Реализация программы "десталинизации", разработанная Советом по правам человека при президенте РФ, может привести к искажению реальной картины исторического прошлого России и СССР и иметь даже более тяжкие последствия, считает координатор Совета общественных организаций Латвии, директор Балтийского центра исторических и социально-политических исследований, кандидат исторических наук Виктор Гущин. "Демократическое развитие Российского государства и его открытость внешнему миру будут способствовать процессу модернизации страны, однако представляется абсолютно неверным стремление оценить историю ХХ века для России и СССР исключительно как катастрофу", - заявил он сегодня, 19 апреля, корреспонденту ИА REGNUM.

По словам Гущина, такой подход будет иметь несколько очень серьезных негативных последствий для Российского государства. Во-первых, будет искажена реальная картина исторического развития России и СССР. "Ведь, наряду с массовыми репрессиями и Гулагом, было и огромное количество реальных достижений. Как можно, к примеру, в оценке катастрофы оценивать ликвидацию безграмотности и переход к обязательности обучения в школе? Или как можно в оценке катастрофы оценивать доступность высшего образования? Как можно в оценке катастрофы оценивать программы электрификации, газификации страны, ликвидации безработицы? Как можно, наконец, в оценке катастрофы оценивать полет Гагарина в космос?" - недоумевает Гущин.

По его мнению, акцентирование психологического сознания россиян на трагических страницах истории страны не может, и никогда не будет служить основой для преодоления взаимного отчуждения народа и элиты, а также для модернизации страны, как об этом мечтают авторы программы. "Результатом подобной деятельности может быть, скорее, другое, а именно формирование у населения чувства неприязни к истории собственной страны, а следовательно, и неприязни к тем, кто возглавляет страну сегодня, и их политике, т.е. реализация подобной установки приведет к дополнительной расколотости общественного сознания и, как следствие, к усилению тенденций дезинтеграции общества и государства", - сказал общественный деятель.

По словам Гущина, реализация подобной установки также приведет к резкому усилению русофобских сил за пределами России и, соответственно, к более активному их наступлению на политическую и территориальную целостность Российского государства. По его мнению, все это, вместе взятое, "не только не позволит объективно оценивать, к примеру, причины и содержание событий 1940 года в Латвии, но и резко ухудшит отношения между сегодняшними Латвией и Россией, лишив Россию фактически любых возможностей отстаивать иную, нежели принятая сегодня в Латвии, концепцию событий 1940 года, что, в свою очередь, вынудит Россию согласиться с принятой после 1991 года политическими элитами стран Балтии позицией, что подписанный 23 августа 1939 года в Москве договор о ненападении между Германией и СССР привел к последующей оккупации Латвии, Литвы и Эстонии летом 1940 года". России также придется признать, что СССР несет равную с Германией ответственность за развязывание Второй мировой войны, что влечет за собой фактическое признание Россией "факта незаконности проживания в Латвии, Литве и Эстонии большей части русскоязычного населения и необходимости для сегодняшней России выплачивать компенсацию странам Балтии за якобы нанесенный в период существования Советской власти ущерб", - указывает Гущин.

В то же время, по словам Гущина, причины становления, содержание, временные рамки существования тоталитарного режима и процесс его эволюции в СССР, безусловно, нужно изучать и вводить в историческое сознание населения, чтобы никогда больше не стало возможным повторение трагического прошлого.