"Если выбирать между предложением Германии по модернизации украинской ГТС и вариантом "Газпрома" по объединению российских и украинских активов, то варианты слишком разных весовых категорий, чтобы выбирать из них всерьез. Безусловно, для Украины любой вариант объединения с российским монополистом предпочтительнее экономически и стратегически", - заявил 30 августа в интервью корреспонденту ИА REGNUM Новости украинский политолог Андрей Максимов.

"Давайте просто без политики оценим, что предлагает Германия, а что - Россия. Ангела Меркель красиво говорит об инвестициях в модернизацию украинской ГТС. И что? На каких условиях будут идти эти инвестиции? Тут всего два варианта - больше бизнес за свою историю не придумал. Это либо кредит, который придется отдавать с процентами, либо продажа немецким компаниям украинской трубы, куда они будут инвестировать уже в свою собственность. А прибыль откуда? От российского "Газпрома". Потому что это он транспортирует газ по украинской трубе и он платит за транзит. Разумно ли в этой ситуации играть с другими партнерами? Нет. Если "Газпром", как единственный поставщик газа в серьезных объемах предлагает сделку - от нее не отказываются. На предложение российского гиганта стоило соглашаться даже по немецкому сценарию. Сколько бы "Газпром" не вложил в украинскую трубу - он легко все вернет, увеличивая объемы прокачки газа. Заметьте, не за счет украинских граждан вернет, за счет своего бизнеса", - считает эксперт.

По мнению Андрея Максимова, при всей привлекательности российского партнера, его предложение таит определенные угрозы. "Газпром", в отличие от европейского бизнеса, не предлагает сложных схем по инвестированию, кредитованию и так далее. Он честно предлагает объединить активы. У России - добыча, у Украины - транзит - любой бизнесмен, торгующий мясом, которое он покупает в селе и везет на рынок в город, скажет вам - это выгодное объединение. Тем более исторически мы обречены на сотрудничество. Без российского газа украинская труба - груда железа. Но и "Газпром" без украинского транзита может оказаться голодным отшельником на сундуке с золотом. Кстати, это пока у "Газпрома" не появились альтернативные пути транзита - у Украины альтернативных источников никогда не появится. Объединение активов в этой ситуации, если оно будет экономически честным, архивыгодный вариант для обеих предприятий, обеих стран и двух народов. Единственная проблема - в "Газпроме". Его менеджеры могут принять решение, что, чем заключать взаимовыгодную сделку с Украиной, проще банально купить ее ведущих менеджеров в отрасли и получить супервыгодную для себя сделку. Тем не менее, "Газпром" предлагает честный торг. Видимо не хочет заключать соглашение, закладывая мину на перспективу. Ведь лучшая сделка - когда она выгодна всем. Так, грех Украине не использовать момент на полную катушку. Уверен, что реализация этого проекта поставит крест на Северном и Южном потоках и украинская доля прибыли в общем деле будет выше, чем прибыль "Нафтогаза" от транзита сейчас. А в качестве бонуса - дешевый газ для населения и предприятий, что повысит нашу конкурентоспособность на мировых рынках. И что этому могут противопоставить немцы? Ничего. В дружбе альтернативы "Газпрому" нет и быть не может", - считает эксперт.

Как сообщало ИА REGNUM Новости, в ходе встречи в Берлине 30 августа с Ангелой Меркель Виктор Янукович предложил Германии участвовать в реконструкции украинской ГТС. В свою очередь Меркель заявила, что Германия может помочь в реструктуризации украинского газового рынка.

Напомним также, что глава "Газпрома" Алексей Миллер заявил 27 августа: "Мы могли бы объединить "Газпром" и "Нафтогаз Украины", при этом мы считаем, что это был бы очень важный социальный момент, потому что поставка газа для населения Украины могла бы в этом случае осуществляться, на наш взгляд, по ценам, по которым осуществляется поставка газа для населения России".