровского урегулирования, но ставшей стараниями Медведева одним из ключевых его участников, заявления, ставящие под сомнение миротворческую миссию РФ, сопровождаются бездарными попытками воздействовать на внутриполитическую ситуацию в Бессарабии с целью сохранить там иллюзорное влияние и давлением на ПМР, которая упорно не хочет строить "общее государство" и вести официальные переговоры с Кишиневом до тех пор, пока тот не выполнит все заключенные за 20 лет соглашения.

В декабре прошлого года, через неделю после очередных досрочных выборов в Бессарабии глава медведевской администрации Сергей Нарышкин посетил Кишинев с миссией, целью которой было скроить лояльную коалицию с участием известной своей ветреностью пассии Кремля - Партии коммунистов. Через пару дней некий "высокопоставленный и информированный источник в администрации президента РФ", не согласный с оценками этой миссии, опубликованными ИА REGNUM, через агентства РИА "Новости", "Интерфакс" и ИТАР-ТАСС обвинил REGNUM в "частых и грубых искажениях действительности при оценке действий России, особенно на направлении СНГ". Под Новый год миссия с треском провалилась: была создана неугодная Кремлю коалиция. Теперь, убедившись, наконец, что в Кишиневе работать не с кем, все те же "информированные и высокопоставленные источники" взялись реализовывать идеи и проекты, предлагавшиеся "искажающим действительность" агентством REGNUM 3-4 года назад. Господа источники при этом забыли учесть то обстоятельство, что президент-гагауз и конфедерация Молдавии, Гагаузии и Приднестровья с Россией в качестве гаранта невозможны, если одним из ключевых игроков в молдавско-приднестровском урегулировании являются Германия и ЕС, а "успех переговоров зависит в том числе и от Румынии", где будет размещена ПРО США. Кремлевские источники, видимо, не помнят о Меморандуме Козака, подписание которого было сорвано Владимиром Ворониным по указанию ЕС и США.

Точно так же вмешательство во внутриполитическую ситуацию в Приднестровье и замена Смирнова на более покладистого и подконтрольного президента были актуальны в начале 2009 года. Гражданин "Республики Молдова" Анатолий Каминский в качестве кандидата Москвы на предстоящих в декабре выборах президента ПМР, Москвы, добивающейся "территориальной целостности Республики Молдова" и стремящейся, цитируя главу МИД РФ Сергея Лаврова, к "примерно одинаковой" с Кишиневом цели урегулирования, - более провальной предвыборной платформы нельзя и придумать. Кремль может объявить своими кандидатами еще хоть десять каминских, реальных конкурентов у Смирнова, как бы к нему ни относиться, сегодня нет. Это признает и прикормленная западными НПО приднестровская "оппозиция", которая сегодня с усердием подхватывает "реинтеграционные" мотивы с Запада и Востока.

Гагаузия и ее "народные патриоты", которые в ходе башканских выборов не без участия Кремля перегрызлись и разделились на 2 непримиримых группировки, не брезгающих в противостоянии друг другу ничем, в том числе и интересами автономии, могут быть интересны России только в своем единстве и центробежном противостоянии Кишиневу. Равно как и Смирнов, на данный момент в одиночку отстаивающий независимость ПМР и этим обеспечивающий себе поддержку приднестровцев. Любые игры в "конфедерацию" и "реинтеграцию" - на руку Кишиневу, Бухаресту, Брюсселю и Вашингтону, а не России. Речь, разумеется, о реальной России, а не сегодняшних АП и МИД РФ, которые, если и не доживают последний год, то, в любом случае, не вечны. Эти господа, барахтающиеся между собственным имиджем и интересами своих евроатлантических партнеров, безнадежно устарели. Объявив советский период "российской катастрофой 20 века", воюя с собственным прошлым, они, сами того не осознавая, лишили себя будущего. Поскольку сегодняшние "детоталитаризаторы" - вчерашние застойные комсомольцы - самый бездарный и вредоносный продукт этого прошлого, в котором они насильно пытаются удержать Россию. У них нет убеждений, нет родины, нет идентичности.

Полтора месяца назад в ходе встречи в Москве главы внешнеполитических ведомств России и Бессарабии выразили обоюдное намерение продлить еще на 10 лет базовый договор "о дружбе и сотрудничестве между Россией и Республикой Молдова", подписанный в 2001 году. Неоднократно дезавуированный сначала Ворониным, а потом его преемником Михаем Гимпу, договор содержит обязательство России выступать гарантом и посредником урегулирования молдавско-приднестровского конфликта "на основе соблюдения суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова". Очевидно, что продлив этот договор, Россия добровольно сделает себя заложником Кишинева еще на 10 лет и окончательно лишится свободы маневра. Ни о каком противостоянии продвижению НАТО и ее ПРО на Восток и сохранении своих позиций в регионе в этом случае не может быть и речи. После этого останется только вывести войска из Приднестровья (этот пункт, в частности, требует внести в продлеваемый договор фракция Либеральной партии в кишиневском парламенте) и молча наблюдать, как "реинтегрированная, территориально целостная, суверенная и нейтральная Республика Молдова" превращается в очередную базу НАТО. И если у Путина на момент подписания этого документа были сомнительные оправдания в виде предвыборных обещаний Воронина о вступлении в Союзное государство России и Белоруссии, государственном статусе русского языка и т. п., то у Медведева никаких оправданий не будет. Сегодня Россия может подписать договор только с Бессарабией, а потом уже обсуждать с ней интеграционные проекты. Проблема лишь в том, что когда и если в Москве, наконец, сформируется адекватная власть, спасать, возможно, уже будет нечего и некого.

Сергей Колеров - шеф-редактор Западной редакции ИА REGNUM.