Молдавия требует смены миротворческого формата на основании декларации Медведева и Януковича
Москва, 3 ноября, 2010, 04:49 — ИА Регнум. Министерство иностранных дел и европейской интеграции Молдавии 2 ноября прокомментировало заявление официального представителя МИД Российской Федерации
"В связи с комментариями официального представителя МИД Российской Федерации А. Нестеренко на брифинге 29 октября 2010 года по поводу российского военного присутствия на территории Республики Молдова МИДЕИ считает необходимым сделать следующие уточнения.
Во-первых, необходимо отметить, что в этом заявлении смешаны два компонента российского военного присутствия на территории Республики Молдова: склады боеприпасов, принадлежащих Российской Федерации, и военнослужащие, обеспечивающие их охрану, с одной стороны, и контингент миротворцев - с другой. Таким образом, когда молдавское руководство выступает за полный вывод российских вооруженных сил из Молдовы в соответствии с международными договоренностями, имеется в виду, прежде всего, эвакуация боеприпасов из Колбасны и военнослужащих, обеспечивающих их охрану. Не существует ни одного документа, который служил бы основанием для размещения на территории Республики Молдова этих сил без специального согласия страны-хозяйки (Оба компонента российского военного присутствия в Приднестровской Молдавской Республике закреплены в статьях 2 и 4 Соглашения о принципах мирного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта, подписанного в 1992 году президентами России и Молдавии в присутствии президента Приднестровья. Согласно статье 8 данного Соглашения, его действие может быть прекращено либо "по согласию сторон", либо "в случае выхода из него одной из договаривающихся сторон". Под "международными договоренностями", предполагающими эвакуацию российских военнослужащих и боеприпасов из Приднестровья, МИД Молдавии, очевидно, имеет в виду "стамбульские обязательства" в части вывоза вооружений, взятые Россией в контексте ДОВСЕ в 1999 году. Эти обязательства, носившие двусторонний российско-молдавский характер, были выполнены досрочно еще в 2001 году: на данный момент в Приднестровье нет никаких вооружений, которые регулируются ДОВСЕ. Более того, в июле 2007 года Россия ввела мораторий на соблюдение ДОВСЕ в связи с тем, что договор не был ратифицирован ни одним государством-членом
Во-вторых, что касается операции по поддержанию мира, то молдавские власти оценили ее роль в стабилизации ситуации после завершения вооруженного конфликта. Однако стабильность, которая довольно долгое время сохраняется на берегах Днестра, предполагает новые задачи и принципы механизма поддержания мира. Акцент предстоит перенести с разделения сторон к продвижению мер доверия, взаимодействию и реинтеграции. Давно уже отпала необходимость останавливать вооруженные столкновения. Теперь нужно строить устойчивый мир вместе со всеми партнерами формата "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты,
В этом контексте Республика Молдова выступает не за отстранение Российской Федерации от участия в процессе по поддержанию мира, а за преобразование миротворческой операции в многонациональную гражданскую миссию, в которой российские представители смогут участвовать наряду с коллегами из других стран. Впрочем, о возможности преобразования нынешней операции по поддержанию мира говорилось уже в некоторых международных документах, в том числе в Совместной декларации президентов Российской Федерации и Украины от 17 мая 2010 года (О возможности трансформации миротворческой операции в мирогарантийную под эгидой ОБСЕ, помимо упомянутого киевского заявления