Геополитика: "Уважаемый Дмитрий Анатольевич, никогда Приднестровье не согласится на объединение с Молдавией". Приднестровское урегулирование: "Германия хочет заставить приднестровцев и Россию поверить в то, что объединения Молдавии с Румынией не будет". Выборы: "Долой продажную парламентскую торговлю! Да здравствует твёрдая власть и сильная рука!"

Геополитика: "Уважаемый Дмитрий Анатольевич, никогда Приднестровье не согласится на объединение с Молдавией"

Выступая перед журналистами в Довиле, где он встречался с президентом Франции Николя Саркози и канцлером Германии Ангелой Меркель, президент Российской Федерации Дмитрий Медведев вкратце коснулся и молдавско-приднестровских отношений, пишет "Новая газета". Он заявил, что успех урегулирования будет зависеть не только от России, а прежде всего от позиции самой РМ, ПМР, а также от позиции Румынии и Евросоюза. "Все должны участвовать", - добавил он. Это сразу вызвало целый шквал комментариев. Говорилось, будто президент РФ "не в теме", что он забыл упомянуть Украину - страну-гаранта, но сказал о Румынии, которая вовсе не является участником переговорного процесса с 1992 года. Не есть ли это некая новая "перестройка" в сфере внешней политики, которая состоит в том, чтобы "понравиться Западу ценой сдачи российских национальных интересов", вопрошали некоторые аналитики.

Между тем, возможно, столь панические комментарии были спровоцированы как самими румынами, так и прорумынскими силами в Европе, продолжает "Новая газета". Цель как Бухареста, так и его внешних союзников - вернуть Румынию за стол переговоров по урегулированию конфликта на Днестре. Традиционно сильная, а в ряде случаев просто блестящая и скорая на подъём румынская дипломатия, приобретя официальный статус в диалоге по молдавско-приднестровской проблеме, может сильно осложнить жизнь Москве и Тирасполю. У нынешнего румынского руководства есть и внутриполитические цели. Страна, нахватавшая кредиты и займы, находится на грани мощного социального взрыва. Поднять знамя унионизма означает для лидеров Румынии попытку отвлечь рядового гражданина от собственной провальной экономической стратегии и тактики.

Одного успеха Румыния уже добилась, пишет "Новая газета". Она посеяла явное недоверие среди некоторых приднестровских политиков и комментаторов к Кремлю, а это, в свою очередь, может вызвать раздражение россиян. Теперь Румынии хоть чуть-чуть, но будет легче перейти к следующей фазе своей генеральной линии: работе с ЕС и, быть может, с США, дабы те помогли Бухаресту хотя бы декларативно поставить вопрос о вхождении в переговорный формат. Если это удастся, то Румыния мгновенно бросится в бой для недопущения федерализации бывшей Молдавской ССР. Её цель - реинтеграция Молдавии на унитарной основе. А если и это каким-то чудом "выгорит" - вот тогда можно будет побороться за реальное "воссоединение с матерью-Родиной" не только РМ, но и ПМР. Безусловно, создание конфликтной ситуации между Москвой и Тирасполем помогло бы решению комплекса указанных задач.

Что касается непосредственно слов Медведева, то надо не спешить, а рассматривать всё, что он сказал, продолжает "Новая газета". Президент РФ увязал внешние силы, в том числе Румынию, с предстоящими молдавскими выборами 28 ноября. Известно, что Румыния уже активно втянулась в молдавскую схватку. Медведев сказал, что наделённое необходимыми для переговоров по урегулированию конфликта на Днестре руководство Молдавии появится только после ноябрьского голосования. А что касается Румынии, сказал Медведев несколько дней спустя, "если оттуда будут нестись такие слова, как сегодня, никогда руководство Приднестровья и обычные люди не согласятся на процесс объединения".

Как видим, пока что паниковать нет реальных оснований, пишет "Новая газета". По мнению многих экспертов, максимум, что возможно по состоянию вокруг молдавско-приднестровских отношений на конец октября, - это официальное возобновление переговоров в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM Новости). Заявлений Москвы о готовности вывести свои войска с берегов Днестра нет. Критика с берегов Днестра в такой ситуации российского президента - не лучший способ укрепления союзных уз с Кремлём. Это не значит, разумеется, что эксперты, аналитики и публицисты не вправе давать российской политике, как и любой иной, свои оценки. Просто следует помнить, что в каждой игре применяются манипуляции, причём есть манипуляторы и манипулируемые. Так пусть уж мы окажемся первыми, а румынские лидеры - вторыми, подводит итог издание.

О Приднестровье в последние недели говорили много и на разных уровнях, сообщает Первый республиканский телеканал. В Москве, Довиле и Страсбурге об урегулировании конфликта размышляли первые лица России, Франции и Германии. В очередной раз за усиление роли ЕС в переговорном процессе по молдавско-приднестровскому урегулированию высказался Европарламент. Россия же, в свою очередь, вновь продемонстрировала готовность отстаивать свои геополитические интересы в регионе. Поэтому РФ категорически против сближения Молдавии с Румынией, ее вступления в Евросоюз и НАТО, против ее нынешнего политического руководства, против ее культурной ориентации на западное общество и западные ценности. Дмитрий Медведев отметил, что решение молдавско-приднестровской проблемы возможно, если Молдавии не будут навязывать свои политические интересы другие страны, в том числе и Румыния. Что же касается непосредственно процесса, то его возобновление российский лидер связывает с появлением стабильной власти в Молдавии.

Шум вокруг трехсторонней встречи Дмитрия Медведева, Николя Саркози и Ангелы Меркель журналистами был поднят задолго до самого события, продолжает Первый республиканский телеканал. Кто-то писал о том, что в Довиле будет решена судьба Приднестровья, а кто-то утверждал, что Медведев с Меркель и Саркози договорятся об отмене визового режима между Россией и ЕС. Итоговая пресс-конференция после встречи в Довиле показала: несмотря на обнадеживающую риторику Европы, об отмене ограничений между Россией и ЕС пока говорить преждевременно. Через 10 лет поездок, разговоров и улыбок, может быть, Россия и Евросоюз перейдут на новый уровень взаимоотношений, но в случае, если Москва будет себя хорошо вести. Николя Саркози говорит, что Франция и Германия рассматривают Россию как страну-друга. Однако, странное товарищество получается, так сказать дружба дружбой, а границы врозь. По мнению политолога Михаила Кушакова, "создавая такую атмосферу доверия, ЕС пытается побудить российскую сторону к тому, чтобы они приняли на себя обязательства или меры, которые могут являться ущемлением интересов России, в том числе здесь речь идет о национальных интересах РФ в ПМР".

Приднестровский вопрос уже стал традиционной темой разговора на встречах Ангелы Меркель и Дмитрия Медведева, отмечает Первый республиканский телеканал. В Довиле молдавско-приднестровскую тематику также не обошли стороной. По мнению российского лидера, у России и Европейского союза есть хороший потенциал в разрешении разных конфликтов, в том числе и замороженных. Дмитрий Медведев говорит, что в молдавско-приднестровском вопросе можно добиться хороших результатов, но для этого нужно, чтобы все стороны, вовлеченные в конфликт, занимали конструктивную позицию: "Успех этого зависит не только от России, успех этой работы зависит от самой Молдавии, это вне всякого сомнения, это главное, зависит от позиции Приднестровья, от позиции Румынии и ЕС - все должны участвовать".

Заявление Дмитрия Медведева хоть и не содержит практически никакой новизны, вызвало оживленную дискуссию, продолжает Первый республиканский телеканал. Молдавский вице-премьер Осипов поспешил заявить, что Россия изменила позицию в данном вопросе, но не уточнил, в чем именно выражается это изменение. Может быть, молдавскому политику польстило то, что успех процесса российский президент связывает с позицией Кишинева? Так это скорее посыл будущим властям Молдавии о том, что необходимо выполнить взятые Кишиневом обязательства и вести переговоры непосредственно с Приднестровьем. По словам Михаила Кушакова, "во многом ситуация не движется, потому что молдавская сторона недоговороспособна, и никто не может взять на себя ответственность за те или иные решения, более того, в нынешней ситуации, когда мы наблюдаем кризис власти в Молдавии, череду выборов, когда не существует легитимной власти, такие заявления имеют право на жизнь".

Среди тех, от кого зависит успех в молдавско-приднестровском урегулировании, Дмитрий Медведев назвал и Румынию, отмечает Первый республиканский телеканал. Что именно имел в виду президент России, стало ясно через несколько дней на встрече с участниками Мюнхенской конференции по вопросам безопасности, где Медведев отметил, что решение молдавско-приднестровской проблемы возможно, если Молдавии не будут навязывать свои политические интересы другие страны, в том числе и Румыния. Что же касается непосредственно процесса, то его возобновление российский лидер связывает с появлением стабильной власти в Молдавии. Михаил Кушаков отмечает: "Факт остается фактом, что РФ остается последовательным сторонником равносторонних переговоров между Молдавией и ПМР с последующей выработкой обоюдно приемлемого решения, то есть какое решение будет принято, то и будет признано РФ".

Во французском Довиле, после пятилетнего перерыва, прошло заседание так называемой большой европейской тройки, точнее саммит лидеров Франции, Германии и России, пишет "Медиатор". Очевидно, что данное событие сопровождалось повышенным вниманием, как из-за уровня представительства и формата, так и из-за анонсированных, в преддверии встречи тем обсуждения. Особое звучание встреча "большой тройки" приобрела и для Приднестровья...

Приднестровское урегулирование, а с ним и молдавско-приднестровские отношения, уже давно не вписываются в понятие "замороженного конфликта", ведь и дипломатическая, и экспертная работа на разных уровнях идет постоянно, а вот цели и конечные результаты происходящих внутренних и внешних процессов не столь очевидны и понятны для "монитора" общественного сознания, продолжает "Медиатор". Так что, в нашем случае вполне уместно применять понятие о "зависшем процессе", а значит стоит ожидать появления столь модного ныне термина о необходимости его "перезагрузки". При этом, ощущение "зависшего процесса" и в целом "подвисшего региона" еще более обостряется при сопоставлении с внешним фоном. Российско-американская "перезагрузка", российский курс на модернизацию и новые углубленные отношения с Европой, включая инициативу о новой архитектуре европейской безопасности, германские инициативы об институализации российско-европейских отношений по вопросам внешней политики и безопасности, включая разрешение конфликтов, происходят "здесь и сейчас".

Хотя надо отдать должное, не все в регионе находится в состоянии покоя, во всяком случае, Республика Молдова пытается использовать все имеющиеся у нее возможности для усиления проевропейского вектора развития и уже фактически перешла на этап евроадаптации, пишет "Медиатор". Конечно же, и в Кишиневе не все идет столь гладко - полная евроинтеграция продолжает оставаться весьма отдаленным во времени результатом, не все ясно в отношениях Молдавии и Румынии, Приднестровье продолжает оставаться и "якорем молдавской государственности" и "кандалами" для ускоренной интеграции в ЕС, а во внутренней политике и общественном климате многие процессы неоднозначны.

Возвращаясь к саммиту "большой тройки" и ее значению для Приднестровья необходимо отметить, что хотя приднестровская проблематика нашла свое место в повестке дня, что уже само по себе имеет важное значение, но в итоговом заявлении оказалась отражена лишь, как общее место в "кружевах" выверенных дипломатических формулировок - т.е. никакой конкретики, продолжает "Медиатор". Впрочем, подобное место оказалось отведено и для столь важной для России темы, как продвижение инициативы о новой архитектуре европейской безопасности, что в совокупности с приднестровской проблематикой является симптоматично-показательным. Таким образом, не подтвердились ни прогнозы, ни ожидания различных экспертов о возможности "сторговать Приднестровье" на смутные "евромодернизационные" бонусы. Впрочем, нет оснований радоваться и тем наблюдателям, которые ожидают "отката" на прежние позиции в российско-европейских отношениях или сохранения статус-кво в региональных процессах.

Принятие на декабрьском саммите в Португалии новой стратегической концепции НАТО, будет прямым асимметричным ответом США на российские инициативы по евробезопасности, пишет "Медиатор". В то же время, исходя из итогового заявления "большой тройки", Германия не демонстрирует желания отзывать свои инициативы по созданию Комитета ЕС-РФ по вопросам внешней политики и безопасности, а Франция в противовес усилению политического влияния Берлина и вовсе выдвигает предложения по созданию общего с Россией не только экономического пространства, но и пространства безопасности и даже определяет возможные сроки создания такого пространства.

В контексте приднестровского урегулирования эти аспекты, а также слова президента России на итоговой пресс-конференции в Довиле о том, что по окончании выборных процессов в Молдавии "у нас есть неплохие шансы возобновить соответствующий (переговорный) процесс и достичь результата", при этом "для этого нужно, чтобы все стороны, вовлеченные в конфликт, занимали конструктивную позицию, а это уже дело посредников, тех, кто способен влиять на эту ситуацию" создают дополнительные импульсы, продолжает "Медиатор". Кроме того, акцент, сделанный в итоговом заявлении лидеров России, Германии и Франции на саммит ОБСЕ в Астане, так или иначе, совпадает с последними инициативами ЕС о повышении своего статуса в процессе молдавско-приднестровского урегулирования, а в совокупности с ожиданием стабилизации власти в Молдавии уже в начале 2011 года и готовностью России поддержать возобновление переговорного процесса позволяют говорить не о торможении процессов, а наоборот, о возможности их активизации и насыщенности на протяжении всего 2011 года. Таким образом, должно быть очевидно, и в первую очередь для Приднестровья, что общая ситуация и тенденции вокруг молдавско-приднестровского урегулирования и вокруг региона в целом, находятся и будут находиться в состоянии повышенной динамики, требующей ответных активных действий.

Исходя из характеристики молдавско-приднестровского урегулирования, как "зависшего процесса", его перезагрузка может быть осуществлена извне, и изнутри, пишет "Медиатор". В этой ситуации Молдавии потребуется больше политической стабильности, а Приднестровью больше внешнеполитической активности. При этом 2011 год для Приднестровья будет переходным этапом к совершенно новому качеству. Уместно вспомнить о том, что вновь избранный Верховный Совет будет находиться в состоянии становления, а президентская власть в фазе затухания политической активности (причем, независимо от того, сохранит ли полномочия действующий президент или от вновь избранного, поскольку вертикаль исполнительной власти находится в весьма ослабленном состоянии). В этих условиях и Молдавии, и Приднестровью понадобится легитимация новых политических элит, уполномоченных на ведение диалога, причем, что касается итогов этого процесса - то уже очевидно, что они будут продуктом договоренностей крупных внешних игроков. При этом место России в данных процессах, при сохранении существующей динамики, может оказаться далеко не лидирующим. Совершенно ясно и то, что долгому и вялотекущему процессу двусторонних переговоров, с периодическим подключением внешних игроков приходит конец. На смену ему идет принципиально иная конструкция - достижение договоренности между внешними игроками, которые проинформируют Молдавию и Приднестровье об их итогах не для очередного обсуждения, а для их последующей имплементации, подводит итог издание.

Заметное снижение активности Москвы в деле урегулирования молдавско-приднестровских отношений и её стремление везде и всюду демонстрировать отход от политики "имперских амбиций" расценивается некоторыми "западными партнёрами" как нерешительность и явная слабость, чем они стремятся тут же воспользоваться, пишет "Приднестровье". И вот уже министр иностранных дел Румынии - страны, воевавшей на стороне гитлеровской Германии, оккупировавшей Бессарабию с 1918 по 1940 годы и с 1941 по 1944 годы, требует от России (именно требует!) вывести свои войска из Приднестровья! Требует в полной уверенности, что имеет право он, представитель "великой Румынии", требовать от России, а она, по его мнению, должна беспрекословно выполнить это требование. Преисполненный чувства величия, ведь за его спиной военная машина НАТО, в интервью Wall Street Journal румынский министр спесиво бахвалится, что "румынские военные в составе войск НАТО в Афганистане останутся там столько времени, сколько нужно". Таким образом, министр иностранных дел Румынии выстраивает отношения между Россией и Румынией по схеме: вы, русские, с чужой территории убирайтесь, а мы, румыны, на чужой территории вольны оставаться столько, сколько считаем нужным!

При этом приднестровцы, а тем паче страны-гаранты Россия и Украина должны отдавать себе отчёт в том, что политик Румынии печётся не о независимости Молдавии, а, выдворяя Россию, создаёт условия для её дальнейшего поглощения, но непременно с промышленным потенциалом Приднестровья, продолжает "Приднестровье". Для Румынии членство в НАТО означает реальную возможность взять реванш за крушение нереализованных планов во Второй мировой войне. Румыния не прочь вернуть себе Транснистрию со столицей в Одессе. Возможно, сегодня читателю, убаюканному бесконечными разговорами высокопоставленных политиков о партнёрстве между Россией и Западом, подобный расклад покажется маловероятным, но вспомните, насколько чудовищной и нереальной была сама мысль о том, что в конце двадцатого века можно бомбить мирные города. Однако сопровождаемые абсолютно идиотской привычкой западных политиков улыбаться по поводу и без повода, на Белград и Багдад полетели ракеты и бомбы!

Президент России Дмитрий Медведев, возможно, более дипломатично, чем следовало ожидать, отреагировал на выпады румын и заявил, что позиция Румынии по поводу приднестровского урегулирования должна быть гораздо более спокойной и сбалансированной, пишет "Приднестровье". В частности Дмитрий Медведев сказал, что "если оттуда будут нестись такие слова, как сегодня, никогда руководство Приднестровья и обычные люди не согласятся на процесс объединения". Надежда президента России на то, что "оттуда" будут нестись другие слова, отчасти обусловлена тем, что Румыния не входит в число стран, которые Россия относит к приоритетным в своей внешней политике. Очевидно поэтому Дмитрий Анатольевич не очень подробно знаком с амбициозными намерениями румынских политиков, проявляемыми ими на протяжении всей истории существования этого государства. "Оттуда", уважаемый Дмитрий Анатольевич, никогда не будут нестись другие речи, а следовательно (и тут вы абсолютно правы) никогда руководство Приднестровья, выражающее волю приднестровского народа, не согласится на процесс объединения.

Что касается дальнейших переговоров с Молдавией, то президент России уповает на то, что они могут быть продолжены, как только в Кишинёве появится "эффективная власть", продолжает "Приднестровье". Увы, но приднестровцы на протяжении двадцати лет надеялись на появление в Молдавии пусть и не очень "эффективной", но по крайней мере ВМЕНЯЕМОЙ власти, власти, осознающей и принимающей реальность бытия, власти, ответственной за взятые на себя обязательства, но так и не дождались. Следовательно, для Приднестровья переговоры с Молдавией о добрососедском существовании двух независимых государств могут вестись только на равноправной основе. И чем раньше это поймут в Европе и без тревожной оглядки на Запад согласятся в Москве и Киеве, тем быстрее с карты Европы исчезнет конфликтная зона, и возродится среда, способствующая развитию конструктивных партнёрских отношений между странами-участниками разрешения данного конфликта, подводит итог издание.

Интернет-издание "Стратегия Приднестровья" публикует комментарий профессора, директора НИИ стратегического анализа и прогнозирования Ильи Галинского: "Попытки переформатировать молдавско-приднестровский переговорный процесс предпринимались определенными политическими силами практически на всем его протяжении. Поэтому, так называемая, новелла господина Осипова (вице-премьер-министр Модавии по вопросам "реинтеграции" - прим. ИА REGNUM Новости) касательно увеличения посредников в лице США и ЕС ничего нового и конструктивного не добавляет, находясь в этом бесперспективном ряду. Желание молдавского переговорщика и его подоплеку даже нечего расшифровывать. Здесь все лежит на поверхности - в случае включения в эту категорию США и ЕС позиция Молдавии на переговорах усилится раза в два, а может быть и больше. Я полагаю, что не надо никого просвещать по поводу истинных геополитических интересов и симпатий данных акторов. Достаточно только вспомнить недавнюю настоятельную рекомендацию политическому руководству России со стороны канцлера ФРГ Ангелы Меркель - вывести российские войска из Приднестровья. К этому следует добавить сделанные на днях "новые откровения" одного из лидеров правящего в Молдавии Альянса господина Лупу, согласно которым Евросоюз никогда не согласится принять в свой состав Молдавию без Приднестровья.... И получается, что желание поменять в переговорном процессе статус США и ЕС исходит из чисто прагматических меркантильных соображений - заставить приднестровское государство отказаться от своей суверенности и стать частью Республики Молдова. Трудно представить себе ситуацию, при которой политическое руководство ПМР пошло бы на поводу у господина Осипова. Пожалуй, только при одном условии - при полноценном юридическом признании ПМР в качестве независимого государства данными политическими акторами. Россия, в свою очередь, тоже вряд ли даст согласие на эти изменения, иначе она потеряет саму себя как суверенное государство. Да и вообще, главному переговорщику Республики Молдова, если, конечно, он профессионально образован, следует знать, что чем меньше посредников участвует в переговорном процессе, тем больше шансов на конструктив, на окончательный успех. Это, как говорится - классика!"

В последнее время к молдавско-приднестровскому вопросу вновь проснулся интерес - безусловно, его "подогрела" встреча Медведева с его немецкой коллегой Ангелой Меркель, пишут "Профсоюзные вести". Ситуация вокруг урегулирования и роль в этом процессе Украины, как страны-гаранта, обсуждалась и журналистами Приднестровья, Молдавии, которые в рамках проекта "Приднестровские диалоги" (осуществляет Ассоциация независимых политологов Приднестровья и Ассоциация внешней политики Молдавии) посетили Киев и встретились там с местными политиками, депутатами Верховной рады, экспертами, которые не отрицали, что Украина хочет активно участвовать в решении молдавско-приднестровского конфликта и роль статиста в этом вопросе ее устроить не может. Хотя бы потому, что наши проблемы (с тем же железнодорожным сообщением) автоматически становятся и проблемами "незалежной" (результатом введенных 3 марта 2006 года Кишиневом и Киевом при поддержке ЕС и действующих до сих пор правил прохождения грузов через молдавско-украинскую границу стала экономическая и железнодорожная блокада Приднестровья, в результате которой ущерб понесли как экономические агенты, так и жители не только ПМР, но и Молдавии и Украины - прим. ИА REGNUM Новости).

Бывший министр иностранных дел Украины, ныне депутат Верховной рады Борис Тарасюк (он бывал у нас в Приднестровье, неоднократно в Молдавии, поэтому в курсе происходящего) без энтузиазма отнесся к встрече Медведева с Меркель, на которой, повторимся, в том числе обсуждался приднестровский вопрос, продолжают "Профсоюзные вести". По мнению Тарасюка, "такие встречи без участия остальных "переговорщиков" размывают переговорный формат и не могут служить "базой" для поиска вариантов решения проблемы". Не поддерживая наш курс на независимость, Украина, тем не менее, по словам Тарасюка, вынуждена "искать компромисс между нашей непризнанностью и территориальной целостностью Молдавии", понимая, что на чашу весов положены интересы и потребности украинцев, проживающих в Приднестровье. В частности, еще и поэтому Киев настаивает на своей активной роли в урегулировании конфликта.

Киевский эксперт, директор Центра исследований проблем гражданского общества Виталий Кулик не отрицает превалирующей роли России в этом вопросе, но, тем не менее, настаивает, что именно у Киева есть "золотая акция" урегулирования: "Москва, несомненно, имеет достаточные возможности, чтобы стимулировать оба берега Днестра к диалогу, но реально усадить за стол переговоров Тирасполь и Кишинев может только Киев, - убежден Кулик. Марк Шевченко, начальник департамента политики украинского МИДа, в ведении которого находится и приднестровский вопрос, в условиях отсутствия официального диалога между ПМР и РМ призывает придерживаться политики "малых шагов". По его мнению, такая "шаговость" в последнее время стала себя оправдывать. Вспомнить хотя бы с трудом, но решенную проблему возобновления железнодорожного сообщения Кишинев - Тирасполь - Одесса (железнодорожное сообщение через территорию Приднестровья было частично возобновлено после состоявшейся 24 сентября в Тирасполе встречи премьер-министра Молдавии Владимира Филата с президентом ПМР Игорем Смирновым - прим. ИА REGNUM Новости). Следующий шаг, по его мнению, - разблокирование телефонного сообщения. При этом Шевченко не скрывает опасений, что после успеха названных выше "малых шагов" могут возникнуть другие "подводные камни" на пути урегулирования. "По опыту моей работы знаю, что проблемы могут возникать из ничего, но также могут и решаться", - убежден дипломат. ("Профсоюзные вести")

Приднестровское урегулирование: "Германия хочет заставить приднестровцев и Россию поверить в то, что объединения Молдавии с Румынией не будет"

На встрече президента Российской Федерации Дмитрия Медведева с канцлером Германии Ангелой Меркель, как известно, затрагивалась тема приднестровского урегулирования, пишет "Приднестровье". При этом канцлер проявила открытую заинтересованность в данном вопросе, подтвердив тезис о территориальной целостности Молдавии как неоспоримой основе окончательного решения молдавско-приднестровской проблемы. Однако госпоже Меркель следовало быть в своих заявлениях более осторожной и не столь категоричной.

Неизвестно, насколько подробно и объективно в школьных учебниках истории Германской Демократической Республики, по которым училась будущий канцлер объединённой Германии, преподносили исторический период, предшествующий началу Второй мировой войны, и роль Германии в создании Молдавской ССР, продолжает "Приднестровье". Очевидно, стоит напомнить, что 23 августа 1939 года между СССР и Германией был подписан пакт о ненападении и секретный протокол к нему о разграничении сфер влияния, известный как пакт Молотова - Риббентропа. Согласно этому документу, в сфере влияния СССР оказались Эстония, Латвия, Финляндия и Бессарабия. Именно на основании пакта в состав СССР была возвращена Бессарабия и путём объединения с шестью районами Молдавской АССР, вычлененных из состава Украины, создана Молдавская ССР. Таким образом, заключение между СССР и Германией пакта о ненападении напрямую связано с образованием Молдавской ССР. А отсюда вытекает следующее. Коль канцлер Германии предпочитает считать Приднестровье частью Молдавии, ей следует признать действующим пакт Молотова-Риббентропа, то есть договор между Сталиным и Гитлером, а следовательно, объявить себя продолжателем их политики (политики фашистской Германии) и на основании этого считать Молдавию и Приднестровье одним государством. Либо отказаться от такого наследия, но тогда Бессарабия и Приднестровье предстают в независимом друг от друга статусе. Другого варианта решения молдавско-приднестровской проблемы, без опоры на исторические документы, не существует.

Что касается оценки пакта, то тут следует исходить из того, насколько выгоден он был в то время советскому государству, а следовательно, и народу, пишет "Приднестровье". Беспристрастные эксперты оценивают его как самый выгодный международный договор с участием Советского Союза за весь период его существования. По пакту Молотова-Риббентропа Сталин добился стратегической победы и вернул в состав СССР, не пролив ни единой капли крови, территорию площадью 200 тыс. кв. км с населением 14 млн человек. Тем самым границы СССР были отодвинуты на Запад, Германия лишилась многих выгоднейших плацдармов для нанесения ударов в Западных областях Украины, Белоруссии, Бессарабии, Прибалтике. Гитлер вынужден был затеять длительную кампанию в Европе против Франции, Англии и других европейских государств, что дало дополнительное время на перевооружение Красной Армии. Другое дело, что из-за молниеносной капитуляции Франции этого времени было недостаточно.

Однако на заседании Первого съезда народных депутатов СССР в 1989 году, под прессом депутатов-националистов из Прибалтики, Молдавии, Грузии, на волне эйфории от горбачёвской вседозволенности, пакт Молотова-Риббентропа был осуждён и отвергнут, продолжает "Приднестровье". Вслед за этим Верховный совет Республики Молдова постановлением от 23 июня 1990 года денонсировал вышеозначенный пакт и объявил создание МССР 2 августа 1940 года незаконным правовым актом. Юридически неопровержимо - с этого момента Бессарабия и Приднестровье являются разносубъектными территориями! Так о чём мы ведём многолетние переговоры?

Неуспех переговорного процесса напрямую связан с тем, что на протяжении всего периода его ведения правовая база подменялась политической конъюнктурой и двойными стандартами, но самое главное - реализацией плана Запада по разрушению постсоветского пространства и, как минимум, вытеснению России из региона с дальнейшим вовлечением в НАТО Грузии, Украины, Молдавии, пишет "Приднестровье". И признание государственной независимости ПМР не только не противоречит юридическому статусу-кво этого региона (исходя из денонсации Россией и рядом стран пакта Молотова-Риббентропа), но является единственно возможным решением по урегулированию молдавско-приднестровской проблемы на региональном уровне и стратегически верным шагом России в геополитической области, подводит итог издание.

То, чего добивалась Молдавия на протяжении двух десятилетий, может произойти уже в скором времени. Румынский президент Траян Бэсеску заявил о том, что согласен подписать договор о границе с Молдавией, чтобы усилить, как он заявил, доверие к Альянсу за европейскую интеграцию и лишить молдавских коммунистов аргумента о желании Бухареста присоединить к себе РМ. Для всех это заявление стало полной неожиданностью, пишет "Ольвия-пресс". Вопрос о границе между Румынией и Молдавией, по сути, встал сразу же после развала Советского Союза и образования независимого молдавского государства. Первые же попытки Кишинева подписать договор, который бы разграничивал территорию двух государств, натолкнулись на нескрываемое неприятие этой идеи Бухарестом. Отказ от подписания данного договора за прошедшие 20 лет мотивировался разными причинами. И вот теперь появляется, скажем прямо, весьма неожиданное заявление Бэсеску о том, что Румыния в ближайшее время может подписать договор о границе, тем самым окончательно признавая молдавскую государственность и ее право на самостоятельность.

В связи с этим возникает закономерный вопрос: только ли дело в том, что румынский президент хочет помочь Альянсу за европейскую интеграцию сохранить власть в стране, или мотивы этого заявления лежат куда глубже? - продолжает "Ольвия-пресс". Ранее с официальным визитом в Бухаресте побывала немецкий канцлер Ангела Меркель, которая заявила о необходимости подписания договора о границе между Румынией и Молдавией. А уже через несколько дней во французском Довиле начался саммит лидеров Германии, России и Франции. Два эти события имеют прямую связь, ибо первым условием, которое выдвинула Германия в ответ на российские инициативы, было разрешение молдавско-приднестровского конфликта. При этом в Германии отдают отчет в том, что ни о каком объединении Молдавии и Приднестровья, а также выводе из региона российских войск не может быть и речи до тех пор, пока в Тирасполе уверены, что рано или поздно Румыния и Молдавия объединятся, и если к тому времени Приднестровье окажется в составе РМ, то объединятся вместе с ним, и никто у жителей левобережья Днестра спрашивать не будет, хотят они этого или нет. Именно угроза слияния Румынии и Молдавии стала два десятилетия назад одним из главных поводов для создания независимого приднестровского государства. Следовательно, по мнению Германии, нужно заставить приднестровцев, но, главное, Россию, поверить в то, что объединения берегов Прута не произойдет. И вот уже ярый унионист Михай Гимпу, забыв прошлые свои лозунги о разделенном румынском народе, твердит, что объединения с Румынией не будет, что это чистейшей воды блеф, а румынский президент делает сенсационное заявление о том, что готов подписать договор о границе. Правда сроки он указать все-таки забыл.

В свою очередь Германия, а вместе с ней и весь Евросоюз получают дополнительный рычаг давления на Россию, которая крайне негативно относится к объединению Румынии и Молдавии, и уж тем более, если в составе последней будет находиться Приднестровье, пишет "Ольвия-пресс". А раз нет угрозы "унири" (от рум. "unirea" - "объединение"; в молдавском политическом дискурсе используется относительно объединения Бессарабии с Румынией - прим. ИА REGNUM Новости), значит, нет и веских оснований для того, чтобы Россия и дальше поддерживала, пусть и негласно, независимый статус ПМР, похоже, считают в Германии.

То, что неожиданное решение румынского президента является одним из элементов торга Европы с Россией, вряд ли приходится сомневаться, пишет "Ольвия-пресс". ЕС хочет добиться от Москвы уступок на одном из ее стратегических направлений. Нет сомнения в том, что после этого России будут выдвинуты все новые и новые требования, зато нет никаких гарантий, что Европа и в самом деле согласится на предложенный Дмитрием Медведевым план новой архитектуры безопасности в Европе. Об этом сегодня предупреждают многие российские аналитики, напоминая историю с нератифицированным Западом ДОВСЕ.

А в это время Молдавия и Румыния вновь практически в унисон потребовали вывода российских войск из Приднестровья, пишет в другом материале на эту тему "Ольвия-пресс". Наблюдательные люди для себя уже отметили, что сев сразу в два кресла - президента и спикера парламента - Михай Гимпу регулярно, примерно раз в неделю, требует ликвидации российского военного присутствия в регионе. По его заявлениям уже можно сверять часы, как будто в Бухаресте кто-то сидит с хронометром в руках и ставит галочки в ведомость - не пропустил ли Гимпу свое сольное выступление. Но и.о. президента Молдавии, как прилежный школьник, почти никогда не пропускает.

Россия сохраняет свое военное присутствие в регионе по одной простой причине - за минувшие 20 лет воинственный молдавский национализм не только не исчез, он окреп, обрел новых сторонников из числа молодежи, продолжает "Ольвия-пресс". Это наглядно доказали апрельские события 2009 года в Кишиневе, но самое главное - националисты вернулись во власть. И стремление интегрироваться в Румынию - тоже никуда не исчезло. Оно было в большей или меньшей степени в Молдавии начиная с конца 80-х годов прошлого столетия. И как только российские миротворцы покинут регион, завтра на берегах Днестра может вновь вспыхнуть конфликт, так как приднестровцы не стремятся в Румынию.

В России это прекрасно видят и понимают, и потому на призывы Гимпу четко и однозначно отвечают: "Российская Федерация не может вывести свои войска и боеприпасы в соответствии с решением, принятым в 1999 г. на Стамбульском саммите ОБСЕ, поскольку "времена изменились" ("Стамбульские обязательства" в части вывоза вооружений, взятые Россией в контексте ДОВСЕ в 1999 году и носившие двусторонний российско-молдавский характер, были выполнены досрочно еще в 2001 году: на данный момент в Приднестровье нет никаких вооружений, которые регулируются ДОВСЕ. Более того, в июле 2007 года Россия ввела мораторий на соблюдение ДОВСЕ в связи с тем, что договор не был ратифицирован ни одним государством-членом НАТО - прим. ИА REGNUM Новости). Это мнение сразу же после очередного призыва и.о. молдавского президента о выводе российских войск высказал чрезвычайный и полномочный посол РФ в Молдавии Валерий Кузьмин. Мнение Москвы, прежде всего, основывается на том, что стороны конфликта должны договариваться и в процессе переговоров искать и найти формулу урегулирования конфликта, устраивающую обе стороны, пишет "Ольвия-пресс". Понятно, что нахождение консенсуса невозможно без помощи посредников, гарантов и наблюдателей молдавско-приднестровского урегулирования, которые обеспечивают равноправие сторон за столом переговоров. Но всегда ли? И все? Известно, что и США, и ЕС, и ОБСЕ поддерживают точку зрения Молдавии на пути и методы разрешения конфликта. По их мнению, Молдавия должна быть территориально целостной, притом что Приднестровье будет иметь некий особый статус, впрочем, мало отличный от статуса обычного молдавского уезда. Открытая поддержка Молдавии связана, прежде всего, с тем, что на протяжении многих лет она позиционирует себя в качестве прозападного государства, в отличие от пророссийского Приднестровья. И чем прозападнее власть в Кишиневе, тем больше давление оказывается на Тирасполь, подводит итог агентство.

Выборы: "Долой продажную парламентскую торговлю! Да здравствует твёрдая власть и сильная рука!"

12 декабря 2010 года в Приднестровье пройдут выборы депутатов Верховного Совета V созыва, пишут "Профсоюзные вести". Пока в Приднестровье тишина. Или, может, это затишье перед бурей?.. Бурей предвыборных страстей - с лихорадочной работой штабов кандидатов, сбором подписей, регистрационной суетой, встречами с избирателями, пламенными речами и обещаниями, белым и чёрным пиаром, газетной, телевизионной, плакатной агитацией, горами листовок в наших почтовых ящиках, ненормированным рабочим днем окружных и территориальных избирательных комиссий. В народе поговаривают (впрочем, это обычная история перед каждыми выборами), что итог выборов заранее предрешён и даже якобы есть предварительные списки тех, кто "пройдет" в ВС. Но, несмотря на слухи, наверняка борьба за депутатство будет острой - всё-таки формируется законодательный орган власти, которому предстоит "делать погоду" в республике в течение последующих пяти лет.

Часть из уже зарегистрированных выдвиженцев на выборах - действующие депутаты ВС ПМР, еще часть - депутаты городских и районных советов, для которых депутатство в местных советах - стартовая площадка для рывка в большую политику, продолжают "Профсоюзные вести". Такая же тенденция отмечалась и на прошлых выборах в парламент. Большинство подавших заявки о выдвижении - частные предприниматели, директоры, заместители директоров или управляющие предприятий различных форм собственности. И хотя среди выдвиженцев встречаются пенсионеры, временно не работающие граждане, медработники, но их единицы, и в целом складывается однобокий состав кандидатов - с уклоном в бизнес. Это, конечно, примета нашего времени, но хотелось бы, чтобы будущий парламент был представлен различными слоями населения.

Тем не менее, когда те же предприниматели одаривают жителей своих округов продуктовыми пайками (а в последние месяцы это приобрело просто повальный характер во многих городах и районах республики), народ идет в пункты выдачи этих "подарков", прилежно толпится в очередях и принимает их без стыда - халява же, пишут "Профсоюзные вести". А потом так же прилежно в день выборов идет на избирательные участки и голосует за "добродетелей", мотивируя это тем, что "от остальных и этого не дождешься". Хотя уже через полгода ругает вновь избранных депутатов на чем свет стоит, награждая их далеко не лестными эпитетами и обвиняя во всех грехах.

Раздача подарков давно заслужила у населения название "окучивание электората", а отдаваемые за несколько кг картофеля или муки, литр подсолнечного масла голоса - "голосованием желудками", продолжают "Профсоюзные вести". Мы с этого смеемся, мы мудро понимаем, какие цели преследует это "окучивание", мы возмущаемся, что в депутатах оказываются преимущественно предприниматели, заботящиеся о своем бизнесе, а также те, кому очень нужна депутатская неприкосновенность, но в итоге все равно голосуем "желудками". Менталитет, что ли, такой...

В Тирасполе недавно приключилась трагикомическая история, связанная с таким прикармливанием, пишут "Профсоюзные вести". Один из выдвиженцев развесил на дверях подъездов объявления, что от имени одного российского политика местному населению будет оказана помощь и указаны номера телефонов, по которым можно записаться на ее получение. Ну, местное население сначала "висело" на телефонах не один день, а потом повалило по указанному адресу. Давка была неслабая, с руганью и поминанием недобрым словом "дарителей". Позже выяснилось, что имелись в виду только те горожане, что проживают на участке, где намерен баллотироваться выдвиженец. Случившееся - лучший показатель нашего потребительского отношения к выборам. В погоне за сиюминутной выгодой мы забываем, что от людей, которых мы выдвигаем во власть, доверяем наши чаяния, зависит и наше будущее, и будущее республики. Нам решать - каким быть будущему парламенту. Можно принять пайки и в благодарность проголосовать за дарителя, а потом долго и нудно жаловаться, как нам тяжко живется и какие плохие у нас политики. А можно проголосовать так, как подсказывает совесть, а не желудок, и надеяться на перемены к лучшему. Выбор за нами, подводит итог издание.

Выборы в Верховный Совет ПМР, которые пройдут 12 декабря, вне зависимости от своего итога, высветят главное: нынешняя система голосования окончательно себя изжила, пишет "Новая газета". Если она сохранится, вся демократическая система народного волеизъявления рискует однажды рухнуть из-за полной потери своего авторитета. За 20 лет существования ПМР мы пришли к ситуации, когда преимущества тех или иных предвыборных программ, известность и заслуги политических деятелей, их готовность говорить с избирателями напрямую нередко не имеют никакого значения. Выборы между программами превращаются в выборы между продовольственными пайками и подарками различной стоимости и наполнения...

Понятно, что для государства, доведённого своими лидерами до жесточайшего кризиса, по-иному и быть не может, продолжает "Новая газета". Но легче от этого не становится. Если сегодня одна партия или кандидат-индивидуал чувствуют себя на коне, то завтра, вполне возможно, на горизонте появится кто-то более денежный. Или, напротив, старый фаворит уже не сможет платить за голоса в прежнем объёме. Наконец, некто третий обойдёт на повороте поглощённых борьбой между собой конкурентов. Что в итоге? А в итоге с каждым разом уровень избранников народа будет падать всё ниже и ниже. Часть из них вообще не будет интересовать внешняя и внутренняя политика, а также и экономика, за исключением собственных коммерческих операций. Кончиться это может тем, что найдётся кто-то, кто кинет клич: "Долой продажную парламентскую торговлю! Да здравствует твёрдая власть и сильная рука!" Сколько в мире бывало подобных примеров в странах больших и малых...

Дискредитация выборов, проще говоря, может привести к тому, что однажды сами выборы - де-факто, а то и де-юре - могут быть упразднены или сведены, как лет 30-40 назад, к пустой формальности, пишет "Новая газета". Ситуация не стоит на месте, и всё время будут появляться те, кто даст больше во имя Святого Иммунитета. Но закрома не бездонны у самых состоятельных людей. И что же дальше, особенно когда немало избирателей будут окончательно развращены такой практикой? Тупик... Опасность ещё и в том, что люди могут просто перестать ходить на выборы, если их не "подмажут". А это - смерть для любого государства. Можно, конечно, штрафовать или сажать в тюрьму за сидение дома в день выборов, как в некоторых странах. Но непризнанной республике не хватает только славы "тюремной демократии".

Есть ли выход? Да, есть, пишет "Новая газета". Это - переход к выборам по партийным спискам. При этой (пропорциональной) системе избрания народных представителей на первый план выходят идеи, программы, платформы и предложения, а не различные виды муки и круп. Конечно, и тут есть свои недостатки, но есть и главное достоинство: даже 7 или 10% избирателей, придерживающиеся тех или иных взглядов, оказываются представленными в парламенте. Ведь по стране в целом они могут проголосовать за партию, выражающую их интересы. А при мажоритарной системе, при одномандатных округах за бортом оказывается до 50% обладающих правом голоса граждан. Иначе и быть не может: при системе в два тура голосования серебряный призёр может набрать 48 или 49% голосов, а призёр золотой - 51 или 52%. Один прошёл в депутаты, а второй выпал на повороте. А с ним - половина народа. И что делать лишённым представительства? Валить на улицу, устраивать драки, жечь покрышки от автомашин? Не лучше ли дать всем иметь в законодательном органе своих представителей?

Наши мудрые вожди говорят: списочная система не подходит, потому как депутата надо знать в лицо, продолжает "Новая газета". В том числе - в округе. Этот аргумент решительно отметаем. Во-первых, у нас не 380, как в Советской Молдавии 1990 года, а всего 43 депутата. За 5 лет уж половину из них запомнить можно. Во-вторых, в родимом округе вы, рядовой избиратель, политические проблемы вроде отношений ПМР с Россией или Молдавией решать не будете. Вас заинтересуют не менее острые проблемы: почему из подвала дерьмом несёт или сосед, сволочуга такая, заливает вас сверху? Так вот: с этими проблемами, как принято в нормальных царствах-государствах, прекрасно справляются городские, районные и сельские депутаты. Роль депутата парламента состоит в разработке и принятии законов, а также в борьбе против нарушений конституции страны ретивыми товарищами из исполнительных структур.

Понятное дело, надо быть реалистами, пишет "Новая газета". Слишком много сплелось конкретных интересов в нынешней избирательной системе ПМР. Выборы в Верховный Совет республики 12 декабря пройдут, как и раньше. Но в 2015 году как минимум 50, а лучше - все 100% депутатов парламента ПМР, а, возможно, и городских и районных (кроме сельских) советов должны избираться по партийным спискам. Избиратель действительно должен знать лицо своего депутата. В том числе - лицо политическое. Наш представитель в парламенте должен быть узнаваем по своей предвыборной программе и политической платформе, а не по разновидности крупы, водочной этикетке или форме хлебного батона, подводит итог издание.