Уникальные шедевры многовековой истории Армении терпят бедствие. Описываемую на протяжении полугода циклом фоторепортажей "Покинутая Армения" вопиющую ситуацию цинично не замечают как власть, так и руководство Армянской апостольской церкви (ААЦ). Между тем, сохранность исторического наследия - важный политический фактор для Армении, обвиняющей в разрушении армянского культурного наследия Азербайджан, Турцию и Грузию. Возникает резонный вопрос - если армяне сами не ценят и не охраняют свое наследие, то какие основания делать это могут быть у других народов?

Между тем, в последнее время в Грузии активизировалось движение, нацеленное на возвращение находящихся на территории Армении якобы грузинских церквей и монастырей. Речь идет о памятниках в Лорийской и Тавушской областях Армении, построенных в халкидонский период истории армянской церкви: Ахтала, Кобайр, Хучап, Киранц, Хневанк, Тежаруйк, Седвиванк, Бггавор и Срвех. Последнему в этом списке храму посвящен очереденой фоторепортаж.

По мнению историка архитектуры Самвела Карапетяна, основным обоснованием требований грузинской стороны является то, что большинство надписей в церквах X-XIIIвв. сделаны на грузинском языке. При этом, Карапетян считает, что данный факт не может быть основанием для требований грузинской стороны о возвращении святынь в лоно Грузинской церкви, поскольку в этот период официальным языком у армян-халкедонитов считался грузинский.

''Если основываться на подобном утверждении, то церковь Святой богородицы в селе Ачен в Арцахе, строительная документация которой выполнена на русском языке, рано или поздно должна быть передана Русской Православной церкви'', - говорит Карапетян. ''Почему же тогда грузинская церковь требует признать своими только часть армяно-халкедонских храмов на севере Армении и не предъявляет претензии в отношении таких храмов как Звартноц или Аруч, которые также относятся к халкедонскому периоду? Это было бы попросту смешно'', - считает историк.

В 451 году в Халкедоне был принят догмат, согласно которому Иисус Христос одновременно является и совершенным богом и совершенным человеком. Армянская же Апостольская Церковь признает определение Эфесского собора и провозглашает так называемую ''одну природу, как неразделимое единство двух природ''.

Однако в 630 году, по примеру грузинской церкви, армянский Католикос Езрас I (630 - 641гг.) и последующие пять католикосов в течение 85 лет принимают халкедонское исповедание. До возведения на престол католикоса Овнана Одзнеци, когда Армения была разделена между Персидской и Византийской империями, епископы Армении были халкидонитами. Однако в 726 году в Маназкерте было принято решение об отказе от халкидонского догмата. На церкви, возведенные в период армянского халкедонства, сегодня пытается претендовать Грузинская православная церковь (ГПЦ).

Стоит отметить, что руководство ААЦ этом плане не предпринимает никаких ответных мер, в то время, как в грузинских газетах ежедневно публикуются статьи об исторических памятниках, причем довольно подробные и содержащие не только фотографии и информационную базу, но и замеры. В этой связи Самвел Карапетян придает особую важность повышению уровня информированности не только властей Армении, которые не располагают практически никакой информацией относительно этих церквей, но и всех слоев общественности, особенно - молодежи. ''В конце концов, потерять можно только то, чем не владеешь'', - резюмировал Карапетян.

Один из халкедонских монастырей Тавушской области - Срвех - был воздвигнут в XIII веке и расположен в 3 км к северо-западу от современной деревни Айгеовит, в местности Хачитак. Главная церковь, построенная из кирпича, принадлежит к типу ''купольная зала''. Пропорции купола имеют подчеркнутое устремление к верху, к остроконечному шпилю. От этой особенности и произошло название Срвех - ''срацайр вехар'', что в переводе с армянского означает остроконечный шпиль. В кладке стен использованы куски хачкаров. Вокруг комплекса расположено средневековое кладбище. В северной части находятся стены однонефной церкви XIX века. На территории сохранились также следы крепостных стен, жилых и бытовых строений.

На сегодняшний день состояние Срвеха оставляет желать лучшего. Справедливости ради надо отметить, что армянские халкедонские церкви и монастыри никогда не выпадали из поля зрения Управления по защите культурного наследия в советское время, а сегодня, когда их сохранение является стратегической задачей для Армении, о них забыли. Состояние Срвеха - яркий пример преступной безучастности церковных иерархов и руководства страны к вопросу отстаивания государственных и религиозных интересов страны. Сохранение культурного наследия здесь уже отходит на второй план.

Подготовил Ашот Погосян