25 ноября в Гданьске должен открыться памятник татарам, принявшим участие в битве при Грюнвальде (1410 год). Монумент, представляющий собой скульптуру татарского воина на коне, будет поставлен в честь 600-летия исторической победы польско-литовских войск над Тевтонским орденом.

Как сообщает пресс-служба Минкульта Татарстана, установка монумента татарским уланам является "актом выражения толерантного отношения к национальным меньшинствам, заложенного первым президентом Польши Юзефом Пилсудским". Планируется, что на торжественном открытии будет присутствовать президент Польши Бронислав Комаровски.

Татарстан на мероприятии будет представлять делегация, в состав которой вошли постоянный представитель Татарстана в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Шамиль Ахметшин, председатель Исполкома Всемирного конгресса татар Ринат Закиров, а также солист Татарского театра оперы и балета имени Джалиля Владимир Васильев.

На открытие памятника татарам приглашены также власти Поморского воеводства и города Гданьска, дипломатический корпус, представители татарских общин Польши и других стран, деятели культуры и науки.

Битва при Грюнвальде, которая произошла 15 июля 1410 года между войсками Тевтонского ордена и объединенными силами Польского королевства и Литовского княжества, считается историками своеобразной "битвой народов". Польская армия под Грюнвальдом с участием русских и белорусских полков (в том числе смоленского отряда) насчитывала 18 тысяч конницы, 3 тысячи пехотинцев и 18 тысяч человек в обозе. Литовская пехота составляла всего 500 человек. Позже к ним присоединились профессиональные наемники, завербованные польским королем Владиславом на деньги литовского князя Витовта. Количество татар, участвовавших в походе, составило 2 тысячи всадников. Их возглавлял сын Тохтамыша хан Джалал-ад-Дин (1380-1413), который рассчитывал на помощь Литвы и Польши в борьбе за власть в Золотой Орде с ханом Едигеем.

На стороне Тевтонского ордена сражались немцы из всех земель Священной Римской империи. Там также были поляки из Пруссии, отряды из западно-поморских земель под предводительством князя Казимира Щецинского. Наемные отряды формировались из чехов, моравцев и швейцарцев. Спустя час после начала битвы крестоносцы начали теснить противника, а потом устремились в погоню за начавшими отступать дружинами Витовта. На протяжении нескольких километров они гнали перед собой татар и литовцев, заманивавших их в итоге в засаду.

В этой ситуации притворное бегство дружин Витовта могло очень дорого стоить полякам: правый фланг Владислава оказался открытым, и если бы войска Ордена, не принимавшие участие в погоне за татарами, успели по нему ударить, судьба битвы была бы иной. Однако дело спасли три русских дружины - Мстиславская, Оршинская и Смоленская, которыми командовал новгородский князь Лугвений Ольгердович (1355-1431). В течение часа русские держали оголившийся фланг. За это время Смоленская дружина была почти полностью уничтожена, две оставшиеся продолжали обороняться до тех пор, пока им на помощь из тыла не пришли резервные польские дружины.

В результате битвы, которая длилась целый день, войска Тевтонского ордена были разбиты. Всего было убито 18 тысяч крестоносцев, 14 тысяч попали в плен.

Как писал через 50 лет после тех событий польский хронист Ян Длугаш (Jan Długosz, 1415-1480), победа "не принесла никакой пользы Польскому королевству, но большую выгоду Великому княжеству Литовскому". Грюнвальд также навсегда подорвал основы государства Тевтонского ордена в Пруссии, положив начало его упадку.