Приднестровское урегулирование: "Лучше быть частью Одесской области славянской Украины, чем Бессарабского жудеца "великой" Румынии". Конституционная реформа: "Президент Смирнов сохраняет за собой всю полноту власти. Мало того, получает право распускать парламент". Геополитика: "Такое впечатление, что доклад американского сенатора Лугара писался под диктовку какого-нибудь молдавского наци".

Приднестровское урегулирование: "Лучше быть частью Одесской области славянской Украины, чем Бессарабского жудеца "великой" Румынии"

Двадцать лет приднестровцы строят собственное государство - Приднестровскую Молдавскую Республику, пишет "Ольвия-пресс". Ведущие мировые державы, от которых, в общем-то, и зависит признание или непризнание того или иного государственного образования, упорно твердят, что разрешение молдавско-приднестровского конфликта возможно только на основе территориальной целостности Республики Молдова. И это, несмотря на то, что от года к году на политической карте мира появляются все новые и новые государства, зачастую имеющие гораздо меньше прав на признание, нежели Приднестровье. За последние полвека мир разительно изменился. Только с 1990 года независимость обрели 36 государств. Не считая тех, которые образовались при распаде СССР и Югославии, суверенитет получили Чехия, Словакия, Косово, Намибия, Эритрея, Маршалловы острова, Микронезия, Восточный Тимор, Республика Палау, Абхазия и Южная Осетия. В ближайшем будущем появится еще одно признанное государства - Южный Судан, отделившийся от севера страны в результате референдума, прошедшего в январе нынешнего года.

Тем не менее, несмотря на парад суверенитетов по всему миру, Приднестровью отказывают в праве на независимость, закрепленном в уставе ООН, а также законах СССР 1990 года "О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами Федерации" и "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР", оговаривающих право на суверенитет автономных республик в случае распада Советского Союза, пишет "Ольвия-пресс". При этом никто не обосновывает свое мнение, почему ПМР должна войти в состав Республики Молдова. Идет безапелляционная констатация факта - должна и всё, приговор окончательный, обжалованию не подлежит. Причем, этого мнения придерживаются все участники переговоров в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM), за исключением, разумеется, Приднестровья. И никакие доводы приднестровской стороны о том, что народ ПМР категорически против объединения с националистической, русофобской и румынофильской Молдавией, в расчет не принимаются.

Мало того, в последнее время и Молдавия, и Запад, а вместе с ними и некоторые российские чиновники пытаются обосновать свою позицию тем, что сами приднестровцы желают объединения с Молдавией, продолжает "Ольвия-пресс". Не так давно эту мысль высказал и посол Российской Федерации в Молдавии Валерий Кузьмин. Отвечая в интервью молдавскому информационному агентству Info-Prim Neo на вопрос: "Опросы общественного мнения и наблюдения показывают, что значительная часть жителей приднестровского региона желает реинтеграции страны. Как Вы прокомментируете этот факт", Валерий Кузьмин ответил: "Мои личные наблюдения подтверждают результаты опросов общественного мнения, которые говорят о том, что значительная часть населения и Правобережья, и Левобережья желают реинтеграции Республики Молдова".

Честно говоря, подобный ответ на левом берегу Днестра вызвал удивление и возмущение, пишет "Ольвия-пресс". А как же результаты трех референдумов о независимости 1990, 1991 и 2006 годов, на которых, соответственно, 95,8%; 97,7% и 97,1% приднестровцев проголосовали за независимый статус ПМР? Да и о каких соцопросах идет речь, где, якобы, респонденты заявили, что хотят объединения с Молдавией? Наоборот, результаты социологических опросов, проводимых в Приднестровье ежегодно, говорят об обратном. За объединение с Молдавией высказывается не более 3-5% приднестровцев. И на основании этих пяти процентов голосов делается заключение, что народ Приднестровья желает реинтеграции? Сложно сказать, на основании каких умозаключений делается подобный вывод. Вполне возможно, российский дипломат был введен в заблуждение звучащими уже не первый год заявлениями молдавских политиков о том, что народ ПМР желает объединения, но этому, якобы, мешает руководство республики. Впервые подобные высказывания прозвучали еще в 2006 году из уст бывшего президента РМ Владимира Воронина. В частности, тогда в интервью газете "Независимая Молдова" он высказал мнение о том, что "приднестровцы хотят объединения с Молдавией, но им не разрешают Тираспольские власти". Позже лидер ПКРМ не раз рассуждал о том, что молдавскому и приднестровскому народам нечего делить, что молдавско-приднестровский конфликт не имел этнической окраски и являлся следствием дележа советской собственности. Понятно, что соответствие этих слов с реальной действительностью равнялось нулю.

Тем не менее, эту тактику убеждения мировой общественности в том, что народ Приднестровья и в самом деле хочет объединения, взяли на вооружение пришедшие на смену коммунистам либерал-демократы, продолжает "Ольвия-пресс". Правда, они, в отличие от Воронина, смотрят на вещи более трезво и не заявляют о том, что жители Молдавии и Приднестровья по-братски любят друг друга. Но в то же время новые молдавские власти безаппеляционно рассуждают о том, что приднестровцы пойдут на объединение с правым берегом, если тот станет для них экономически привлекательным. Что ж, общество всеобщего благоденствия - неплохо. Только сегодня почему-то граждане приграничных районов Молдавии просятся прописать их на территории Приднестровья, а не наоборот. К тому же, сложно сказать, верят ли сами лидеры праворадикальной коалиции в то, о чем говорят? Помнят ли они о том, что между Приднестровьем и Молдавией непреодолимой пропастью стала война 1992 года? Ведь боль утрат не утихла, приднестровцы не забыли о том, как "любящие братья" убивали безоружных дубоссарцев, как с оружием в руках ворвались они в мирные и беззащитные Бендеры, круша все на своем пути, не щадя ни женщин, ни детей.

И когда кто-то заявляет, что "значительная часть жителей приднестровского региона желает реинтеграции страны", он глубоко заблуждается, пишет "Ольвия-пресс". Меньше всего народ Приднестровья хочет объединения с теми, кто вот уже двадцать с лишним лет заявляет о превосходстве молдавской нации над другими, кто ущемляет права некоренного населения своей страны, кто объявляет русских оккупантами, а Молдавию - проигравшей стороной в Великой Отечественной войне. И совершенно правы представители общественных организаций Приднестровья, высказавшие свое возмущение по поводу заявления посла РФ в Республике Молдова. По мнению председателя Союза русских общин Приднестровья Виктора Арестова, "подобные выводы должны, прежде всего, основываться на мнении народа. Свою четкую позицию по поводу возможности создания совместного государства с Республикой Молдова приднестровцы высказали в ходе референдума, состоявшегося 17 сентября 2006 года!" Солидарен с ним и председатель Союза молдаван Приднестровья Валериан Тулгара, задавая отнюдь не риторический вопрос: "как можно делать подобные выводы о мнении целого народа, не имея серьезных аргументов, данных и цифр, не посоветовавшись с гражданами?" В качестве главного аргумента, говорящего о том, что Валерий Кузьмин ошибается, Валериан Тулгара также приводит данные сентябрьского референдума 2006 года, в ходе которого большинство проголосовавших высказались против объединения с Молдавией (по итогам проведённого 17 сентября 2006 года в ПМР референдума, более 97% избирателей высказались за независимость Приднестровья от Молдавии с последующим вхождением в состав России - прим. ИА REGNUM).

Аналогичное мнение от лица украинцев Приднестровья высказал председатель Союза украинцев Леонид Ткачук, продолжает "Ольвия-пресс". "Такие заявления для дипломатов - редкость. Обычно они осторожны в своих высказываниях. Но, наверное, есть какие-то силы, которые хотят склонить чашу весов в эту сторону", - заявил Ткачук. Он также отметил, что результаты референдума 17 сентября 2006 года свидетельствуют об обратном тому, что заявляет российский дипломат. По мнению Леонида Ткачука, "двухсторонние договорённости - самое важное. Но для этого у договаривающихся должны быть равные права, и исходить они должны из пожеланий людей, только тогда может быть успех. Политики должны делать то, что хочет народ, а если нет - успеха не будет". В самом деле, кому, как не дипломату и историку, знать, что собой представляет молдавское государство и понимать, что ни один русский, украинец, белорус, еврей, армянин или представитель любой другой национальности, живущий в Приднестровье, не хочет объединения с Молдавией, потому что это путь, не сулящий ничего, кроме унижения, оскорблений и притеснений по национальному признаку, путь туда, где для жителей Приднестровья нет и не может быть будущего, подводит итог агентство.

Политика Российской Федерации, выстраиваемая руководством и дипломатией России в молдавско-приднестровском урегулировании, не оставляет сомнения в том, что Приднестровью уготована участь "битой карты", пишет "Приднестровье". Похоже, российское руководство сейчас заботит только одно - засчитает ли ЕС и США этот "жест доброй воли" в зачёт успешно сданного "теста" на партнёрство с ними в вопросах европейской безопасности? Именно такое "домашнее задание", по мнению многих политических аналитиков, - сдать Приднестровье в обмен на "зачёт" - получил российский президент от канцлера Германии Ангелы Меркель и президента Франции Николя Саркози во время встречи в Довиле. Задача российской дипломатии на приднестровском направлении упрощена до предела. Дипломатам нужно лишь время от времени перед различными аудиториями привычно повторять несколько заученных фраз. Ну, например: "Одним из ключевых моментов в приднестровском урегулировании должен стать особый, гарантированный статус Приднестровья в рамках территориальной целостности Республики Молдова", или: "Россия по-прежнему, несмотря ни на что, сохраняет приверженность территориальной целостности Республики Молдова".

Признав (неожиданно для самого себя) на пике эмоций от грузинской агрессии государственную независимость Южной Осетии и Абхазии, российское руководство не получило взамен ничего, кроме "головной боли" (что делать с признанными ею территориями дальше?) и охлаждения отношений с международным сообществом, которое по-прежнему считает оба "независимых государства" в списке нерешённых конфликтов на постсоветском пространстве, продолжает "Приднестровье". Полноценных российских военных баз, способных участвовать в решении геостратегических задач, до сих пор нет ни в Абхазии, ни в Южной Осетии. Не исключено, что сдача Приднестровья станет очередным шагом на пути выстраивания "партнёрских отношений с Западом", за которым от России потребуют в качестве очередного "теста на лояльность" дезавуировать своё заявление о признании государственной независимости закавказских территорий.

На Западе не без основания рассчитывают на успех, пишет "Приднестровье". Отношение европейской политической элиты к России отчасти нашло отражение в высказывании эксперта Парижского национального института восточных языков и цивилизаций Катрин Дюрандин. Выступая в Бухаресте на международной конференции "Чего хочет Россия? Что может Румыния", она охарактеризовала состояние современной России в весьма неприглядном свете: "...Россия слаба, несолидна с экономической, культурной и политической точек зрения. Россия нестабильна, переживает демографический кризис, а политика в области здравоохранения не приводит к росту продолжительности жизни. С технологической точки зрения Российская Федерация также далека от уровня сильной державы". Можно не согласиться с мнением французского эксперта, однако, хотим мы этого или нет, оно родилось не на пустом месте. Многолетнее издевательство (иначе и не скажешь) молдавских политиков над Россией убедительный тому пример. Даже в тех немногих случаях, когда российское руководство, доведённое до точки кипения, решалось на применение экономических санкций по ограничению ввоза в Россию винно-коньячной продукции из Молдавии, наказанию подвергались и приднестровские ведущие в этой отрасли предприятия, такие как прославленный далеко за пределами СНГ KVINT. В народе по такому поводу грустно шутят - бей своих, чтобы чужие боялись!

Допускаем, что российское диппредставительство в Молдавии является не самой сильной ветвью зарубежного дипломатического корпуса Российской Федерации, продолжает "Приднестровье". Но на протяжении двух десятков лет разобраться в политической атмосфере маленького государства и его этнокультурных устремлениях можно было и без сверхъестественных дипломатических способностей. Большая часть времени российскими дипломатами в Молдавии была потрачена на поиск среди бессарабских политиков пророссийски настроенных лидеров, опираясь на которых можно с помощью приднестровской приманки удержать Молдавию в зоне российского влияния. Но таковых не было, нет и быть не может по определению.

Однако наибольшее недоумение и разочарование у приднестровцев вызывает даже не эта слепота, а тот не поддающийся осмыслению факт, что вопреки здравому смыслу, объективным реалиям и собственным геополитическим интересам Россия продолжает упорно вытеснять Приднестровье из славянского мира, твердя о несуществующей территориальной целостности будущей провинции Румынии, пишет "Приднестровье". Складывается впечатление, что даже если Кишинёв откажется от Приднестровья и заявит об этом в официальном порядке, из Москвы будут нестись всё те же заклинания о приверженности России территориальной целостности Республики Молдова.

Тем временем Евросоюз активизирует свою деятельность в нашем регионе, продолжает "Приднестровье". Всё настойчивее навязывается мнение о необходимости придать статус участника переговорного процесса между Кишинёвом и Тирасполем нынешнему наблюдателю Евросоюзу. Принимать непосредственное участие в качестве переговорщиков изъявили желание Румыния и Польша. Особый интерес проявляет Румыния. В Бухаресте проснулся дух реваншизма, который всегда присутствовал в головах значительной части румынского общества. Президент Румынии Траян Бэсеску не раз с надеждой говорил о скором воссоединении единственной разделённой нации в Европе - румынской, проживающей на обоих берегах Прута (согласно официальной позиции Бухареста и бессарабских румыноунионистов, молдавского языка не сущестует, молдаване являются "румынами", а Молдавия - "вторым румынским государством", при этом, согласно данным переписи 2004 года, обнародованным Национальным бюро статистики Молдавии, румынами себя назвали 2,2% жителей Молдавии, молдаванами - 75,8%, 78,4% молдаван родным языком указали молдавский язык, 18,8% - румынский - прим. ИА REGNUM).

Перемены, и существенные, в процессе молдавско-приднестровского урегулирования, что называется, висят в воздухе, пишет "Приднестровье". Для успешной реализации своих планов по окончательному урегулированию молдавско-приднестровской проблемы с одновременной ликвидацией российского военного присутствия в регионе Евросоюз назначил своим новым представителем по Молдавии бывшего министра иностранных дел Словакии Мирослава Лайчака. Назначение специалиста по Балканам спецпредставителем ЕС по Молдавии представляется не случайной ротацией кадров. Когда боснийские сербы заявили о своём праве на самоопределение по примеру Косово, Мирослав Лайчак в категоричной форме отверг саму идею самоопределения сербов, сославшись на то, что Республика Сербская является составной и неотъемлемой частью общего государства - Босния и Герцеговина. Можно предположить, что при ослаблении позиции России в молдавско-приднестровском урегулировании, ввиду выполнения ею "тестовых" обязательств перед ЕС, Мирослав Лайчак будет проводить по отношению к Приднестровью такую же жёсткую политику принуждения к объединению с Молдавией.

На фоне последних трагических событий с проявлением активности террористов в России можно предвидеть и дальнейшее ослабление позиций РФ в процессе молдавско-приднестровского урегулирования, продолжает "Приднестровье". Непрекращающиеся террористические акты и участившиеся вылазки бандитов на Кавказе странным образом совпадают с подписанием Россией и США соглашения о сокращении стратегических вооружений. Таким образом, на первый план выходит проблема борьбы с терроризмом, отодвигая на периферию заботу об укреплении обороноспособности страны. Россию как бы пытаются убедить в том, что главной проблемой её безопасности является терроризм, а следовательно, можно без оглядки уничтожать свои бесполезные в борьбе с террористами стратегические наступательные виды вооружения. В результате у России не останется ни синицы (Приднестровья) в руках, ни журавля (Молдавии) в небесах, ни достаточных сил ядерного сдерживания.

Безусловно, одной из самых серьёзных проблем на пути сближения Приднестровья с Российской Федерацией, наряду с политической составляющей (приверженностью территориальной целостности РМ), всегда являлось отсутствие общих границ и удалённость территории РФ от ПМР, пишет "Приднестровье". Однако Приднестровье не только граничит с другим гарантом переговорного процесса, с Украиной, но и в недалёком историческом прошлом являлось частью её территории. Кроме того, в Приднестровье, как известно, одна треть граждан являются этническими украинцами, среди которых многие обладают паспортом гражданина Украины. В этой ситуации как нельзя к месту подходит народная мудрость о том, что нельзя класть все яйца в одну корзину. Иными словами, стратегически неоправданно проводить однобоко ориентированную политику, отдавая приоритет Российской Федерации по всем направлениям в ущерб отношениям с Украиной. Осмелимся предположить (зная менталитет нации), что высокопоставленным украинским политикам чувство ревности мешало и мешает проявлять в отношении Приднестровья более выраженную заботу и помощь. В русле развития политической ситуации вокруг Приднестровья на первый план для приднестровцев выходит задача всеми способами не допустить отторжения Приднестровья от географического и этнокультурного славянского мира. И если Приднестровью не суждено стать признанным самостоятельным государством, то уж лучше быть частью Одесской области славянской Украины, чем частью Бессарабского жудеца "великой" Румынии, подводит итог издание.

Справка ИА REGNUM: Приднестровье вошло в состав Российской империи в результате ее победы в русско-турецкой войне 1787-1792 гг., что было закреплено Ясским мирным договором между Россией и Турцией. В 1924 году на территории Приднестровья и сопредельных районов Украины была образована Молдавская Автономная ССР в составе Украинской ССР. 28 июня 1940 года СССР вернул оккупированную Румынией с декабря 1917 года Бессарабию, в результате присоединения которой к МАССР была создана Молдавская Советская Социалистическая Республика. Юг Бессарабии и север Буковины были включены в состав УССР.

Конституционная реформа: "Президент Смирнов сохраняет за собой всю полноту власти. Мало того, получает право распускать парламент"

Тихо и незаметно для простого люда прошло сообщение о том, что в начале года группа депутатов подала в Верховный Совет Приднестровья законодательную инициативу с проектом изменений в конституцию ПМР, пишет "Новая Газета". Кроме невразумительных комментариев со стороны разработчиков и послания президента ПМР парламенту, в котором он озвучил некоторые моменты реформы, новых комментариев и объяснений пока нет. Да и этот документ пока широко не известен. А ведь это, как-никак, затрагивает интересы всех граждан.

Освежим память, продолжает "Новая Газета". Несколько лет назад предыдущий состав Верховного Совета ПМР решил повоевать с исполнительной властью и понял, что у них в руках рычагов нет. Правда, некоторые эксперты не считают, что депутаты-"обновленцы" во главе со спикером Евгением Шевчуком решились на этот шаг самостоятельно. Мол, команда поступила от руководства фирмы "Шериф", на которую Игорь Николаевич Смирнов по своим каналам начал наезды. Как это было на самом деле неясно, однако депутаты громко прозвенели своими желаниями не только дать возможность в новом главном законе право простому смертному люду избирать глав администраций, но и даже потребовали преобразовать государственные СМИ в общественные. Это касалось в первую очередь ненавистных им ТВ ПМР и радио ПМР, жестко критиковавших деятельность законодателей и рьяно хвалящих работу исполнительных структур и президента. Но как только фирма договорилась с президентом, полагают те же эксперты, стремление депутатов исчезло в хлам.

Так было два раза, а потом президенту надоело, и он начал атаку - предложил свой вариант Конституции, который депутаты торпедировали, собрав все силы, пишет "Новая Газета". Тогда и была назначена конституционная комиссия и объявлено о совместной работе над новым вариантом. Несомненно, для ПМР это шаг вперед. Ведь, если кто забыл, то напомним еще одну деталь: т.н. "балалаевскую" конституцию, а точнее гигантские изменения в Конституцию, внесенные в ВС ПМР министром юстиции Виктором Балалой, и фактически являвшиеся новым вариантом закона, депутаты тогдашнего созыва приняли на ура. Они превратили ПМР в президентскую республику, где Верховному Совету отводилась роль принятия бюджета, и давались небольшие контролирующие функции. Так сказать, чтобы вокруг не говорили, что у нас нет демократии.

И вот - явление нового варианта народу, продолжает "Новая Газета". Из того, что пока известно, особо радоваться нечему. Исполнительная вертикаль сохранила свои рычаги, отдав самые небольшие детали, но только для согласования, в руки парламентариев. Присмотримся. Депутаты добились: исчезает пост вице-президента. Это делается, как пишут разработчики, "с целью исключения дублирования его полномочий с полномочиями председателя правительства". Странно, когда это у нас вице занимался подобными полномочиями? Но ларчик просто открывается: устраняют не пост, а человека, занимающего этот пост - Александра Королева. Он явный фаворит Смирнова, хотя, чтобы не дразнить гусей, у него президент срезал кучу полномочий.

Вызывает умиление желание разработчиков сэкономить бюджет, пишет "Новая Газета". Как они пишут: "Вместе с тем, законопроектом предлагается упразднить должность вице-президента ПМР, в связи с чем на сумму, пропорциональную размеру оплаты труда председателя правительства ПМР, бюджетное финансирование органов исполнительной власти будет уменьшено". Выходит у нас аппарат вице-президента был таков, что можно сэкономить, создав из кабинета министров правительство?

Не забыли и о составе парламента, продолжает "Новая Газета". Предполагается создать: "однопалатную структуру Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики с одновременным сокращением численности депутатов до 35, а также переходом парламентариев на постоянную профессиональную основу". В настоящее время Верховный Совет состоит из 43 депутатов, причем существует возможность осуществления своих полномочий, как на постоянной основе, так и на освобожденной. Проект предусматривает, что 35 депутатов осуществляют свои полномочия только на постоянной профессиональной основе. Так что 8 человек долой. Почему 8, а не, к примеру, 10 или 5? Не дано нам понять. Зато теперь президент сможет распускать Верховный Совет, если он ему слишком надоест.

Сейчас действует Кабинет министров, никакой ответственности не несущий за свою работу, пишет "Новая Газета". В будущем предполагается, что есть возможность отставки правительства как меры юридической ответственности за проводимую им политику. Возможность указанной отставки связана с выражением парламентом двукратного недоверия правительству (по инициативе Верховного совета). Хочется только отметить, что если два раза депутаты потребуют отставки правительства, то президент вправе либо распустить правительство, либо распустить Верховный совет. Как вам такая норма?

По-прежнему предполагается, что президент будет назначать глав администраций после согласования этого предложения премьера с городским либо районным советом, продолжает "Новая Газета". Так что забудьте о возможности населения самим избирать мэров. Низзя! А то еще мнение народа не совпадет с мнением верхушки, что же тогда будет с республикой?! А ведь когда-то Игорь Николаевич в своих программах предвыборных обещал отдать больше самостоятельности местному самоуправлению и т.д. и т. п... Видно боится, что самостоятельность может ему боком выйти. Ведь, к примеру, есть города, где кандидатура сегодняшнего мэра с треском провалится на выборах. И как после этого управлять страной? Лучше дадим возможность жителям сел избирать сельских глав. Ведь эти минимэры бесправны и безбюджетны - все равно придут на поклон, как колхозник к председателю колхоза.

Нам обещают, что грядет судебная реформа: согласно проекту, судьи Верховного, Конституционного и Арбитражного судов будут назначаться на должность Верховным советом по предложению президента, пишет "Новая Газета". А для местных судей, где самое большое число дел и влияние на гражданское общество, порядок, получается, останется старым. Сегодня практически судьи зависят от своего назначения от исполнительной структуры. Правда, обещают закрепить положение, позволяющее судьям исполнять свои полномочия до 70 лет. Якобы это связано с недобором судей. Так давайте вообще назначим их пожизненно! Ведь известно, что не всякий мужик доживает до этого возраста. Если норма будет принята, то видно состав судей резко изменится на женский. Ну и хорошо. Женщины, говорят, мягче, добрее, что ли.

Есть еще одна интересная деталь в проекте, продолжает "Новая Газета". "Предлагается вывести прокуратуру из главы "Судебная власть" в связи с тем, что, поскольку прокуратура определена как единая централизованная система органов, осуществляющих надзор за точным и единообразным исполнением Конституции и законов, ее нахождение в главе "Судебная власть" представляется не вполне корректным, таким образом, предлагается ее выделить в отдельную главу, обозначенную как "Надзор за точным и единообразным исполнением Конституции Приднестровской Молдавской Республики и законов". Так и непонятно - так что это такое "Прокуратура"? Структура судебной власти? Нет! Законодательной? Нет! Исполнительной получается?! Других у нас просто не существует по понятию разделения властей. А если этот орган опять будет за исполнительной властью, то в наших условиях - это новый аргумент против законодательной. Ох, доиграетесь, господа предприниматели! Извините, депутаты парламента Приднестровья.

Как это получилось, неизвестно, но факт есть факт: "Президент Приднестровской Молдавской Республики обращается с посланиями к народу Приднестровской Молдавской Республики, Верховному совету и периодически информирует о наиболее важных вопросах внутриполитической и внешнеполитической деятельности Приднестровской Молдавской Республики, представляет Верховному совету ежегодные доклады о положении республики и предлагает к его рассмотрению такие меры, которые сочтет необходимыми и полезными". До этого Игорь Николаевич с народом общался крайне редко, пишет "Новая Газета". Да и что ему, этому народу объяснять? Вот теперь он обязан будет послание ему огласить. Так сказать, демократия. Наверняка он расскажет, какие последние предприятия загнали и по какой цене, что у нас на базаре творится, как строят дома чиновники на свою скромную чиновничью зарплату и пр. А то и попугает, как это было в последнем обращении к депутатам нового созыва и потребует (или порекомендует) регистрировать все СМИ в т.ч. и интернет. Ведь чего боится нынешняя власть? Того, что показывают по телику с определенной регулярностью: рушатся режимы под напором не выдержавших толп людей. Поэтому будут у нас закручивать гайки и по общественным организациям и по СМИ.

Особо старались разработчики обойти, несмотря на продекларированную "гармонизацию с российским законодательством", вопрос количества сроков пребывания на посту президента одного и того же лица, продолжает "Новая Газета". Игорь Смирнов может не волноваться: в проекте вопрос бесконечного числа, а, значит, пожизненного срока, не прописан. Компромисс! Для кого? Практически все считают, что срок нахождения на президентском посту должен быть ограничен до двух сроков. Во всяком случае, как это сделано в России и в других странах. Или мы "гармонизируемся" только там, где это нам выгодно, господа? Сейчас начнется т.н. всенародное обсуждение. Посмотрим, что по этому поводу скажет народ. Тот народ, который еще не уехал, не покинул и не помер. Подождем его слова, если он еще не разучился говорить, подводит итог издание.

Верховный Совет приступил к рассмотрению проекта Конституционного закона "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Приднестровской Молдавской Республики", разработанного на основе предложений Конституционной комиссии, в составе которой с декабря 2009 года работали представители исполнительной, законодательной и судебной власти, пишет "Человек и его права". Многие, безусловно, помнят баталии 2009 года вокруг предложений сначала 17-ти депутатов Верховного Совета, затем президентского проекта. Именно тогда в жертву был принесен спикер высшего законодательного органа республики Евгений Васильевич Шевчук. И вот "компромиссный вариант", о котором говорили так много, опубликован. Больше того, в конце публикации сделан демократический жест: граждане ПМР могут вносить свои предложения и задавать вопросы. Вопросов никаких не возникло. Все и так ясно. Президент Смирнов Игорь Николаевич сохраняет за собой всю полноту власти. Мало того, получает право распускать парламент.

Суть основных поправок состоит в следующем: вместо непонятной фигуры вице-президента и ничего не решающего Кабинета министров вводится институт правительства, продолжает "Человек и его права". Сама по себе мера нужная. Но только если бы правительство действительно отчитывалось перед Верховным советом и перед народом. В предложенном варианте президент и только он предлагает Верховному совету утвердить кандидатуру премьер-министра, который будет координировать работу правительства. Если парламент не утверждает нужного президенту человека, президент еще раз направляет на утверждение все ту же кандидатуру. И если она снова не нравится Верховному совету, президент распускает парламент. Какой же смысл спрашивать согласия Верховного совета о кандидатуре премьера?.. Игра в демократию.

Парламент VI созыва, который будет избран в 2015 году, согласно проекту, должен стать профессиональным, а число депутатов - сократится до 35, пишет "Человек и его права". Этот шаг можно приветствовать. Наряду с активными депутатами в Верховном Совете есть и те, без которых наш законодательный орган вполне может обойтись. Судьи Верховного, Арбитражного и Конституционного судов должны назначаться Верховным советом по предложению президента. Возрастной ценз судей планируется увеличить с 65 до 70 лет. С чем это связано?.. Вероятно, с огромным количеством нерассмотренных дел в судах. И количество их будет только расти. Главы госадминистраций городов и районов должны назначаться президентом по предложению премьер-министра и согласовываться с местным советом.

Проект закона будет рассмотрен в первом чтении на пленарном заседании Верховного совета 9 марта, принять его планируют до летних парламентских каникул, продолжает "Человек и его права". В этом случае часть поправок в Конституцию вступит в силу уже в сентябре текущего года. Нормы, касающиеся формирования правительства, начнут действовать с начала 2012 года.

Геополитика: "Такое впечатление, что доклад американского сенатора Лугара писался под диктовку какого-нибудь молдавского наци"

8 февраля в США был опубликован доклад комиссии по внешним отношениям Конгресса США, написанный под руководством влиятельного американского сенатора Ричарда Лугара под названием "Поставит ли Россия точку в последнем замороженном конфликте в Восточной Европе?", пишет "Ольвия-пресс". По сути, этот доклад призывает американское руководство усилить давление на Россию с целью скорейшего разрешения молдавско-приднестровского конфликта. Мало того, исходя из названия доклада, вытекает, что Соединенные Штаты признают тот факт, что грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов больше не существует и, следовательно, косвенно подтверждают легитимность провозглашения независимости Сухумом и Цхинвалом и признание ее Россией. То, что в докладе не упоминается о Нагорном Карабахе, также расположенном в регионе, относящемся к Восточной Европе, тоже наводит на некоторые размышления. Впрочем, углубляться в эту тему сейчас не стоит, ибо в данном случае речь идет о Приднестровье.

Что же предлагает комиссия по внешним отношениям американского Конгресса в своем докладе? - продолжает "Ольвия-пресс". В нем, в частности, рекомендуется администрации США убедить Россию в том, что ее активность в достижении соглашения по Приднестровью, могла бы доказать, что развитие отношений между Россией и ЕС приносит выгоду безопасности в Восточной Европе. При этом авторы доклада настаивают на том, что США должны присоединиться к позиции немецкого канцлера Ангелы Меркель и французского президента Николя Саркози, которые в ответ на инициативу президента РФ Дмитрия Медведева о создании системы общеевропейской безопасности, выдвинули встречные требования - разрешение молдавско-приднестровского конфликта на основе территориальной целостности РМ, а также вывод российских войск из Приднестровья. То есть, по сути, комиссия призывает руководство США совместно с Европой активизировать свои действия на молдавско-приднестровском направлении, чтобы ликвидировать приднестровскую государственность. С этой целью представители комиссии по внешним отношениям Конгресса США настаивают на смене миротворческого формата и превращении его в международную гражданскую миссию под эгидой ОБСЕ, и подчеркивают, что нахождение российских войск на территории Молдавии должно основываться на принципе "согласия страны-хозяйки" на нахождение иностранных войск на своей территории. Причем, американских конгрессменов абсолютно не волнует тот факт, что российские войска находятся на территории Приднестровья, не находящейся под юрисдикцией Республики Молдова. И это понятно, с точки зрения США - ПМР не существует.

Примечательно и то, как комиссией оценивается нахождение российских войск в Приднестровье, пишет "Ольвия-пресс". В докладе, в частности, говорится: "Среди замороженных конфликтов в бывшем Советском Союзе, приднестровский конфликт является уникальным. Не испытывая никакого существенного политического насилия, аналогичного тому, что произошло в 1992 году, когда случилась короткая сепаратистская война с силами молдавской армии, тем не менее с тех пор, вооруженные силы русских находятся в Приднестровье, якобы в качестве миротворцев, а также для охраны приблизительно 20 тысяч тонн оружия и боеприпасов, оставленных советской 14-й армией, несмотря на обязательства России 1999 года вывезти все вооружение к 2002 г." То есть с первых страниц доклада мы видим искажение реальных фактов, ибо, во-первых, политическое насилие со стороны Молдавии Приднестровье испытывает постоянно. Это и экономические, политические, телефонные, информационные и прочие блокады. Это и введение с подачи Молдавии запрета на выдачу виз руководству Приднестровья. Это постоянные провокации со стороны РМ в Зоне безопасности. Это и намеренное очернительство ПМР в глазах мирового сообщества с целью введения против нее санкций, и многое-многое другое. Во-вторых, заявление о том, что российские миротворцы "якобы" выступают в качестве таковых, заранее ставит под сомнение саму миротворческую операцию, делая акцент на том, что российские войска находятся в регионе исключительно ради сохранения статус-кво ПМР (Ограниченная группа российских войск (ОГРВ) и российские миротворцы находятся на территории Приднестровской Молдавской Республики в соответствии со статьями 2 и 4 Соглашения о принципах мирного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта, подписанного в 1992 году главами России и Молдавии в присутствии президента Приднестровья. Согласно статье 8 данного Соглашения, его действие может быть прекращено либо "по согласию сторон", либо "в случае выхода из него одной из договаривающихся сторон". "Стамбульские обязательства" в части вывоза вооружений из Приднестровья, взятые Россией в контексте ДОВСЕ, но при этом носившие двусторонний российско-молдавский характер и не касавшиеся третьих стран, были выполнены досрочно еще в 2001 году. На данный момент в Приднестровье нет никаких вооружений, которые регулируются ДОВСЕ. Более того, в июле 2007 года РФ ввела мораторий на соблюдение ДОВСЕ в связи с тем, что договор не был ратифицирован ни одним государством-членом НАТО - прим. ИА REGNUM).

Впрочем, подобными передергиваниями и искажениями фактов доклад конгрессменов напичкан под завязку, продолжает "Ольвия-пресс". Такое впечатление, что он вообще писался под диктовку какого-нибудь молдавского наци, ибо все озвученное в нем уже не один год под видом сущей правды преподносится Западу молдавскими властями, люто ненавидящими как Приднестровье, так и Россию. К примеру, молдавские власти многие годы заявляют о том, что в конфликте на Днестре не было этнической окраски, так как на левом и правом берегах живут как молдаване, так и русские, украинцы, болгары, представители других национальностей, которые хотят объединения. То же самое мы видим и в докладе, где говорится, что "жители Приднестровья и Молдавии имеют родственные связи и постоянные контакты между собой, а также этническую однородность, чем отличается от других евразийских замороженных конфликтов". А, следовательно, по мнению американцев, и делить им нечего, и весь конфликт состоит в том, что в Тирасполе засело "сепаратистское" руководство, препятствующее объединению двух берегов, вопреки желанию людей, живущих на них. Нет ни слова о референдумах, которые проводились в ПМР, ни об их результатах.

Перепевается американскими конгрессменами и старая молдавская песенка о приднестровской "черной дыре", рассаднике контрабанды, наркотиков, оружия и живого товара, пишет "Ольвия-пресс". И это притом, что европейская миссия по приграничной помощи Молдавии и Украине EUBAM с 2005 года ни разу не зафиксировала трафика через территорию ПМР оружия и наркотиков, а также не смогла уличить Приднестровье в торговле людьми. В то же время Молдавия неоднократно попадала в поле зрения не только EUBAM, но и других структур, которые противодействуют незаконной торговле органами, живым товаром, наркотиками. Тем не менее, в докладе комиссии по внешним отношениям Конгресса США говорится: "Важная помощь пограничного контроля, обеспеченная Европейским союзом, позволила пресечь незаконную торговлю людьми, наркотиками и оружием (продажу противотанковых пусковых установок и гранат), а также материалов для ядерного оружия, что могло угрожать американским интересам. В 2010 году молдавские власти пресекли попытку продажи урана 238, на сумму 11 миллионов долларов, который мог быть преобразован в плутоний 239 (ядерное топливо для ядерного оружия) или грязную бомбу". Понятно, что в американском докладе указывается, что уран попал в Молдавию из Приднестровья. То, что это не так, в США прекрасно знают. В Молдавии было проведено расследование, в результате которого установлено, что в криминальную группировку входили семь человек, ранее проходивших по уголовным делам за аналогичные преступления в России и Румынии. Но самое интересное, что все они - граждане Молдавии, мало того, двое членов группировки являлись бывшими сотрудниками МВД РМ, да, к тому же, радиоактивное вещество было обнаружено в гараже именно у бывшего полицейского. Непонятно одно - причем здесь Приднестровье? Тем не менее, американцы голословно обвиняют ПМР в преступлении, которое совершили в Молдавии. Если бы кто-нибудь обвинил бездоказательно в торговле ураном США, то, наверняка, американская администрация искала бы правду в суде.

Что касается противотанковых пусковых установок, то они являются досужим вымыслом и существуют только в воображении бывшего президента РМ Владимира Воронина, продолжает "Ольвия-пресс". В 2007 году Воронин договорился до того, что Приднестровье поставляло военную технику режиму Саддама Хусейна, и что тринадцать предприятий Приднестровья производят оружие - шесть видов пистолетов, гранатометов и установки залпового огня на сумму около 2 миллиардов долларов в год. Попытки найти эти предприятия представителями миссии ОБСЕ ни к чему не привели. Не выявили оружейных предприятий и руководители Совбезов России и Украины. К тому же следует отдавать себе отчет в том, что если бы в ПМР и в самом деле производилось оружие, вряд ли бы ее руководство выступало за организацию европейскими структурами мониторинга украино-приднестровской границы. Ведь именно Тирасполь первым предложил создать подобную миссию на границе, а не Кишинев и Киев, как это сегодня пытаются преподнести в Молдавии.

Но вернемся к докладу, пишет "Ольвия-пресс". В разделе "История конфликта" можно прочесть весьма примечательную фразу: "После роспуска Советского Союза в 1991 году, на территории МССР была создана независимая Республика Молдова. Однако, Приднестровье во главе с русскими националистами и теми, кто боялся аннексии Молдавии Румынией, 2 сентября объявило себя Приднестровской Молдавской Республикой, что привело к 4-месячному конфликту между молдавскими вооруженными силами и сепаратистами, а также войсками советской 14-ой армии, к конфликту, унесшему приблизительно 1 000 жизней". Мало того, что американцы не знают последовательность событий, когда и при каких обстоятельствах возникла приднестровская государственность, с какими нарушениями законов выходила из состава СССР Молдавия, как молдавские власти не отважились проводить плебисцит, так как опасались, что большинство жителей Молдавии не захотят выходить из состава Советского Союза, американцы еще и искажают суть конфликта на Днестре. Отсутствие элементарных знаний не только в географии, но и в новейшей истории мира не является тормозом для американцев при написании всевозможных докладов и принятии решений. Оказывается, по мнению сенатской комиссии, виновными в развале МССР были не молдавские националисты, а русские Приднестровья. Это они, а не молдавские наци занялись этническими чистками и призывали уничтожать всех, кто не одной с ними национальности. И этот бред на полном серьезе будет обсуждаться Конгрессом США и на его основании собираются принимать решение по усилению давления на Россию, которая, по мнению американцев, все эти годы препятствует справедливому урегулированию конфликта путем поглощения Молдавией Приднестровского государства.

Сетуют американские конгрессмены и по поводу того, что Россия не соблюдает Договор об обычных вооруженных силах в Европе, продолжает "Ольвия-пресс". Так в представленном сенатской комиссией докладе говорится о том, что РФ не выполнила взятые на себя в Стамбуле обязательства по выводу войск и вывозу вооружений из Приднестровья. И это притом, что Россия не раз заявляла - обязательства, принятые в Стамбуле по Молдавии, выполнены в полном объеме. Мало того, американские сенаторы в своем докладе продолжают требовать полного вывода арсенала бывшей 14-й армии и настаивают на превращении нынешнего формата миротворческой операции в международную гражданскую миссию, несмотря на то, что Россия четко заявила о том, что смена формата возможна лишь по итогам окончательного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта.

По сути, в докладе, подготовленном комиссией по внешним отношениям Конгресса США, не сказано ничего нового, пишет "Ольвия-пресс". Все эти заявления не единожды озвучивались американскими политиками разного уровня. Скорее, цель доклада состоит в том, чтобы привлечь внимание нынешнего руководства США к событиям, происходящим в Европе, а точнее, к попытке России построить систему общеевропейской безопасности. Поддержав инициативу Германии и Франции по разрешению молдавско-приднестровского конфликта, США намерены сосредоточить свои усилия на этом направлении, заставив Москву уйти из причерноморского региона. В докладе прямо говорится о том, что "интерес России к поддержанию связей с властями Приднестровья заключается в сохранении санитарного кордона, препятствующего расширению НАТО". Не случайно в докладе указывается и на то, что "помощь Российской Федерации в посредничестве по урегулированию конфликта в Приднестровье и ряде других конфликтных регионов Евразии, послужила бы иллюстрацией укрепления доверия в отношениях НАТО-Россия и смогла бы ощутимо продвинуть вопрос Восточно-Европейской безопасности". Ничего конкретно США России не предлагает, просто обещает погладить по голове, если Москва сделает так, как это нужно Вашингтону. Ну, может быть, Обама или Клинтон подарит ковбойскую шляпу. Максимум на что согласны США - это обсудить какие-либо вопросы. Согласитесь - неравноценный обмен.

Как видим, опять все сводится к борьбе за сферы влияния, продолжает "Ольвия-пресс". США, видя заинтересованность России в создании системы общеевропейской безопасности, намерены подключиться к устроенному Германией и Францией торгу с Москвой в отношении Приднестровья, при этом никак не высказывая свою заинтересованность в реализации проекта, предложенного Дмитрием Медведевым. О том, что и на этот раз может повториться история с ДОВСЕ, когда Россия пошла на уступки, серьезно подорвав свою обороноспособность, но не получив взамен обещанного сокращения обычных вооружений в Западной Европе, - говорят многие российские аналитики. Сегодня, пойдя на поводу у Европы и США, Россия может оказаться в том же положении. Где гарантии, что Европа не откажется от реализации проекта общеевропейской безопасности после того, как добьется своей цели на молдавско-приднестровском направлении? В свою очередь, для России это будет означать, что уже в самом ближайшем будущем военные базы НАТО и США окажутся гораздо ближе к ее границам, ибо никто не сомневается в фиктивности молдавского нейтралитета и в том, что едва молдавско-приднестровский вопрос будет решен, от него останется лишь дым воспоминаний. Россия же потеряет единственный форпост на Балканском направлении, но что еще хуже, открыто продемонстрирует свою несостоятельность в защите прав граждан РФ, живущих за пределами страны, что приведет к очередной волне "мягких", а порой, и "жестких" этнических зачисток в бывших республиках СССР.

Справка ИА REGNUM: 27 августа 1989 года Верховный совет Молдавской ССР принял документ под названием "О государственном суверенитете и нашем праве на будущее", в котором объявляет незаконными пакт Молотова-Риббентропа и образование МССР. 31 августа 1989 года Верховный совет МССР принял закон, объявляющий единственным государственным языком молдавский, и закон о переводе последнего на латинскую графику в румынском варианте. 23 июня 1990 года в нарушение Закона СССР от 3 апреля 1990 года "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР" Верховный совет в Кишиневе принял "Декларацию о суверенитете Советской Социалистической Республики Молдова". 2 сентября 1990 года в ответ на националистическую и дискриминационную по отношению к русскоязычному населению политику властей Кишинева, в Тирасполе состоялся II Чрезвычайный съезд депутатов всех уровней Приднестровья, на котором были представлены депутаты всех левобережных районов Молдавской ССР и города Бендеры. Результатом Съезда стало провозглашение Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики (ПМССР) в составе СССР. Власти Кишинева бойкотировали проведение Всесоюзного референдума о сохранении СССР 17 марта 1991 года, который был проведен только в Приднестровье и Гагаузии местными властями, где более 98% проголосовавших высказались за сохранение Советского Союза. 27 августа 1991 года кишиневский парламент принял "Декларацию о независимости", которая объявляет недействительными пакт Молотова-Риббентропа и Закон СССР "Об образовании союзной Молдавской ССР", а также аннулирует "акты расчленения национальной территории 1775 и 1812 годов", в результате которых Молдавское княжество лишилось Буковины, одна часть которой на сегодняшней день является территорией Черновицкой области Украины, а другая - территорией Румынии, и Бессарабии, большая часть которой составляет территорию современной Республики Молдова в ее фактических границах, а южная часть входит в Одесскую область Украины. Таким образом, кишиневская "Декларация о независимости" аннулирует де-юре пребывание Приднестровья в составе Республики Молдова и современную молдавско-румынскую и молдавско-украинскую границы. 5 ноября 1991 года Верховный совет ПМССР в связи с распадом СССР, переименовал ПМССР в Приднестровскую Молдавскую Республику.

2 ноября 1990 года вооруженный отряд полиции особого назначения ССР Молдова попытался прорваться в приднестровский город Дубоссары, однако встретил отпор безоружного гражданского населения города. В результате произошедших столкновений 3 жителей Дубоссар было убито, ещё 16 ранено. Аналогичная атака против Дубоссар была предпринята кишиневскими властями 13 декабря 1991 года. 2 марта 1992 года молдавская полиция, а, впоследствии, и армия, оснащённая бронетехникой и артиллерией, поддержанная молдавскими и румынскими добровольцами предприняла третью атаку против Приднестровья, которая переросла в полномасштабное военное противостояние. В ходе агрессии Кишинева, сопровождавшейся массовыми преступлениями против человечности и насилием в отношении мирных жителей Приднестровья, погибло 809 человек (130 из них - мирные жители - дети, старики, женщины), ранен 1471 человек (половина из которых - мирные жители, 185 - стали инвалидами). По официальным данным Кишинева, с молдавской стороны погибли 286 участников конфликта, ранения получили 400. 21 июля 1992 года в Москве президенты России и Республики Молдова в присутствии президента Приднестровской Молдавской Республики подписали "Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова".