Юрий Баранчик: Досрочные президентские выборы - роковая ошибка белорусских властей
14 сентября - день, когда белорусский парламент по отмашке главы государства принял такое трудное, но ожидаемое решение о дате проведения очередных выборов президента республики - без сомнений, войдет в историю политологической мысли республики. Этот день поставил точку в дискуссиях относительно сценария сохранения у власти
Что ж, и народ, и власть можно поздравить. Только если народ, прозападные и пророссийские силы белорусского общества можно поздравить в прямом смысле этого слова, то действующую власть можно "поздравить" только в кавычках - она совершила самую большую ошибку из тех, которые могла совершить.
Сегодня, после решения белорусского парламента о дате выборов, отменить которое может только введение ЧП, уже можно сказать открыто: главной проблемой демократической общественности республики было бы проведение президентских выборов в 2011 году в сроки, предусмотренные белорусским законодательством. К счастью, власть оказалась неспособной квалифицированно просчитать все возможные варианты и допустила стратегическую ошибку, пойдя на досрочные выборы. Рассмотрим данный вопрос подробно.
Логика, приведшая к ошибке
Логика, из которой власти приняли роковое для себя решение, в принципе понятна. В 2006 году, в совершенно определенных исторических условиях, и этот тезис просто необходимо подчеркнуть, сработал план одной из экспертных команд с переносом президентских выборов на два месяца вперед. Тогда основными факторами при принятии решения были следующие: не дать оппозиции развернуть предвыборную инфраструктуру, серьезно сократить её лидерам время на раскрутку, перенести выборы на более холодное время. Но главным было то, что 25 марта на Украине должны были состояться свои парламентские выборы, к которым, понятное дело, было привлечено основное внимание как США с ЕС, так и России. В этих условиях главным было заручиться поддержкой России, а остальное было делом техники подсчета голосов.
Тогда схема сработала. Поэтому было принято решение о задействовании старой схемы и в этом году. Хотя необходимо отметить, что последние две-три недели власть все-таки задергалась и попробовала более серьезно отработать вариант с проведением выборов в 2011 году. Об этом говорит факт проведения еще одного внеочередного заседания палаты представителей. Т.е. 7 сентября власть еще не знала, какой сценарий проведения избирательной кампании она предпочтет, и определилась только к 14 сентября. Тем не менее, по причине низкой квалификации нынешней команды провластных экспертов-идеологов-политтехнологов мозговой штурм не удался, серьезных аргументов в пользу 2011 года найдено не было, хотя они лежат на поверхности, в результате чего власть вернулась к исходному, изначально очень слабому сценарию.
Но если в 2006 году для переноса выборов на более ранний срок были все предпосылки, особенно внешнеполитические, тем более, что и решение было новым, неординарным, особенно с учетом повышенного давления Запада на белорусские власти, то в этом году их не было вообще. Более того, все те предпосылки, которые провластными аналитики записывались в счет тех, по причине которых надо проводить выборы в этом году, на самом деле работали именно на то, чтобы провести выборы в следующем.
Приведем простые примеры. Основным аргументом переноса выборов на более ранний срок была тема возможных нефтяных и газовых конфликтов с Россией в начале 2011 года. Якобы эти конфликты серьезно осложнят действующему президенту ситуацию с переизбранием. Поэтому лучше, чтобы к моменту начала этих конфликтов он уже провел избирательную кампанию и стал "президентом", чтобы в новом статусе спокойно вести переговоры. На самом же деле все абсолютно иначе.
Во-первых, если бы выборы состоялись, как и полагается, в феврале, то кто бы вел с января 2011 года переговоры с Россией по вопросу цен на газ и на нефть? - Конечно, ныне действующий глава государства. При этом он бы их вел как легитимный для России президент. При этом имелась бы прекрасная возможность все свои действия оправдать заботами о нуждах народа и республики. Что потом? Потом очередная информационная война. Что президент? - Он объявляет российское давление имперскими происками, отказом руководства республики и, конечно, его лично, "распродавать страну российским олигархам". Это транслируется на республику, и в условиях тотального информационного противостояния кто знает, сколько дополнительных процентов голосов избирателей это дало бы нынешнему главе государства на выборах?
В условиях такого информационного накала все другие кандидаты в президенты тихо "курят бамбук" в сторонке - и белорусским властям, и России не до них. Кроме того, у некоторых кандидатов оказывается выбита из рук карта "пророссийскости". В результате они будут вынуждены свернуть свою активность на российском направлении, чтобы доказать свою "пробелорусскость", Москва, естественно, продолжит не замечать их и дальше. Соответственно, никаких вариантов у кандидатов больше не остается, кроме как быть тем предметом, что находится между молотом России и наковальней Лукашенко. О самостоятельной в содержательном плане кампании других фигур приходится просто забыть: они автоматом улетают на вторые и даже третьи роли в избирательной кампании, делая главным её фаворитом действующего главу государства как последнего столпа суверенитета. Ситуация становилась бы патовой. В этих условиях, возможно, и мог бы начаться торг между белорусским лидером и Москвой относительно дальнейших условий сосуществования с учетом начинающейся в России своей избирательной кампании.
Как видно, основная опасность для конкурентов нынешнего главы государства заключалась не в том, что выборы пройдут раньше, а в том, что они будут проведены именно в срок, т.к. в этом случае оппозиционеры автоматом исключались бы из основной информационной составляющей - противостояния Лукашенко-Россия. Главное же - Александр Лукашенко ломал уже начавшийся сценарий проведения досрочных выборов, на который и была заточена как оппозиция, так и внешние игроки: фигуры были бы сброшены с доски, и всем надо было бы начинать выстраивать игру заново. Сегодня же стало очевидно, что перенеся выборы на более ранний срок, Лукашенко резко сузил пространство маневра не для оппозиции, а, прежде всего, для себя: если на выборах начнутся фальсификации, то он теряет легитимность уже с 20 декабря, т.е. фактически уже через три месяца. Разве это не стратегическая ошибка?
Без инструкций
Т.е. главная ошибка провластных экспертов заключается в том, что они не смогли грамотно прочитать знаки, и перепутали плюсы и минусы на зарядном устройстве избирательной кампании. Соответственно, что мы имеем сейчас? Если выборы пройдут 19 декабря в один тур, и пройдут они с нарушениями законодательства, то с 20 декабря в республике возникнет кризис легитимности власти - прежде всего, президентской. Конечно, народу можно объявить любые цифры очередной "элегантной победы" - хоть 99%. Только на внешних игроков это не произведет никакого впечатления.
Выиграть с красивыми европейскими цифрами (51-55%) власть себе тоже позволить не может - очевидным будет падение ее рейтинга с 80%. А это уже серьезное поражение, за которое правительством отвечать уже будет мало, т.к. это цифры доверия не правительству, а главе государства. Проводить второй тур - получить менее 50% (!) -власть себе тоже позволить не может - кто знает, что там будет во втором туре и какие цифры на итоговой пресс-конференции надумает объявить много лет не ездившая по заграницам
Соответственно, у власти остается один вариант - один тур с максимально возможным процентом проголосовавших за Александра Лукашенко. Как эти голоса будут добыты, власть особо не интересует. А если местные наблюдатели, как и наблюдатели от
Во-первых, если бы выборы проходили в феврале, то переговоры с Россией по нефти и газу Александр Лукашенко проводил бы в качестве действующего главы государства вплоть до даты голосования. А если выборы состоятся 19 декабря, и на следующий день, возможно, начнутся большие неприятности, то в каком качестве Александр Лукашенко планирует проводить эти переговоры, если он уже сейчас не может даже позвонить по телефону ни
И кто тогда будет уполномочен вести эти переговоры от имени республики? Премьер-министр? А кто у нас будет премьер-министром на тот момент? А будут ли с ним разговаривать? А кто будет отдавать распоряжения госаппарату выполнять достигнутые договоренности? А будет ли госаппарат их выполнять? А если кто-то будет, а кто-то не будет? А ведь остаётся ещё множество других вопросов. Мы об этой ситуации уже писали - недееспособность власти означает для нее кризис легитимности. В данной ситуации, если она, конечно, возникнет, данный тезис получит свое окончательное подтверждение.
"Таким чемоданом да медку б..."
Разберем еще один случай. Провластные эксперты в качестве очередной "оглушительной" внешнеполитической победы официального Минска называют озвученное на последнем (неформальном) саммите
Что мы имеем реально. Демонстрируемая время от времени ирония российского руководства имеет высший сертификат качества. Во-первых, понятно, что статус председателя ОДКБ Александр Лукашенко может получить не просто как гражданин республики, а исключительно как глава государства. Соответственно, если в год председательства в организации Беларуси в республике сменится президент, и страну возглавит другой гражданин Беларуси, то статус председателя перейдет к нему автоматически. Надеюсь, с этим никто из провластных экспертов спорить не будет. Во-вторых, сам саммит после поджога посольства, после обвинения российских спецслужб в его организации и в попытке физического устранения (!) лидера "синеокой" и т.д, и т.п., после всей той грязи, которая лилась на Россию и ее лидеров нескончаемым потоком с экранов белорусских телевизоров и полос провластных газет на протяжении последних месяцев, скорее всего, состоится уже после 19 декабря. Ну, чтоб на белом коне, как утверждают люди...
Как мы помним, саммит должен пройти в Москве, и туда придется лететь на самолете. Но, во-первых, в каком качестве и кто туда будет лететь? Вопрос далеко не праздный. А, во-вторых, до прояснения всех вопросов с легитимностью нового главы государства Москва может запросто отказаться от контактов с новым-старым президентом, не приняв белорусский борт №1, и тем самым дав понять всем свое отношение к легитимности нового белорусского лидера. И что тогда? Беларусь снова не сможет принять на себя обязанности председателя ОДКБ.
Но может ли саммит проходить без председателя?
Постскриптум
Очевидно, что публичный позор и обструкция нелегитимного главы государства на внешнеполитическом поле, отказ мирового сообщества признавать итоги выборов, требования РФ, США и ЕС провести внеочередные президентские выборы, соответствующих международным стандартам, будут иметь самые прямые следствия и для действий основных игроков внутри республики. Предел прочности режима в этих условиях - два-три месяца. И то при одном условии - если население не рванет изымать свои вклады из банковской системы страны. А если рванет, то даже ЧП не поможет. В принципе, власть собственноручно расписала окончание партии и за себя, и за всех остальных игроков. Теперь любые расклады будут иметь сугубо тактический характер, даже введение ЧП с попыткой провести выборы в 2011 году. Это уже никакого значения иметь не будет. Тем не менее, думается, что официальный Минск еще имеет пространство, пусть уже и чрезвычайно узкое, для переговоров с Москвой, и белорусская власть ещё способна договориться с Кремлём об условиях тихого и бесконфликтного ухода из политики.