"Китайский скандал", развязанный бывшим старшим зятем президента Казахстана Нурсултана Назарбаева Рахатом Алиевым, стал основой для официального визита главы республики в Москву - в таком ракурсе оценивают поездку первого лица РК оппозиционные СМИ. Однако такая позиция радикальных изданий представляется несколько чрезмерной - в канун досрочных президентских выборов Нурсултану Назарбаеву необходимо заручиться поддержкой Кремля - особенно на фоне вероятной дестабилизации Средней Азии, о которой пишут даже компании, близкие к американской разведке и говорят почти все специалисты по региону. В этом смысле усиление Китая в казахстанской экономике может стать только предметом торга, да и то, незначительного.

Впрочем, и Москве сейчас нужны партнерские отношения с Казахстаном. Нужны, даже без оглядки на то, что единственная гарантия, которую может предложить Ак Орда Кремлю - это резкое усиление президентской вертикали. То есть способ, которым Астана вынуждена пользоваться как минимум, 15 последних лет. Других методов сохранения стабильности в Казахстане придумывать пока не хотят.

"Ни вся совокупность государств "Союза против России", ни соседние Турция и Азербайджан вместе взятые, не оказали Грузии такую большую поддержку, какую уже оказал ей Казахстан"

О визите президента Казахстана в Россию ожидаемо пишет "Республика", издание, по некоторым данным, близкое к опальному бизнесмену Мухтару Аблязову. Издание приводит мнение Андрея Грозина, специалиста по Средней Азии. Он рассуждает о китайском направлении переговоров в Кремле.

"Наверняка за скобками остался разговор по поводу российской обеспокоенности, а она есть и растет с каждым месяцем в связи с явно неумеренным ростом влияния наших китайских друзей на Казахстан. Вот этот тренд многих в Москве очень серьезно напряг. И я так понимаю, в русле политики многовекторности что-то было обещано Китаю и получено от Китая, теперь будет что-то обещано Москве и от Москвы получено. Потом, вполне возможно, будут Брюссель и Вашингтон. Это та самая ручная наладка политики многовекторности, которую Нурсултан Абишевич никому не доверяет, тем более таким "профессионалам", как г-н Саудабаев", - полагает политолог.

При этом обеспокоенность России вызвана конкретными проектами, которые Китай осуществляет или собирается осуществлять в Казахстане. Такие моменты в России воспринимаются очень серьезно, подчеркнул эксперт. "Есть боязнь того, что Китай слишком усилился в реальных конкретных проектах, за которыми стоят реальные большие деньги. Которые в конечном итоге и обеспечивают политическую привязку той или иной страны к тому же Пекину", - уверен политолог.

Но главное, для чего приезжал Назарбаев, по мнению Грозина, не в этом: "Я полагаю, что Нурсултан Абишевич приехал проинформировать непосредственно Медведева с глазу на глаз о том, как будет трансформироваться после 3 апреля ближайшее окружение президента Казахстана - кто станет премьером, кто возглавит те ведомства, которые особенно интересны Москве и прямо касаются российских экономических, политических, внешнеполитических и всех иных интересов. Насколько я могу судить, власти России серьезно заинтересованы в том, чтобы услышать эти новости от первого лица", - подытожил Андрей Грозин".

Любопытно, что первая перестановка в эшелонах казахстанской власти, о которой говорит эксперт, формально состоялась до визита Нурсултана Назарбаева в Москву. Еще интереснее, что с именем спикера сената Касым-Жомарта Токаева, который станет заместителем генерального секретаря ООН Пан Ги Муна, связана немаловажная деталь: высокопоставленного дипломата считают в Казахстане одним из вероятных проводников китайской экспансии в республику. Впрочем, СМИ в подавляющем большинстве обошли вниманием этот тонкий нюанс. Зато известно, что за назначением даже сам спикер видит руку Нурсултана Назарбаева. Этот факт отмечает радио "Азаттык" (СвободаСвободная Европа).

"Спикер сената парламента Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил, что его назначение главой отделения ООН в Женеве стало возможным благодаря авторитету президента страны Нурсултана Назарбаева. - Именно Нурсултан Абишевич Назарбаев выдвинул мою кандидатуру на известный вам пост в системе ООН во время переговоров с генсеком организации Пан Ги Муном. Не будь такого авторитета главы нашего государства, надо прямо сказать, такое решение не состоялось бы. Кроме того, это свидетельство возросшего влияния Казахстана на международной арене в результате проведения очень важных международных форумов, - сказал он в интервью журналистам в четверг, 17 марта, в кулуарах парламента.

Токаев сказал, что пока не знает, кто будет избран вместо него спикером сената. - Я не знаю, кто заменит меня, потому что это безусловная прерогатива главы нашего государства. Согласно Конституции, он должен предложить кандидатуру сенату для избрания председателем верхней палаты, - отметил спикер сената. По его словам, в середине апреле он планирует визит в Женеву, в ходе которого состоятся переговоры с генеральным секретарем ООН. 57-летний Касым-Жомарт Токаев стал первым представителем Азии, назначенным генеральным директором Европейского отделения ООН в Женеве. На этом посту он сменил российского дипломата Сергея Орджоникидзе".

Как будто специально к визиту Нурсултана Назарбаева в Россию появилась статья в казахстанском деловом издании "Бизнес и власть". По данным издания, на текущем этапе Таможенный союз оказывает негативное влияние на взаимоотношения Казахстана и Китая. Это связано с удорожанием поставок товаров и оборудования из КНР. "В краткосрочной перспективе ТС повредит отношениям между казахстанскими и китайскими предпринимателями, считает президент бизнес-консалтинговой компании Huahe International Лю Чуаньу. "Есть влияние на торговлю и инвестиции. С торговлей понятно - повысились таможенные пошлины. Что касается инвестиций, то ранее некоторые предприятия заключили контракты по одной цене, теперь, с началом работы ТС, нужно по-новому все делать. У них есть ущерб", - заявил он 16 марта на пресс-конференции в агентстве "Интерфакс-Казахстан".

Зато в долгосрочной перспективе, по оценкам эксперта, открываются новые возможности для китайских предпринимателей. "Если раньше наши компании занимались торговлей и производство имели в основном в Китае, в будущем, возможно, они действительно должны будут иметь производство на вашей территории, поскольку им это выгодно. Смотря как наши компании подготовятся к этому", - отметил г-н Чуаньу. По его мнению, китайские предприниматели могут расценить ТС как расширение рынка, что заставит их вкладываться в экономику Казахстана.

Большой потенциал для создания казахстанско-китайских совместных предприятий наблюдается в пищевой промышленности и агропромышленном комплексе. Высоким спросом также могли бы пользоваться выращиваемые в Казахстане хлопок, соя, картофель, свекла и другие сельскохозяйственные культуры, которые, по мнению г-на Чуаньу, "отличаются высоким экологическим качеством". В связи с этим, сообщил он, китайские власти при участии казахстанской стороны и консалтинговых компаний уже провели для предпринимателей КНР семинар по условиям сотрудничества со странами Таможенного союза. В настоящий момент ведется работа по подготовке китайских компаний к работе в новых условиях.

Казахстанские эксперты соглашаются с мнением китайских коллег. "Для того и задумывался Союз, чтобы создать проб­лемы для предпринимателей третьих стран и помочь местным производителям. Но в долгосрочной перспективе все это преодолимо. Как видим по ВТО, весь мир стремится к упрощению торговли и любой барьер в скором времени преодолевается", - сказала "&" руководитель проекта USAID по либерализации торговли и таможенной реформе Малика Коянбаева.

При этом, осложнения в отношениях с Москвой может вызвать не только китайское направление внешней политики Астаны. Обозреватель "Эксперта-Казахстан" Николай Кузьмин пишет об еще одной вехе казахстанской дипломатии - взаимоотношениях с Афганистаном. Издание констатирует: в Вашингтоне по-прежнему ждут от Казахстана не логистической поддержки, не гуманитарных поставок риса, а непосредственного присоединения к коалиции и отправки в Афганистан казахстанского воинского контингента. "Сами американцы главным препятствием на пути казбата в Афганистан считают Москву. Они уверены, что без согласия Кремля Казахстан, самый близкий союзник России, к военной операции не подключится. Своих солдат в Афганистан послали такие страны бывшего СССР, как Украина (20 человек), Армения (40), Азербайджан (94), разумеется, Грузия (924), все прибалтийские страны (по 100 с лишним солдат каждая). Украина, Армения и Азербайджан - члены СНГ, Армения к тому же входит в ОДКБ. То, что в ходе военной операции гибнут солдаты - это нормально. Ненормально, когда по мере приближения операции к своему победному завершению потери возрастают. Глава Пентагона Роберт Гейтс говорит о том, что успехи сил коалиции в борьбе с талибами в прошлом году превосходят ожидания. Но и потери за прошлый год были рекордными за все время афганской кампании - более 680 военнослужащих стран коалиции. Разумеется, мысли о возможных потерях не добавляют казахстанскому руководству желания посылать в Афганистан войска.

Операция в Афганистане имеет еще один крайне неприятный для Вашингтона побочный эффект - в ходе борьбы с террористами гибнут мирные жители. Только в прошлом году погибло 2777 мирных афганцев - еще один печальный рекорд десятилетней войны. Многие из них погибли от рук американцев и их союзников, которые могут гордиться разве что тем, что доля убитых ими постепенно сокращается - с 39% от общего числа погибших гражданских лиц в 2008 году до 26% в 2009-м и до 16% в 2010-м. Хотя большая часть мирных афганцев гибнет от рук талибов, прежде всего от взрывов самодельных бомб, порой совершаемых террористами-смертниками, антиамериканские настроения в Афганистане нарастают. Последний всплеск возмущения был связан с убийством девятерых детей в провинции Кунар в феврале этого года, когда даже президент Хамид Карзай сделал ряд жестких заявлений. И вот 15 марта в той же провинции от американских бомб гибнут еще двое детей. Присоединение к коалиции детоубийц вряд ли выглядит привлекательным в глазах Ак орды.

Конечно, Вашингтону есть что предложить Астане в обмен на наше присоединение к коалиции. Но в нынешней ситуации представляется достаточно очевидным, что Казахстану следует воздержаться от непосредственного участия в операциях ISAF, ограничившись использованием своих офицеров связи для сбора информации. А еще важнее приступить к разработке в рамках Совбеза и согласованию с Москвой и Пекином в рамках ОДКБ и ШОС нашего видения Афганистана после ухода американцев".

Третьим направлением, несущим потенциальную угрозу российско-казахстанским отношениям, является грузинское. Аналитики переводческого портала Inosmikz.com, близкого, по некоторым данным, к псевдолиберальной оппозиции, основываясь на анализе статей в западной прессе, пришли к выводу: Тбилиси является важным экономическим союзником Казахстана. "В первое время после российско-грузинской войны наблюдатели дружно заговорили о том, что-де официальная Астана поддержала действия России в отношении Грузии. И, мол, теперь она может пойти на значительное сворачивание своего экономического и политического сотрудничества с Тбилиси. Некоторые из политических экспертов стали даже предсказывать скорое признание Казахстаном независимости Абхазии и Южной Осетии вслед за Россией, которая пошла на это.

Однако дальнейшие события наводят на мысль о поспешности подобных суждений. Астана обратилась с призывом к сторонам, находящимся в конфронтации из-за названного конфликта, решать сложившиеся вследствие него проблемы в мирном и конструктивном ключе. Потом она вызвалась выступить посредником между конфликтующими сторонами. Одним словом, Казахстан явно не желал, чтобы в Грузии и на Западе воспринимали его как безусловного политического союзника России в таком конфликте.

Особо западная пресса впоследствии уже отмечала позицию Казахстана, который, как ожидалось, мог бы пойти в фарватере российского курса. Мог бы, но не пошел. Почему? В качестве факторов, вполне доходчиво объясняющих такую, казалось бы, несколько неожиданную третейскую позицию Астаны, на Западе приводят целый ряд весомых аргументов. Во-первых, отмечается, что Казахстан уже в 2007 году получил порядка 17 млрд. долларов прямых иностранных, главным образом, западных инвестиций. Для сравнения: по итогам 2006 года аналогичный инвестиционный приток в страну составил 9,6 млрд., а в 2005-м - 6,6 млрд. Вот она, та поддержка, которая предупредила и продолжает предупреждать погружение казахстанской экономики в серьезнейшую деградацию при кризисе ликвидности и 100-миллиардном внешнем долге в долларовом выражении у нее на шее. Серьезные российские экономические эксперты еще в сентябре 2006 года предсказывали вероятность наступления дефолта в Казахстане к концу 2008 года. Говорили они это еще до кризиса ликвидности. Дело действительно шло к дефолту, но высокие цены на нефть и гигантские инвестиционные вливания в нефтегазовый сектор экономики РК в значительно мере смягчили и смягчают ситуацию. Если одна из этой пары опор вдруг существенно ослабит свою поддержку, развитие экономической, а вслед за ней и общественно-политической ситуации в Казахстане вполне может пойти по непредсказуемому пути. И то, и другое в основе своей обеспечивается Западом. А Запад, как известно, в российско-грузинском конфликте принял сторону Грузии и всячески пытается помочь ей выстоять перед военно-политическим и экономическим давлением России. Это, помимо прочего, является сигналом для всех колеблющихся государств постсоветского пространства. Им дается понять, что, тот, кто однозначно станет на сторону России, рискует сильно испортить свои отношения с Западом. Казахстан пойти на такое не может. Объективно не может. Потому что те же американцы могут - в не меньшей, чем россияне, мере - испортить Казахстану жизнь. С таким обстоятельством приходится считаться.

Во-вторых, те же самые западные средства массовой информации обращают внимание на то, что Казахстан является крупнейшим инвестором Грузии. Оказывается, за неполные 5 лет правления режима Михаила Саакашвили до августа 2008 года государственные и частные предпринимательские структуры РК вложили в эту закавказскую республику 10 млрд. долларов в виде прямых иностранных инвестиций. Ни вся совокупность бывших социалистических государств региона Балтийского и Черного моря, чье неформальное объединение в Москве нарекли названием "Союз против России", а именно Украина, Польша, Литва, Латвия, Эстония и им подобные страны вместе взятые, ни соседние Турция и Азербайджан вместе взятые не оказали и в обозримом будущем не смогут оказать Грузии такую большую поддержку, какую уже оказал ей Казахстан. Если он окажет безусловную поддержку Россию, его уже вложенные инвестиции определенно подвергнутся риску. Ибо инвестор не должен входить в политическую ссору с властями страны, где вложены его деньги. Для него важна безопасность его инвестиций. А Казахстан, повторимся, является крупнейшим иностранным инвестором Грузии.

В силу этих двух вышеописанных факторов Астана, разумеется, не может оказать и малой толики такой поддержки Кремлю в российско-грузинском конфликте, которую он был бы вполне вправе ожидать от своего формально самого близкого союзника и партнера. Не может в принципе. Поэтому ему в такой ситуации больше по душе третейская позиция".

"Если мы не умерим свой пыл и не перестанем лезть в опасные проекты, техногенные катастрофы начнут происходить и на нашей земле"

Ядерная программа Казахстана вызывает все больше вопросов на фоне трагедии на японской АЭС "Фукусима-1". Однако, несмотря на вал критики, Астана заявила на минувшей неделе: республика продолжит развивать свою ядерную программу, которая включает в себя строительство АЭС на западе страны, недалеко от казахстанского города Актау.

Заявление казахстанских властей по теме констатировала на минувшей неделе оппозиционная "Республика". По данным издания, вице-министр ответственного за развитие ядерной программы Казахстана ведомства, уповает на помощь Всевышнего. "Сразу хочу сказать, что от идеи строительства АЭС в Казахстане отказываться не стоит", - заявил г-н Турганов, выступая на совещании. Вице-министр понимает, что "радиофобия" в мире резко усилится после взрывов на четырех энергоблоках японских станций "Фукусима-1" и "Фукусима-2" и последовавшего увеличения радиационного фона в них, но продолжает выступать за "мирный атом". - Мы все равно считаем, что в Казахстане должно быть строительство АЭС, - повторил вице-министр, предложив в качестве успокоения проводить "более тщательный отбор проектов и больше внимания уделять вопросам безопасности" на АЭС, а программу развития атомной энергетики, которую правительство одобрило, но не приняло, нужно будет, мол, скорректировать. В третий раз представитель МИНТ повторил свое утверждение по поводу неизбежности строительства АЭС, когда напоминал суть упомянутой программы: в ней предусматривается участие республики во всех звеньях ядерно-топливного цикла: от добычи урана до конечного результата - строительства АЭС. "То есть от этого (строительства АЭС) пока мы не отходим", - констатировал вице-министр. И поставил точку в разговоре об АЭС, сославшись на Всевышнего. - Все условия для этого (строительства АЭС - авт.) у нас есть: по запасам урана мы находимся на втором месте в мире, по добыче мы впереди всех, поэтому сам Аллах велел заниматься нам этими вопросами, - заявил Турганов.

Позже в интервью журналистам он, правда, признался, что окончательного решения о строительстве АЭС в Мангистауском регионе еще не принято. Да и разработанный россиянами проект реактора для гипотетической казахстанской АЭС - это всего лишь ТЭО, которое еще предстоит утверждать. Так что Мининдустрии пока призывает не отказываться всего лишь от идеи, и где конкретно будет строиться АЭС, непонятно. Зато с будущим международным банком ядерного топлива наступила какая-никакая определенность. По словам Турганова, в апреле этого года МАГАТЭ вышлет всем проявившим интерес к размещению такого "хранилища" на своей территории странам небольшое "резюме" - перечень требований. По мнению Турганова, муссировать тему банка ядерного топлива можно будет только после появления такого перечня - ведь не исключено, что, ознакомившись с ним, мы сами откажемся от такой чести..."

Оппонирующее мнение приводит газета "Свобода слова", представившая на своих страницах статью лидера казахстанских зеленых Серикжана Мамбеталина. "Если мы не умерим свой пыл и не перестанем лезть в опасные проекты, техногенные катастрофы начнут происходить и на нашей земле. Вы этого хотите? Я вообще не понимаю, почему у нас так уперлись в идею со строительством атомной электростанции. АЭС - это вчерашний день энергетики. В Японии эти электростанции были построены 40 лет назад. Представляете - 40 лет уже прошло! Какие же это современные технологии? И я уверен, что японцы с большим удовольствием от них отказались бы, но у них нет другого выхода. Маленькая территория, огромное население, полное отсутствие природных ресурсов и весьма энергоемкая экономика. А теперь сравните Японию и Казахстан. У нас - огромные запасы энергоресурсов, низкая плотность населения, низкое потребление электроэнергии. Для чего нам АЭС? Мы абсолютно разные страны. К тому времени, как будут израсходованы нефть, газ и уголь, человечество точно перейдет на альтернативные источники энергии. И строить атомную электростанцию нет никакого смысла. Тем более в Актау. В этом регионе проживает 300 тысяч человек. Энергию оттуда никуда не продашь. То есть, и выгоды это никакой не принесет. Поэтому я считаю идею строительства АЭС полной бредятиной..."

О том, почему казахстанское правительство не намерено отказываться от строительства АЭС, рассуждает координатор Объединенной евразийской экспертной сети Наталья Харитонова. Портал "Евразия" републикует это интервью.

"Если мы говорим о постсоветском пространстве, то настораживает та быстрота, с которой руководство России и Казахстана заявили о намерениях и далее развивать такого рода проекты. Это свидетельствует о том, что за этими политическими заявления не стоит каких-либо серьезных экспертиз, а сентенции чиновников вызывают горькую улыбку у специалистов. А мы просто наблюдаем "эффект хора" - политики имеют, как правило, хороший "политический слух" и не допускают диссонанса со своими друзьями и стратегическими партнерами. И если в Кремле сказали так, то в Астане не могли сказать по-другому. Но если у России есть реальный многолетний опыт работы в отрасли атомной энергетики, то у Казахстана такового не имеется. В настоящий момент Казахстан занимается добычей и реализацией природного урана, став здесь мировым лидером - на Казахстан приходится 30% мировой добычи урана. Однако при этом Казахстан на сегодняшний день не обладает серьезными технологическими платформами в атомной промышленности - работа по производству топлива для атомных станций на Ульбинском комбинате остановлена, так как единственный покупатель этого топлива - Россия последний раз заказывала незначительные объемы топливных компонентов в 2009 году, а заказы в другие страны к этому моменту сформированы не были. Ситуация может измениться только после 2012 года.

Что касается непосредственного сотрудничества РК с Японией в атомной отрасли, оно до сих пор развивалось. В настоящее время добываемая в Казахстане урановая руда после ее переработки во Франции и Великобритании импортируется в Японию через Суэцкий канал. Однако из-за проблем с пиратами и ростом напряженности в ближневосточном регионе, Япония планировала ввозить для нужд своих АЭС казахстанский уран после его обогащения в России, используя Транссибирскую железнодорожную магистраль и российские порты на Дальнем Востоке России. Первая пробная поставка 15 тонн урана по новой схеме планировалась на осень этого года. Кроме того у Казахстана есть планы по расширению сотрудничества с Японией, причем не только в области поставок уранового сырья, а производства топлива и компонентов топлива. Как будет развиваться двустороннее сотрудничество после трагедии в Японии, сказать очень сложно. При этом Казахстан намерен совместно с Россией построить АЭС в Западном Казахстане в Актау, т.к. именно в этом регионе, где идет активная добыча углеводородов на шельфе Каспия, необходимы дополнительные источники электроэнергии, а южные, северные и восточные регионы снабжаются сетью ГЭС и ГРЭС. Сроки строительства атомной электростанции будут определены после прохождения экономической экспертизы проекта. Экологическую экспертизу проект уже прошел. Ранее руководство АО "Национальная атомная компания "Казатомпром" заявляло, что первый из двух блоков электростанции будет запущен в 2016 году. Видимо, события в Японии никак не повлияют на решение о строительстве этой станции и на лоббируемый Казахстаном проект создания банка ядерного топлива. Возможно, будут предприняты беспрецедентные меры по обеспечению безопасности этих планируемых объектов. По другому громкому проекту - созданию банка ядерного топлива - принципиального решения еще нет.

Однако самый главный вопрос - вопрос кадров - остается нерешенным. В Казахстане, как говорят сами специалисты из атомной отрасли, исчезают профессионалы, обладающие адекватными знаниями и креативным потенциалом, которые способны обеспечить, прежде всего, безопасность, а потом и исполнение контрактных обязательств. Вымывание специалистов из отрасли - это общемировая тенденция, в разных странах имеющая под собой различные конкретные причины. В Казахстане сильны причины социального характера. С течением времени вопрос кадров будет только обостряться, но для его решения пока в Казахстане не делается ровным счетом ничего. Руководство отрасли, видимо, рассчитывает на иностранных специалистов. Это наивно. Т.е. на новой станции, если она будет построена, возможно, просто некому будет работать, либо это будет персонал невысокой квалификации, способный нормально работать только в штатном режиме - как это видно на примере Японии. Это, безусловно, не повысит уровень безопасности на этом производстве, что недопустимо, в том числе и по причине близости к Каспийскому морю. У Казахстана пока есть все шансы пойти по японскому пути, уповая на все тоже МАГАТЭ".

Мнения экспертов по теме приводит также и "Бизнес и власть". "События в Японии заставили задуматься над усилением безопасности на АЭС в Актау. Мининдустрии и новых технологий намерено пересмотреть программу развития атомной отрасли. О том, какие изменения нужно внести в программу, чтобы обеспечить безопасность, "&" расспросил экспертов.

В связи с трагедией в Японии у казахстанского правительства появилась задача еще раз пройтись по вопросам обеспечения безопасности на АЭС в Актау, заявил 14 марта председатель комитета по атомной энергетике Мининдустрии и новых технологий Тимур Жантикин. "Мы рассматриваем возможность проведения независимой экспертизы силами зарубежных экспертов в области ядерной безопасности. Экспертизе будет подвергаться только обеспечение ядерной и радиационной безопасности. Надеюсь, что в течение года такие работы будут проведены", - отметил г-н Жантикин (цитаты по Интерфаксу).

Однако отказываться от строительства АЭС не будут, заявил вице-министр индустрии и новых технологий Дуйсенбай Турганов на 7-м республиканском совещании энергетиков 16 марта. По его словам, для создания АЭС в республике имеются все условия: страна занимает 1-е место в мире по добыче урана и 2-е - по его запасам. При этом в ведомстве не исключают, что программа развития атомной отрасли может быть пересмотрена. "Здесь должен быть тщательный отбор проектов, и больше внимания должно быть уделено вопросам безопасности", - сказал г-н Турганов.

События в Японии заставили задуматься о безопасности атома все мировое сообщество. Так, Германия собирается вывести из эксплуатации семь энергоблоков, построенных до 1980 года (на японской АЭС вышли из строя энергоблоки, построенные еще в 1970-х), и намерена приостановить новые проекты в атомной сфере. Также затормозили новые проекты Китай и Швейцария.

Как заявлял в 2009 году на форуме Kazenergy вице-президент Казатомпрома Сергей Яшин, на тот момент ТЭО строительства АЭС в Актау проходило государственную экспертизу. Известно, что совместно с россиянами планируется разработать и реализовать проект двухблочной АЭС с инновационной реакторной установкой ВБЭР-300 с правом владения проектно-сметной документацией и последующего продвижения проекта на рынки Казахстана, России и третьих стран. Проект по строительству АЭС предусмотрен в программе развития атомной отрасли РК. Согласно документу к 2020 году должны запустить оба энергоблока АЭС, сообщил "&" первый замдиректора Института атомной энергии РК Юрий Васильев. Однако проблема в том, что программа еще не утверждена и находится в канцелярии правительства. Соответственно, финансирования на разработку проектно-сметной документации (ПСД) АЭС, в состав которой входит и техническое обоснование безопасности проекта, не поступало (как сообщил "&" информированный источник, на ПСД нужно примерно 26 млрд тенге). Необходимо ускорить разработку ПСД, считает г-н Васильев. "Под дополнительным анализом безопасности, о котором говорил Тимур Жантикин, подразумевается обоснование безопасности станции с точки зрения ее работы в трех режимах эксплуатации - нормальном, переходном и аварийном", - пояснил г-н Васильев. По его словам, в программу нужно добавить мероприятия по модернизации структуры управления атомной отраслью РК, включая создание Агентства по атомной энергетике и промышленности, по выполнению дополнительных к намеченным исследованиям работ в обоснование безопасности АЭС.

При этом любопытно, что главное условие строительства АЭС - инновации - совершенно не прижились в стране. "Эксперт - Казахстан" констатирует отсутствие научных кадров в республике. "Многолетние попытки создать какую-то инфраструктуру для инновационной экономики закончились, если признаться себе честно, ничем. Когда думаешь о наших неудачливых институтах развития, сразу вспоминается история про дикарей из Меланезии. Во время Второй мировой войны на этих островах американские военные построили транзитные аэродромы для дозаправки своих самолетов. В результате аборигены, которые прежде должны были просто выживать, каждый день сражаясь с природой, перепрыгнули мигом в индустриальный век. Солдаты стали подкармливать их консервами, подвозить на автомобилях и т.д. Все эти вещи местные жители назвали словом "карго" от английского cargo - груз. Затем базы были свернуты. А дикари стали строить из тростника модели самолетов, диспетчерских пунктов и пр. Но консервов так и не увидели. Примерно то же происходит в Казахстане с инновационной инфраструктурой: успешно заимствуется форма, но не содержание. Недостаточно построить нечто внешне похожее на самолет. Он должен быть сделан из дюрали, у него должен быть двигатель и система управления элеронами и закрылками. А внутри должен сидеть обученный пилот. Астанинские инноваторы всегда не очень хорошо понимали, похоже, что взять где-то институты - этого совсем недостаточно. До Алматы доходят слухи из столицы, что сейчас в каждое министерство спущен из правительства неофициальный приказ выдать список из 20 инноваций, которые будут полезны и актуальны через 15 лет. Не можем сказать, насколько они правдивы. Но если они соответствуют действительности, то это похоже на жест отчаяния. Логику происходящего понять можно. Получив лонг-лист из полутора сотен инноваций, можно потом его сократить до десяти, создать целевую программу с конкретно обозначенными результатами, под которую выделить конкретное финансирование и в довершение поручить лично премьер-министру отслеживать выполнение проектов и их внедрение. Однако, во-первых, неизвестно, что сгенерируют государственные мужи в отведенный им срок. А ведь, как известно, что посеешь, то и пожнешь. Во-вторых, горстка инноваций, которая родится, не будет означать, что в стране создана система по генерации инноваций. Вообще же для начала нужно определиться, зачем нам, собственно, инновационная экономика? Ответ вроде бы очевиден. Наиболее маржинальные отрасли - это всегда самые молодые отрасли. Поэтому, чтобы жить богаче других наций, нужно находиться на передовой научно-технического прогресса.

Однако если взглянуть правде в глаза, Казахстан не может себе позволить этой роскоши. И этим он мало отличается от большинства из тех двух сотен стран, что существуют на планете. Реально инновационная экономика создана в совсем небольшом числе государств. Казахстан вводит в заблуждение его причастность к Советскому Союзу, где инновации действительно генерировались, хотя и большей частью в оборонке. Но это Россия может говорить, что она в этом смысле отличается от большинства развивающихся стран. В Казахстане были и НИИ, и мощные оборонные предприятия. Но, как правило, институты являлись местными филиалами головных организаций, находившихся в Москве, а заводы делали продукцию, которая была сконструирована в российских КБ. Когда институты стали независимыми, уровень исследований стал снижаться, что происходило на фоне деградации системы образования. Поэтому фактически сейчас мы находимся на том же уровне, что и страны, где инноваций не было никогда. Это нужно честно признать.

Все же у нас есть небольшое число научных школ, которые не погибли. Речь идет о металлургии, химии, имеется некоторый задел в биотехе. Институты, которые занимаются этими темами, либо прозябают, либо существуют на западные гранты. Если уж нам так хочется инноваций, нужно действовать точечно. Но не собирать предложения с чиновников, тем более что они плохо разбираются в предмете, а создать четкие программы по финансированию этих направлений, и не менее четкие планы по коммерциализации полученных результатов исследований. Например, принудить наши металлургические гиганты к внедрению разработок отечественных ученых. Сегодня все технологии они покупают за границей. И их можно понять - это же транснациональные корпорации, которые не хотят рисковать. А инновации - всегда риск. Но ради будущего страны, где находятся их основные активы, они рисковать обязаны".

"Дело ЮКОСа завершит РД КМГ"

Интересный факт опубликовало деловое издание "Курсив". В материале под названием "Дело ЮКОСа завершит РД КМГ". Аналитики издания отмечают: АО "Разведка Добыча "КазМунайГаз" (РД КМГ) нарастило свои запасы путем приобретения доли в проекте разработки месторождения Федоровское в Западно-Казахстанской области. Данный актив долгое время переходил из рук в руки, а среди череды собственников фигурирует опальный олигарх Ходорковский.

"11 марта РД КМГ сообщила о заключенном соглашении с Exploration Venture Limited о приобретении 50% акций в компании Ural Group Limited (UGL). UGL принадлежит 100% акций ТОО "Урал Ойл энд Газ", обладающего лицензией на проведение разведки углеводородов на Федоровском блоке, расположенном недалеко от города Уральск. Цена приобретения 50% акций в UGL составляет $149,1 млн, что включает в себя $61,3 млн за акции и $87,8 млн за права требования по акционерным займам. Хотя этап разведки месторождения еще не завершен и сроки начала проектирования и эксплуатации еще остаются неясными, можно сказать, что больших затрат на развитие инфраструктуры (одной из главных статей расходов) не понадобиться. Так, кроме того, что актив находится вблизи действующих месторождений Карачаганак и Чинаревское, по территории блока проходит магистральный газопровод компании "Газпром" - "Оренбург-Западная Европа". Вблизи блока также проходят: экспортный магистральный нефтепровод "Атырау-Самара", трубопровод "Карачаганак-Атырау", соединенный с системой КТК.

Стоит отметить весьма интересную историю разработки данного блока. В 2000 году компания First International Oil Corporation of Houston стала владельцем лицензии на освоение Федоровского месторождения и обнаружила там перспективные запасы углеводородного сырья. 22 января 2002 года российская нефтяная компания "ЮКОС" приобрела у американской компании 77,5% акций в данном проекте. Одновременно переговоры на участие в проекте вели российская НК "Роснефть" и группа компаний "ИТЕРА", но отказались от участия в проекте после его детального изучения. Компания Ходорковского намеривалась стать оператором разработки данного месторождения, позже ЮКОС заявлял о своем намерении увеличить этот пакет до 100%. Однако в 2004 году российская компания через свою "дочку" Avery Worldwide Limited (AWL), продала 22,5% акций Ural oil and gas венгерской MOL Plc. В феврале 2005 года была выявлена непубличная продажа оставшихся 55% без раскрытия суммы сделки компании Exploration Venture Ltd. Это произошло, когда компания MOL (тогда на должность вице-президента уже был назначен Рэй Леонард, ранее курировавший этот проект на аналогичной должности в "ЮКОС-ЭП") выкупила 5% у EVL за $3,81 млн. Оставшиеся 50% были проданы РД КМГ.

Казахстанская компания данной покупкой РД КМГ увеличила свои запасы на 5%. На конец 2010 года, согласно подсчету, утвержденному Государственной комиссией РК по запасам, общие извлекаемые запасы газа и конденсата категории С1+С2 на Федоровском блоке составляют 203,4 млн баррелей нефтяного эквивалента".

Михаил Пак, Алма-Ата