Выборы в Молдавии: "Даже благоволение российских СМИ и откровенная агитация российских чиновников не спасает молдавских коммунистов от падения рейтинга". Выборы в Приднестровье: "Законодательное творчество притягивает, в основном, представителей бизнеса и директорат". Приднестровское урегулирование: "Если Бухарест так стремится к тому, чтобы Молдавия восстановилась в рамках своих границ, то уместней было бы самой Румынии вернуть исконно молдавские земли".

Выборы в Молдавии: "Даже благоволение российских СМИ и откровенная агитация российских чиновников не спасает молдавских коммунистов от падения рейтинга"

В Молдавии на очередных внеочередных выборах, кажется, опять ничего путного не наголосовали, пишет "Приднестровье". В период электоральной "любовной прелюдии" избирателям обещали всё: консолидацию, демократизацию, европеизацию, интеграцию и даже реинтеграцию - причем и на Запад, и на Восток одновременно.

Плюрализм в одной отдельно взятой голове называется "шизофрения", продолжает "Приднестровье". Как называть "западно-восточное" направление плюрализма в одной стране? Дайте подобные координаты любому капитану - он наверняка сойдет с ума и разобьет свой корабль о первую подвернувшуюся скалу. Если корабль называется "государство", происходит нечто похожее. Пока что внешне это выглядит так: Молдавия выбрала себе очередную серию политических скандалов и судебных разбирательств в борьбе за доходные места во властных структурах. Состоялся политический конкурс на замещение вакантных мест, подсчитываются процентные итоги кастингов и суммы пиар-кампаний. Потом будут межпартийные камлания на предмет создания альянсов, потом соития в этих альянсах, потом кулуарные бодания - за властные кресла и приближенные к ним табуретки...

Кто там кого "победил", кто у кого "выиграл", приднестровцам, например, теперь уже даже знать "скушно, господа", пишет "Приднестровье". Известно только, что некогда приличная страна крупно проигралась - более двадцати лет тому назад. Теперь вот пытается отыграться "по мелочи" и на заёмные деньги, причем без оглядки на то, кто "банкует" и как "передергивает" при сдаче карт - теперь уже геополитических. Нужны комментарии? Увы, тут всё будет плагиатом по отношению к уже откомментированному Иваном Андреевичем Крыловым. Вот суть: Проказница Мартышка, Осёл, Козёл да косолапый Мишка затеяли сыграть Квартет. Ну и так далее - это уже лет двести общеизвестно. С учетом намечаемых судебных и прочих разборок по поводу итогов выборов, фальсификаций, передергиваний, манипуляций и прочих атрибутов "правового государства", эволюция, происшедшая за этот период в молдавском политикуме, может быть обозначена лишь некоторыми нюансами: "А вы, друзья, как не сУдитесь, всё не годитесь...", подводит итог издание.

Казалось бы, вторые по счету за полтора года перевыборы молдавского парламента вновь окончились ничем, пишет ИА "Ольвия-пресс". Ни праворадикальные силы, ни оппозиция в лице коммунистов, не получили столь желаемой абсолютной победы, позволяющей избрать и правительство, и президента страны. Есть, правда, и другой вариант - формирование коалиции, которая будет иметь в парламенте 61 и более мандатов. Если до сих пор многие аналитики полагали, что идеальным вариантом для объединения с коммунистами могла бы стать Демократическая партия Мариана Лупу, которая по многим политическим вопросам расходится в своих взглядах с ультраправыми либералами, то после выборов становится понятным, что подобное объединение ничего не решает. Вместе эти партии получают 57 мандатов, и найти недостающие 4 голоса для избрания главы государства среди ярых антикоммунистов ЛДПМ и ЛПМ им будет трудно.

А вот потерявшая власть в апреле прошлого года и так не сумевшая вернуть прежние позиции на двух перевыборах парламента страны, Компартия вновь может не досчитаться своих членов, продолжает ИА "Ольвия-пресс". Найти двух перебежчиков праворадикалам будет куда проще, чем год назад восемь. Поэтому вариант формирования очередного Альянса за европейскую интеграцию с прицелом на получение двух недостающих голосов является наиболее вероятным. Но даже если этого не произойдет, динамика избирательных кампаний показывает, что три партии либерально-демократического толка имеют все шансы на то, чтобы в случае очередных, уже третьих по счету перевыборов парламента, добиться окончательной победы над коммунистами. Даже явное благоволение со стороны некоторых российских СМИ, скрытая, а иногда почти откровенная агитация со стороны некоторых российских чиновников - все это лишь помогает удерживаться молдавским коммунистам "на плаву", но не спасает от падения рейтинга. Коммунисты шаг за шагом теряют свои позиции. Если в апреле 2009 года они получили 49,48% голосов избирателей, что дало им возможность занять 60 мест в парламенте, то в июле того же года, за ПКРМ свои голоса отдало 44,7 % избирателей, что дало коммунистам лишь 48 мест в парламенте. После воскресных выборов у коммунистов осталось лишь 42 депутатских мандата.

Не исключено, что новым главой молдавского государства станет Влад Филат, премьер-министром - Мариан Лупу, а спикером останется Михай Гимпу, пишет ИА "Ольвия-пресс". Но пока это только прогнозы, как будет на самом деле - покажет время. Впрочем, уже сегодня не трудно представить, что ждет Молдавию в ближайшие четыре года, в случае, если праворадикалы и в самом деле сохранят власть в своих руках. За время нахождения их у руля государства Молдавией уже были продемонстрированы и враждебное отношение к России, и желание объединиться с Румынией, и стремление вступить в НАТО. Не стоит ожидать уступок АЕИ и на приднестровском направлении. Цели либерал-демократов известны - это вывод из Приднестровья российских миротворцев с заменой их на западных, которые, как известно, умеют "обустраивать мир" исключительно карательными мерами.

Вот здесь, наверное, будет кстати напомнить рекомендации некоторых российских экспертов, которые советуют России постоянно думать о собственных интересах, продолжает ИА "Ольвия-пресс". И вспомнить о Приднестровье, которое не скрывает своей пророссийской ориентации. И наверняка, если в Москве хорошо подумают, то найдут множество способов увязать собственные интересы и выгоды с фактором Приднестровья.

В Тирасполе внимательно следят за тем, что происходит в соседней стране, но особых иллюзий не питают в отношении ни одной из политических сил, пишет в другом материале на эту тему ИА "Ольвия-пресс". Сегодня многие эксперты говорят о том, что коммунисты - это лучше, чем либерал-демократы или либералы, но так ли это? Приднестровцам период правления молдавских коммунистов хорошо запомнился. Вот только положительных эмоций эти воспоминания не вызывают. Да, нынешний правящий Альянс немало накуролесил за полтора года не только в Молдавии, но и в отношении Приднестровья, вот только альтернативной силы среди молдавских политиков не наблюдается, по крайней мере такой, которая могла бы конструктивно вести себя за столом переговоров между Кишиневом и Тирасполем.

Владимир Воронин, как бы он сегодня ни хотел выглядеть очень "пророссийским политиком", сделал много для того, чтобы НАТО прочно поселилось в регионе, продолжает ИА "Ольвия-пресс". Да, до вступления в Альянс дело не дошло, однако сотрудничество принимало настолько тесные формы, что впору серьезно задуматься. При Петре Лучинском (управлявшем Молдавией с 1996 по 2001 годы) было все однозначно: Молдавия - страна нейтральная, и с НАТО плотно общаться никто не спешил. Но в 2001 году к власти пришли коммунисты во главе с Ворониным, и началось. Вначале Молдавия стала активным участником программы "Партнерство во имя мира", потом РМ и НАТО подписали Индивидуальный план действий Партнерства (в программе НАТО "Партнерство во имя мира" Молдавия участвует с 1994 года, Индивидуальный план действий Молдавия - НАТО (IPAP) был утвержден коммунистическим правительством Молдавии 6 июля 2006 года - прим. ИА REGNUM Новости), в Кишиневе открыли Центр информирования и документирования НАТО, натовские военнослужащие спокойно, без преград перемещаются по Молдавии, регулярно проводятся натовские учения.

Пообещав сделать русский язык вторым государственным в Молдавии, Владимир Воронин этого не выполнил, пишет ИА "Ольвия-пресс". Мотивировал свои действия тем, что, дескать, молдавская общественность против. На самом деле для приличия на улицы Кишинева согнали несколько десятков студентов, пенсионеров, Юрий Рошка - лидер ХДНП, а по совместительству соратник Воронина по парламентской коалиции, влез на дерево с рупором и страшным образом напугал молдавского президента-коммуниста. Понятно, что все страхи Воронина - это только отговорки. Он и не собирался повышать статус русского языка, а только спекулировал на этой теме, чтобы привлечь к себе побольше избирателей. Согласно данным социологического опроса, эту идею сегодня поддерживают 54% опрошенных граждан страны.

Владимир Воронин очень сердится, когда ему напоминают о тех временах, продолжает ИА "Ольвия-пресс". Вот недавно в Гагаузии избиратели напомнили об обещаниях сделать русский язык вторым государственным. Следует отметить, что гагаузы давно добиваются повышения статуса русского языка в Молдавии. "Никто ничего такого не обещал, вы забыли. В Молдавии должен быть один государственный язык, и он должен называться молдавским", - грозно отрубил потенциальный друг России. Уязвленные избиратели стали возмущаться. Один из них, усатый мужчина, возмущенно попенял экс-президенту: "Вы обещали! Вы обманули!" "Почему вы терпите таких? - обратился Воронин к залу, имея в виду не себя, как можно было бы предположить, а усатого. - У меня нет права взять его за шиворот, а вы это можете сделать. Что, у вас сил нет, что ли?! Дайте ему пинок под зад, чтоб аж усы отлетели!". Кто-то крикнул: "Вы оскорбили народ Гагаузии!". "Нет! Вы - не народ! Вы - идиот!" - парировал Владимир Николаевич.

А за неделю до выборов Воронин всех просто умилил забывчивостью и стеснительностью, пишет ИА "Ольвия-пресс". Он отказался встречаться в Кишиневе с грузинским президентом Михаилом Саакашвили. Может быть кто-то не помнит, но в свое время Владимир Николаевич активно дружил с Саакашвили и Ющенко против России. В 2008 году Молдавия не осудила агрессию Грузии против Южной Осетии, не высказала одобрения действиями России на Кавказе, вместо этого Владимир Воронин уехал в Карловы Вары и лег на дно в ванной с лечебной водой. И это не единственный эпизод. И когда Воронин начинает говорить о неких черных пятнах в биографии Саакашвили, хочется ему напомнить о других пятнах, в его собственной. Например, именно Владимир Воронин, который не любит молдавских либералов и осуждает Саакашвили за взрыв памятника в Кутаиси, уравнял ветеранов Великой Отечественной войны, сражавшихся на стороне Советского Союза и тех, кто воевал на стороне гитлеровской Германии. Такого предательства, да еще со стороны коммуниста, молдавские ветераны не ожидали. То, что творит сегодня Гимпу - это только продолжение дела Воронина. А заявления лидера ПКРМ, что ему неприятно встречаться с Саакашвили - это только предвыборное лицемерие.

Антироссийские, антирусские и антиприднестровские выпады Воронина только этим не исчерпываются, продолжает ИА "Ольвия-пресс". В 2003 году Владимир Николаевич сорвал подписание Меморандума Козака, но не по личным убеждениям, а потому что его об этом очень хорошо попросили представители Вашингтона и Брюсселя. А они в свою очередь руководствовались не интересами России или Приднестровья или даже Молдавии, а исключительно своими. Они не захотели оставлять в регионе российские войска, потому что США нужна однородно прозападная Европа. Потом в Кишиневе все забурлило - стали проводить митинги на площадях, сжигать российские флаги и портреты Владимира Путина, который в тот период возглавлял российское государство. Требовали вывести российские войска из Приднестровья. То есть вели себя совсем недружественно.

Что касается приднестровцев, то им особенно запомнился 2006 год, когда началась экономическая блокада Приднестровской Молдавской Республики, пишет ИА "Ольвия-пресс". И до этого предпринимались попытки экономически "надавить" на Тирасполь и сделать его покладистым, но такой, полномасштабной акции не было. Санкции поддержала Украина. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться, с чьей подачи это все было сделано - США и Европы. 3 марта председатель Государственной таможенной службы Украины Александр Егоров заявил, что отныне все грузы будут идти через территорию Приднестровья "только с обеспечением таможенной службы Молдавии". Бывший начальник Западной региональной таможни Украины, кандидат в депутаты Верховной рады Тарас Козак в марте 2006 заявил, что речь идет о полномасштабной экономической блокаде Приднестровья. По его словам, своим решением "Украина перечеркнула намечавшиеся еще недавно перспективы договоренностей по приднестровскому урегулированию". Ежегодно, по данным Торгово-промышленной палаты ПМР, приднестровские экономические агенты теряют свыше 30 миллионов долларов США. И это очень поверхностные данные. Ущерб гораздо больше. Блокада продолжается и по сей день, то есть вот уже пятый год.

Что же касается переговорного процесса между Молдавией и Приднестровьем, то именно в период правления Воронина Молдавия полностью отказалась соблюдать все ранее подписанные договоренности между Тирасполем и Кишиневом, продолжает ИА "Ольвия-пресс". Зато прочно вошло в обиход словосочетание "газетная инициатива". Чего только не писали тогда российские и молдавские СМИ! И главное - никакой ответственности со стороны Воронина, кто же ведет переговоры на страницах газет? Вместо того чтобы конструктивно сотрудничать с Тирасполем, выполнять все ранее подписанные договоренности, Воронин активно пиарился, попутно вызывая негатив по отношению к Приднестровью.

Есть еще достаточно фактов, которые представляют нынешнего лидера ПКРМ не в лучшем свете и напрочь смывают его предвыборный глянец и лоск, пишет ИА "Ольвия-пресс". Можно было бы оставить все шаги, которые он предпринял в отношении приднестровцев и россиян, на его совести. Беда только в том, что разницы для приднестровцев между националистами-румынистами или молдавскими коммунистами почти никакой, подводит итог агентство.

Досрочные выборы 28 ноября в Молдавии показали, что за прошедшие полтора года соотношение сил сторонников молдавской независимости и сторонников постепенной интеграции в Румынию существенно изменилось, пишет "Человек и его права". Первых пока больше, чем вторых, но если сегодняшние тенденции сохранятся, то их численность вскоре сравняется. Причина очевидна: Молдавия как страна проживания все менее и менее привлекательна для своих граждан. "Человека с улицы" не интересуют политические тонкости и подробности внутрипартийной борьбы. Падение числа сторонников молдавской государственности находится в прямой зависимости от того, насколько хуже живется сегодня в Молдавии по сравнению с тем, как жилось в ней полтора года назад. В свою очередь, рост числа тех, кто предпочел бы видеть Молдавию независимой, возможен только тогда, когда жизнь в ней станет лучше, и ровно настолько, насколько это улучшение затронет широкие массы ее граждан.

Сейчас новоизбранному парламенту предстоит избрать президента, продолжает "Человек и его права". Согласно молдавской конституции для этого необходим депутатский 61 голос из 101. Но ни одна партия сама по себе столько мандатов не имеет. Таким образом, президент может быть только коалиционным. Однако и коалиция явно не вырисовывается. Вариант нового издания АЕИ - без провалившегося АНМ дает только 59 мандатов. Вариант теоретически возможного союза ПКРМ+ДПМ, о котором говорят некоторые аналитики дает 57 мандатов. При этом и сам по себе такой союз при ближайшем рассмотрении выглядит весьма проблемно для ДПМ - слишком уж неравны весовые категории двух партий.

Что остается? Из очевидного - ничего, пишет "Человек и его права". Зато союз ПКРМ + ЛДПМ мог бы дать 75 мандатов, чего с избытком хватило бы для избрания президента. Однако возможен ли такой союз? Безусловно, ПКРМ и ЛДПМ являются непримиримыми оппонентами, совершенно по-разному видящими перспективы развития Молдавии. Выработка компромиссной платформы, приемлемой для них обоих, представляется невероятным событием. Это, однако, не исключает "технический" вариант однократного союза, с целью избрания президента и недопущения новых внеочередных выборов. Не исключено, что располагая в сумме 75 мандатами ПКРМ и ЛДПМ внесут также изменения в конституцию Молдавии, скорректировав тем или иным образом излишне высокий порог в 61 голос. Реализация такого компромисса в принципе возможна - при том условии, что сторонам удастся договориться о кандидатуре будущего президента, более или менее приемлемой для всех. Удастся ли им это? Возможно... Ведь от череды выборов устали уже все, и нет никакой гарантии, что и следующее внеочередное голосование не приведет к повторению все той же патовой ситуации, подводит итог издание.

Выборы в Приднестровье: "Законодательное творчество притягивает, в основном, представителей бизнеса и директорат"

12 декабря жители республики изберут 43 депутата Верховного Совета, пишут "Профсоюзные вести". На депутатские кресла претендовали 174 потенциальных кандидата. Позже 9 человек сами отозвали свои заявки, еще 14 не представили вовремя требуемые документы и подписи избирателей. В итоге Центризбирком зарегистрировал 133 кандидата, 17 претендентам отказано в регистрации.

Давайте посмотрим, из кого же нам предстоит делать выбор, продолжают "Профсоюзные вести". Во власть вновь намерены "двигать" 34 ныне действующих депутата, многие из них уже отработали в парламенте два и более созывов. Видимо, и правда с властью тяжело расставаться. 37 человек выдвинуты трудовыми коллективами, 12 - группой избирателей, 85 - самовыдвиженцев. 30 кандидатов официально поддерживает партия "Обновление" (хотя членов этой партии среди выдвиженцев намного больше), по одному претенденту от Народно-демократической партии "Прорыв", ЛДПР, Приднестровской коммунистической партии, общественных организаций "Союз защитников Приднестровья", "Взаимодействие", ОД "Боевое братство Приднестровья". 52 человека - руководители предприятий различных форм собственности: генеральные директоры, директоры, управляющие, председатели правлений ЗАО, ООО, ассоциаций, союзов, в том числе и два председателя колхоза. Еще 9 человек - заместители директоров. В списках баллотирующихся также четыре индивидуальных предпринимателя, пять преподавателей, по два медика (главврач и заведующая поликлиникой), представителя МВД, два юрисконсульта, один главный редактор газеты, один главный бухгалтер и даже один электромонтер. Представителей госадминистраций только 3. Кроме того, на место под парламентским солнцем надеются еще 14 временно не работающих граждан и пять пенсионеров.

Как видим, законодательное творчество притягивает, в основном, представителей бизнеса и директорат, пишут "Профсоюзные вести". Прошли те времена, когда в депутаты шли (и шли зачастую неохотно, выполняя волю трудовых коллективов и партии) простые труженики - рабочие, колхозники, врачи, учителя. Теперь они если и баллотируются, то их участие в избирательной гонке вызывает в лучшем случае улыбку, в худшем - недоверие и недоумение: зачем пошел на выборы, на что надеется? Наш народ прекрасно понимает, что выборы сегодня выигрывают обеспеченные люди и те, кого поддерживает крупный капитал. В самом деле, разве может, скажем, учитель физкультуры обеспечить продуктовыми подарками всех пенсионеров своего округа, да еще и ко всем праздникам? А ведь сегодня у многих пожилых людей это, увы, основной критерий оценки способностей кандидата. От депутата ждут выдачи пайков, ремонта крыш, установки детских площадок, асфальтирования внутридворовых территорий, замены труб, покраски скамеек, вывоза мусора, забывая о том, что главная задача парламентария - законотворчество.

Конечно, депутаты во многом сами виноваты, что к ним сформировался именно такой подход электората - потому что, добиваясь признания избирателей и получения их голосов на очередных выборах, они занимаются больше коммунально-бытовыми вопросами, чем работой на законодательном уровне, продолжают "Профсоюзные вести". И теперь к новым кандидатам в депутаты народ предъявляет те же требования. Между прочим, в Избирательном кодексе, выпущенном в 2010 году, отсутствует требование о декларации кандидатами своих доходов. На выборах-2005 эти данные еще публиковались в СМИ, на этих же власти, видимо, руководствуясь одной лишь заботой о народе, решили не травмировать его психику и исключили этот пункт из ИК. Всё верно: меньше знают - крепче спят. В самом деле, зачем какому-то слесарю дяде Ване или продавщице тете Мане мучиться в бессоннице, ломая голову над ребусом: как кандидат, заявивший о 12 тысячах приднестровских рублей годового дохода, умудряется ездить на шикарном джипе и строить 3-этажную виллу? И почему у них, дяди Вани и тети Мани, имеющих такой же годовой доход, так не получается? Впрочем, одну головоломку государство оставило избирателям. Пока еще кандидаты обязаны предоставлять сведения о своем недвижимом имуществе и транспортных средствах, а у многих директоров, бизнесменов и прочего баллотирующегося люда эта графа пустует. То ли они забыли указать эти сведения, то ли живут "в примаках" и катаются на чужих авто, то ли в самом деле бомжи-бессребреники и пешеходы. Так что есть еще над чем поразмыслить рядовым гражданам...

Не обошлось в этой избирательной кампании без хохм из разряда "черных" избирательных технологий, пишут "Профсоюзные вести". Так, например, на избирательном участке № 4 (Бендеры) зарегистрированы два кандидата по фамилии Кулакли, один - Кулаклий и два - Бабенко. Для тех, кто не в курсе, что это за "фишка", объясняем: клоны кандидатов с такой же (или похожей) фамилией появляются в округах тогда, когда конкуренты опасаются друг друга и хотят таким образом "запудрить" людям мозги. Зарегистрированный клон рассеивает голоса избирателей, ибо имя и отчество кандидата люди запоминают редко, в памяти чаще остается лишь фамилия. А когда перед тобой в бюллетене стоит несколько одинаковых фамилий, в выборе легко ошибиться.

Применяются и иные "фишки", которые не являются "черными" избирательными технологиями, но попахивают так же нехорошо, продолжают "Профсоюзные вести". К примеру, в одном из округов из 7 человек, изъявивших желание баллотироваться, четверо не подали документы в срок, еще один отозвал свои документы. Таким образом, в округе осталось всего два конкурента: один известный в городе предприниматель и политик, второй - безработный, которого никто не знает. Угадайте с одного раза, у кого победа в кармане? Конечно, можно считать всё это совпадением, случайностью, но практика показывает, что когда речь идет о выборах, случайностей не бывает. Как и чудес. "Одноразовые" кандидаты - "друзья" и "друзья друзей" реальных кандидатов, выдвинувшиеся для создания массовки и отбивания охоты у серьезных конкурентов соваться именно в этот район - встречаются и в других округах. Этого факта никто особо не скрывает, да в наших маленьких городках и не получилось бы скрыть - все друг друга слишком хорошо знают.

Но, несмотря на наличие некоторых выборных особенностей, на выборы идти надо, пишут "Профсоюзные вести". Нельзя пренебрегать своим избирательным правом! Даже если вам не нравится никто из кандидатов и вы не верите в торжество справедливости. В конце концов, графу "против всех" еще никто не отменял, подводит итог издание.

Приднестровское урегулирование: "Если Бухарест так стремится к тому, чтобы Молдавия восстановилась в рамках своих границ, то уместней было бы самой Румынии вернуть исконно молдавские земли"

Заявление Дмитрия Медведева, сделанное в конце октября в Довиле во время встречи лидеров России, Франции и Германии по поводу того, что "успех переговоров по молдавско-приднестровскому урегулированию зависит от позиций не только России, но и Молдавии, Приднестровья, Румынии и ЕС", официальный Бухарест, похоже, воспринял в качестве руководства к действию, пишет ИА "Ольвия-пресс". Если на протяжении последних лет Румыния лишь эпизодически вспоминала о молдавско-приднестровском конфликте, уделяя внимание на своем восточном направлении в основном заботам о румынизации молдавского населения, то после Довиля Бухарест заметно активизировался, настырно пытаясь вмешаться в ход урегулирования конфликта на Днестре. Но как раз именно от этого пытался предостеречь Румынию российский президент, делая заявление в Довиле, а затем говоря в Мюнхене о том, что "такие страны, как Румыния, должны более спокойно подходить к вопросу Приднестровья, иначе эту проблему будет трудно урегулировать".

Однако в Бухаресте к словами российского президента не только не прислушались, но и решили действовать с точностью до наоборот, продолжает ИА "Ольвия-пресс". На протяжении последнего месяца из Румынии чуть ли не ежедневно звучат заявления по поводу необходимости скорейшего разрешения молдавско-приднестровского конфликта на основе территориальной целостности Молдавии и выводе российских миротворцев из Приднестровья. Некоторое время назад глава Сената Румынии Мирча Джоанэ заявил о том, что присутствие российских войск на территории Приднестровья является "анахронизмом", без устранения которого "нельзя говорить о подлинной независимости Молдавии". Но в таком случае нахождение американских войск на территории самой Румынии в свете российско-американской "перезагрузки" и последних договоренностей между Россией и НАТО в Лиссабоне также можно назвать анахронизмом. Ведь переброска американских войск из Западной в Восточную Европу после развала социалистического лагеря осуществлялась, прежде всего, для того, чтобы выстроить военный кордон вдоль границ бывшей СССР и, в первую очередь, вдоль рубежей России. Зачем нужны американские базы в Румынии, когда Восток и Запад сегодня говорят о партнерстве и системе общеевропейской, более того, общемировой безопасности? Но об этом официальный Бухарест предпочитает не говорить, выражая лишь свою озабоченность присутствием на неподконтрольной ни Румынии, ни Молдавии территории небольшого количества российских солдат, главная миссия которых сохранить мир на берегах Днестра.

Спекуляции на тему подлинной независимости Молдавии, которой, якобы не существует по причине присутствия в Приднестровье миротворцев и солдат, охраняющих склады с боеприпасами времен Великой Отечественной войны, и вовсе не выдерживают никакой критики, пишет ИА "Ольвия-пресс". Приднестровье не является составной частью Республики Молдова. Поэтому нахождение ограниченной группы российских войск на территории ПМР является вопросом, сугубо относящимся к межгосударственным отношениям России и Приднестровья. Мало того, своим заявлением глава румынского сената, ставя под сомнение независимый статус молдавского государства, по сути, отрицает факт существования суверенной Молдавии, получившей признание на международном уровне без малого 20 лет назад. Пытаясь преподнести факт неразрешенного территориального конфликта с Приднестровьем как повод объявить об отсутствии "подлинной независимости" этой страны, Мирча Джоанэ, видимо, забывает о том, что изначально территориальные притязания РМ на левобережье Днестра не имеют под собой никаких юридических обоснований. Приднестровье никогда не находилось в составе молдавского государства, хотя и не стоит отрицать, что нынешняя Молдавия занимает лишь часть некогда принадлежавших ей земель. Но к урезанному виду современной Молдавии Приднестровье не имеет никакого отношения. Уж если Бухарест так стремится к тому, чтобы Молдавия восстановилась в рамках своих границ, то уместней было бы самой Румынии вернуть исконно молдавские земли, которые в 1859 году были объединены с Валахией, после чего и возникло Королевство Румыния. Но понятно, что Бухаресту отдавать свои земли не хочется, зато требовать чужие для своих запрутских братьев - сколько угодно.

Не менее парадоксально и то, что в Евросоюзе Румыния взяла на себя роль эксперта, а, зачастую, и арбитра в молдавско-приднестровском конфликте, продолжает ИА "Ольвия-пресс". Как заявил госсекретарь по европейским делам Министерства иностранных дел Румынии Богдан Ауреску: "Румыния вносит свой вклад в урегулирование молдавско-приднестровского конфликта посредством работы внутри ЕС, где Румыния рассматривается как один из главных, если не главный источник анализа и оценки приднестровской проблематики". Можно себе только представить, какие оценки дает Бухарест событиям, разворачивающимся за Прутом, и чью позицию представляет он в Евросоюзе. В том, что позиция Румынии ангажирована и является односторонней, говорит не только тот факт, что она всегда поддерживала и поддерживает официальный Кишинев, выступая практически с идентичными заявлениями, касающимися вопросов молдавско-приднестровского урегулирования, но и то обстоятельство, что в начале 90-х годов Румыния выступила на стороне Молдавии в вооруженном конфликте, обеспечив ее оружием, боеприпасами и также живой силой. То есть с самого начала конфликта Румыния выступала в качестве заинтересованной стороны, выступая с позиций Молдавии.

Поэтому неудивительно, что на протяжении полутора десятков лет Бухарест и Кишинев в унисон твердят о необходимости вывода российских войск из Приднестровья, пишет ИА "Ольвия-пресс". А в июне нынешнего года Румыния приняла Стратегию национальной безопасности, в которой прямо говорится о том, что официальный Бухарест считает присутствие российских войск вблизи границ Румынии угрозой ее национальной безопасности. "В связи с этим Румыния считает необходимым активно вмешиваться в продвижение решений, предусматривающих демилитаризацию Приднестровского региона путем вывода находящихся там российских войск и вооружений", - говорится в Стратегии национальной безопасности этой страны.

На этом направлении и сосредоточены сегодня усилия Бухареста, продолжает ИА "Ольвия-пресс". Траян Бэсеску и вовсе договорился до того, что, дескать, только замена российских войск, осуществляющих миротворческую миссию в Приднестровье, на европейский миротворческий контингент может предотвратить новую войну на Днестре. То есть, в понимании Румынии российские миротворцы - это та сила, которая дестабилизирует обстановку в регионе. То, что благодаря миротворцам, и прежде всего российским, на протяжении 18 лет на берегах Днестра в результате конфликта между сторонами не погиб ни один человек, что миротворческая операция, осуществляемая Совместными миротворческими силами под руководством Объединенной контрольной комиссии, признана самой эффективной из всех миротворческих операций, проводимых в мире, румынского президента мало трогает. У Румынии другая задача - избавиться от российского военного присутствия у своих границ, и совершенно неважно, что будет происходить после этого на берегах Днестра, сколько крови прольется, когда сюда придут натовские "миротворцы", наглядно продемонстрировавшие в Югославии и Афганистане, как они умеют "мирить" народы.

Румынские власти, не скрывающие своих устремлений вновь воссоздать "Великую Румынию", включив в свой состав земли Молдавии, а заодно и Приднестровья, заинтересованы в эскалации напряженности на берегах Днестра, пишет ИА "Ольвия-пресс". Их не устраивает, что, увязнув в молдавско-приднестровском вопросе, Молдавия никак не может завершить начатое в конце 80-х годов прошлого века, когда был инициирован вопрос об объединении двух берегов Прута. Приход к власти в РМ праворадикальных националистических сил всколыхнул надежду Румынии на скорое объединение. Однако без промышленно-развитого Приднестровья Бухарест не хочет брать падчерицу-Молдавию в свой дом. Румынские власти никогда не скрывали и не скрывают этого. Но опять же все дело упирается в позицию России. Не случайно после саммита НАТО в Лиссабоне, Траян Бэсеску призвал Москву "подтвердить фактами свои заявления о добрых намерениях" в отношении "замороженных" конфликтов в Приднестровье и на Кавказе", заявив при этом, что "есть области, в которых Россия очень хорошо взаимодействует с НАТО. Но в нашем районе, на восточной границе Румынии и НАТО существуют замороженные конфликты, в которых Россия играет свою роль. И я говорю... насчет необходимости законного с точки зрения международного права урегулирования ситуации в Приднестровье и Грузии".

Но как раз с точки зрения международного права, ПМР имеет все основания требовать признания ее суверенного статуса на основе Устава ООН, закрепляющего право наций на самоопределение, продолжает ИА "Ольвия-пресс". К тому же, как мы уже говорили, Приднестровье никогда не являлось частью молдавского государства. Объединение Бессарабии и Молдавской Автономной ССР в рамках союзной республики происходило, прежде всего, в границах единого государства - Союза Советских Социалистических Республик. То есть, самостоятельного молдавского государства на тот момент не существовало, а МССР выступала лишь в качестве субъекта общего государства - Союза ССР, что не дает право Кишиневу заявлять о территориальной принадлежности Приднестровья Республике Молдова. Мало того, предъявляя территориальные претензии к Приднестровью, с которым она была объединена исключительно в рамках союзного государства, Молдавия игнорирует тот факт, что, согласно законодательству СССР, ПМР имела точно такое же право на самоопределение, как и Республика Молдова. Лишь нерешительность тогдашнего российского руководства привело к тому, что независимый статус Приднестровья не был официально признан и подтвержден на международной арене, хотя Россия была обязана признать право Приднестровья на независимость после того, как объявила себя правопреемницей СССР (Российская Федерация объявила себя государством-продолжателем СССР - прим. ИА REGNUM Новости).

Так что румынский президент сильно ошибается, полагая, что с точки зрения международного права конфликт должен быть разрешен в пользу Молдавии, пишет ИА "Ольвия-пресс". Тем не менее, сам факт того, что Румыния стала уделять вопросам молдавско-приднестровского урегулирования столь пристальное внимание, не может не настораживать. Румыния, все эти годы поддерживающая Молдавию в ее устремлении ликвидировать приднестровскую государственность, никогда не была дружественной ПМР страной. Поэтому попытки Румынии выступать арбитром в конфликте между двумя берегами Днестра, мало того, быть главным источником анализа и оценки приднестровской проблематики на европейском пространстве, ничего, кроме неприятия, у Приднестровья не вызывает, подводит итог агентство.

Последние заявления официальных лиц членов формата "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM Новости) свидетельствуют: жестокая борьба между участниками указанного формата началась, пишет "Новая газета". Западные партнёры основные усилия направляют на две, как можно представить, вещи: получение от Москвы подтверждения Стамбульских обязательств по выводу войск РФ с берегов Днестра ("Стамбульские обязательства" в части вывоза вооружений из Приднестровья, взятые Россией в контексте ДОВСЕ, но при этом носившие двусторонний российско-молдавский характер и не касавшиеся третьих стран, были выполнены досрочно еще в 2001 году. На данный момент в Приднестровье нет никаких вооружений, которые регулируются ДОВСЕ. Более того, в июле 2007 года Россия ввела мораторий на соблюдение ДОВСЕ в связи с тем, что договор не был ратифицирован ни одним государством-членом НАТО - прим. ИА REGNUM Новости) и переход США и Евросоюза из наблюдателей в посредники. О статусе гарантов речь пока не идёт. Что касается России, то вопрос в следующем: поддастся ли она давлению насчёт войск или сохранит прежнюю позицию? В середине ноября представитель МИД России Андрей Нестеренко сделал ряд заявлений, смысл которых сводился к тому, что вывод войск невозможен, ибо они охраняют в ПМР военное имущество России. О статусе США и ЕС последние недели россияне говорили, что их положение наблюдателей не может быть изменено, однако затем наступило молчание. Это даёт основание предположить, что часть российских политиков, возможно, допускает преобразование американцев и европейцев в наблюдателей. Разумеется, у официального Тирасполя такая перспектива восторга не вызывает.

Быть может, эти российские политики надеются на некий размен: повышение статуса ЕС и США в обмен на сохранение войск РФ в Приднестровье, продолжает "Новая газета". Но едва ли это возможно: геополитические игры тем и интересны, что та или иная сторона, войдя в азарт, стремится получить не часть, а всё. Или почти всё. Таким образом, очертить примерный подход Запада к ПМР можно. Это - вывод российских войск и автономный статус. Термин "федерация" или "конфедерация" не произносятся. Хотя эти модели могут и всплыть в ходе переговоров. Но дело не в этом. Нас интересует, каковы конкретные подходы России и ПМР? Едины ли они или же россияне играют чисто свою игру? В любом случае высказывания западных дипломатов кажутся определённее, а послание и.о. президента РМ Михая Гимпу генсеку НАТО о помощи в выводе российских войск говорит, что координация действий Кишинёва, Брюсселя, Вены (ОБСЕ) и, возможно, Вашингтона больше, нежели согласование шагов Москвы и Тирасполя, подводит итог издание.