Литва не присоединяется к предложению Польши о предоставлении безвизового режима всем жителям Калининградской области в связи с тем, что это противоречит требованиям Шенгена. Такую позицию Литвы сегодня, 12 августа, озвучил заместитель министра иностранных дел Литвы Эвалдас Игнатавичюс. Игнатавичюс пояснил, что, прежде всего, необходимо подписание договора об облегчении визового режима в зоне 50 км от границы. И лишь по истечении времени, которое покажет, как будет работать этот договор, можно будет говорить о расширении зоны безвизового режима, сказал он.

"Несмотря на то, что польско-литовское сотрудничество официально называется стратегическим, в отношениях этих двух стран нарастают проблемы", - пишет влиятельная польская газета Rzeczpospolita. Примером этому, согласно изданию, может служить сопротивление МИД Литвы подписанию соглашения о приграничном безвизовом движении, которое затронет всю Калининградскую область России. "Этот проект открывает границу для россиян - жителей Калининграда. Он прост и его можно быстро реализовать, в то время как вопрос отмены виз для всех граждан России кажется весьма далеким. Литовская сторона утверждает однако, что это угрожает их национальной безопасности, так как они не сумеют контролировать наплыв граждан России в свою страну. Польские дипломаты и парламентарии не ожидали такой позиции от Литвы, поскольку их контакты с литовскими коллегами не указывали на возможность появления такого рода проблем", - отмечает газета.

Литовский МИД заявил, что Литва не намерена вместе с Польшей обращаться в ЕС с просьбой предоставить всей Калининградской области России статус "приграничного движения", что позволило бы россиянам въезжать в ЕС без виз. Литва хотела бы для начала договориться о перемещении жителей приграничных регионов в соответствии с нынешним порядком, то есть в пределах 50 километров, а не для всей территории области. По данным МИДа Литвы, такой договор об облегченном режиме передвижения в приграничных районах Литвы и Калининградской области Вильнюс был готов подписать ещё в 2009 году.

"Мы сделаем все, чтобы убедить ЕС изменить существующие инструкции. Если не получится, то мы готовы взять на себя риск введения такого договора, даже если это кому-то в Брюсселе не нравится. Польша и Россия показывают Европе свою совместную позицию и убеждают в ней Европу", - заявил министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский.

Как ранее сообщало ИА REGNUM Новости, 7 апреля 2010 года в письме, направленном в Еврокомиссию ЕС, министры иностранных дел России и Польши Сергей Лавров и Радослав Сикорски предложили распространить на жителей всей Калининградской области особые условия пограничного сообщения. В 2006 году Брюссель установил особые правила в отношении населения приграничной полосы. Жители населенных пунктов, расположенных не дальше 50 километров от границы со странами-членами ЕС, имеют право въезжать в них без особых формальностей. Однако вся территория Калининградской области России простирается максимум на 200 километров в ширину, что - с учётом 50-километровых зон на границах со странами ЕС Польше и Литвой фактически выводит за пределы приграничного безвизового движения лишь центр области - город Калининград.

Несмотря на "удивление" Польши, Литва давно и неоднократно официально заявляла свою позицию по этому вопросу. Ещё в декабре 2009 года глава МИД Литвы заявил, что Литва стремится к установлению безвизового режима между Калининградской областью РФ и Евросоюзом, но первым шагом к которому может стать только упрощенный приграничный обмен в соответствии с действующим порядком. Тогдашний глава МИД Литвы Вигаудас Ушацкас заявил, что только следующим шагом визовой либерализации и "в идеале" мог бы стать безвизовый режим между ЕС и Калининградской областью РФ. А действующий премьер Литвы Андрюс Кубилюс ещё 3 июня повторил, что Литва не будет следовать примеру Польши и договариваться с Россией по поводу подписания договора о безвизовом режиме для всей Калининградской области. В интервью радиостанции Žiniu radijas он сказал, что Литва поддерживает идею упрощенного передвижения для жителей определенного приграничного участка, но только так, как это позволяют законы ЕС, то есть в пределах 50-километровой зоны.