В Министерстве образования Татарстана работают татарские шовинисты: мнение

Москва, 2 Июля 2010, 17:26 — REGNUM  

Известный профессор-социолог из Казани Александр Салагаев заявил, что стратегическую программу развития образования в РТ "Килэчэк" ("Будущее") готовили люди, которых он назвал бы татарскими шовинистами. Заявление прозвучало на научном симпозиуме, организованном Центром евразийских и международных исследований при Казанском (Приволжском) федеральном университете.

Выступление профессора Александра Салагаева, являющегося также председателем Казанского общества русской культуры, в первый день работы симпозиума стало наиболее резонансным. Форум, который проводится в Казани уже третий год, посвящен различным геополитическим проблемам (программное название "Евразия на пути к многополярному миру: от противостояния геополитических систем к диалогу культурно-исторических обществ"),однако доклад Салагаева "Русский этнос в 21 веке" затронул одну из наиболее актуальных проблем - выживания русских как нации в данном процессе.

По словам Александра Салагаева, положение русских в России на настоящем этапе довольно неопределенно и тревожно, поскольку у нынешнего руководства страны отсутствует хоть какая-то государственная политика в этом вопросе. И если контуры внешней национальной политики в отношении этнических русских, оказавшихся за рубежом после развала СССР, все-таки прослеживаются (в основном, в виде пустых деклараций и спорадических пиар кампаний),то в отношении внутренней политики наблюдается полная беспомощность.

Известно, что в дореволюционный период русские занимали положение государствообразующей нации, что признавалось и закреплялось в царской России тезисом "Православие, Самодержавие, Народность". Под "народностью" подразумевалась народность русского народа, который был исключительно православным. Более того, к русскому народу мог присоединиться представитель любого этноса, принявший православие. После этого он получал все права гражданина Российской Империи.

Ленинские декреты и проводимая на первоначальном этапе национальная политика лишили русских привилегированного положения, более того, поставили русский народ в позицию "вечно кающегося грешника" за преступления царского режима перед другими этносами России, жившими в "тюрьме народов". Сталинский курс во многом выправил положение, снова сделав русских имперской нацией, "старшим братом", однако постарался полностью лишить их национальных и религиозных корней - самобытной культуры и православия.

В новейшей истории ситуация усугубилась. Нынешнее руководство России не желает открыто признать государствообразующую роль русского народа (хотя по умолчанию это, так или иначе, подразумевается),закрепив данное положение в Конституции. Одновременно в национальных республиках все большие преференции получают местные этносы, которые уже давно называются "титульными". Все это вызывает образование различных "национальных" партий и националистических группировок, создает социальную нестабильность и межнациональные конфликты, "русские бунты" (по данным Александра Салагаева - "в среднем, по две Кондопоги в год").

В этой связи профессор-социолог отдельно остановился на положении русских в Татарстане. По его словам, все, кто поднимают здесь вопросы о состоянии русской культуры, образования на русском языке, в итоге быстро получают клеймо "русских шовинистов". "В ответ на это хочу заявить, - сказал Александр Салагаев, - что тех, кто готовил программу развития образования в РТ "Килэчэк" ("Будущее"),недавно представленную Госсовету РТ Министерством образования и науки РТ, я бы назвал татарскими шовинистами. Потому что там совершенно не предусмотрены школы с русским этнокультурным компонентом. На комиссиях, где обсуждалась эта программа, этот вопрос никто не поднял".

По данным Салагаева, в Казани сейчас имеется 11 школ с русским этнокультурным компонентом, еще по одной есть в Набережных Челнах, Елабуге и Нижнекамске, однако в стратегической программе Минобрнауки РТ существование их вообще не предусмотрено. Таким образом, под национальным образованием в Татарстане понимается только татарское образование. "Это пример шовинизма господствующей группы, которая заняла Министерство образования и науки Республики Татарстан. По другому я это назвать не могу", - констатировал социолог.

Касаясь перспектив, Александр Салагаев с сожалением отметил, что, вероятно, именно в таком - неопределенном статусе - русские и нужны нынешнему руководству страны. Не случайно в законе о национально-культурных автономиях не предусмотрено создания национально-культурных автономий русских в этнических республиках. То есть, если любые нации в России имеют права на развитие своей культуры, образования, издание СМИ, то для русских этого права не предусмотрено. "Русские нынешней российской властью рассматриваются в качестве имперской нации, но в качестве этноса они ей не нужны", - подчеркнул социолог.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
29.07.16
Лекарства: дефицит – ничто, организация – все!
NB!
29.07.16
Клинтон: Могущественные силы угрожают расколоть общество
NB!
29.07.16
Совбез ООН отклонил заявление Украины по Крыму
NB!
29.07.16
Представитель НАТО погиб при взрыве на Украине
NB!
29.07.16
Арктический флот из боевых ледоколов создадут в России
NB!
29.07.16
Белый дом: Идея Трампа снять санкции с России вредны для США
NB!
28.07.16
Баку: «События в Ереване вызваны консенсусом по Карабаху»
NB!
28.07.16
Культурное наследие Петербурга продолжают распродавать в сети