Стороны нагорно-карабахского конфликта были ближе всего к полноценному решению проблемы в 1997 году. Об этом сегодня, 18 апреля, заявил первый президент Армении Левон Тер-Петросян в интервью русской службе BBC, отвечая на вопросы о распаде Советского Союза и развитии конфликта в Нагорном Карабахе.

Как сказал Тер-Петросян, проблему возможно было решить, передав "какие-то территории" Азербайджану, "заключив перемирие", создав "промежуточный статус для Нагорного Карабаха" с тем, чтобы потом определить "окончательный статус Карабаха". Причиной того, что этот план не сработал, по словам экс-президента Армении, стало то, что "карабахцы продемонстрировали максималистский подход и решили, что этого мало, можно еще дожать и получить больше". "И не только карабахцы. Также в Ереване, в моем окружении были люди, которые думали именно так, и не согласились на этот план, - продолжил Тер-Петросян. - Я тогда сказал: раз уж вы считаете, что есть лучшее решение - пожалуйста, я не могу сорвать это решение, попробуйте, может быть получится".

По словам первого президента Армении, в начальной стадии карабахского движения он не предполагал, что процесс получит такое развитие. "Когда мы начинали в 1988-м, ни у кого из нас в мыслях не было, что Советский Союз распадется. Мы исходили из того, что есть Советский Союз, есть советская Конституция, которая позволяла нам поднять вопрос о выводе Карабаха из состава Азербайджана и включения в состав Армении. Такие прецеденты имели место. Каракалпакия несколько раз переходила из Узбекистана в состав Казахстана и обратно, Крым, и так далее", - отметил Тер Петросян, добавив, что советское руководство вместо того, чтобы детально изучить проблему, почему-то выбрало наиболее конфронтационную политику. "Это центр разжег конфликт, - заявил Тер-Петросян.- Они взяли и ввели войска, объявили комендантский час и тому подобное, после чего конфликт намного более радикализировался".

Левон Тер-Петросян также рассказал о некоторых подробностях создания СНГ. По его мнению, Советский Союз фактически прекратил свое существование после августовского путча 1991 года. "Потом была Беловежская пуща (Беловежское соглашение "о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года между главами России, Украины и Белоруссии - ред.),- вспомнил Тер-Петросян. - Через день после подписания Беловежского соглашения я позвонил Бурбулису (в тот период - государственный секретарь России - ред.), спросил: Что за славянский клуб вы создали?". Во время этого разговора армянский лидер также поинтересовался о возможности расширения состава Содружества. На следующий день, по словам Тер-Петросяна, состоялся разговор с Борисом Ельциным, во время которого он сообщил, что Армения готова войти в новый союз, но лишь с одним условием - "все члены союза должны признать независимость друг друга". "Борис Николаевич охотно согласился на предложение, и вечером того же дня в программе "Время" было сообщение о том, что Россия признает независимость Армении и Казахстана", - сказал Тер-Петросян.

Говоря о положительных и отрицательных сторонах периода независимости, первый президент независимой Армении отметил, что после развала СССР почти все постсоветские республики зафиксировали социально-экономический спад. "Еще ни одно постсоветское государство, кроме разве что прибалтийских государств, не достигло того уровня жизни, который был в 1988 году. Это - факт, - заявил Тер-Петросян. - Однако, ведь не хлебом единым жив человек. Есть стремление к независимости, есть стремление к демократии, к свободе слова, к свободе совести. Все это мы приобрели". В целом, по словам политика, приобретение независимости было большим прогрессом как для стран бывшего Союза, так и для всего мира, "поскольку нет империи, нет коммунизма, нет холодной войны". С другой стороны, как отметил Тер-Петросян, мир не стал более безопасным, чем во времена холодной войны.

В заключение, первый президент Армении выразил уверенность, что через 20 лет в Армении все будет намного лучше. Он подчеркнул при этом, что серьезной проблемой Армении является то, что в республике "искажена власть". "Если эта проблема решится, все станет на свое место, - сказал Тер-Петросян. - Будет нормальная, свободная страна. И вопросы с Азербайджаном решатся, и вопросы с Турцией решатся, то есть, если Армения предстанет перед какой-то катастрофической ситуацией, то вина будет только наша".