"Чиновники ставят под угрозу сам смысл нашего эксперимента", - заявил в столице Чувашии профессор Московской духовной академии, протодиакон Андрей Кураев, комментируя ИА REGNUM Новости ситуацию по организации и подготовке к введению в школах эксперимента по основам духовной культуры и подтверждая наличие прессинга со стороны местных властей в пользу выбора того или иного модуля. "Любая инновация в нашей стране идёт с большим трудом, в данном случае это - тоже инновация. И есть чиновничьи торможения, было б странным, если его не было. Совершенно понятно, что идут расколы", - констатировал диакон Андрей Кураев, пояснив, что по одному модулю "легче и дешевле" организовать преподавание, чем по всем шести.

"Легче расписание подготовить, легче подготовить педагога. Вот в результате получается так, что во многих регионах и школах чиновники, решая проблему свою, частную, немножко скудную, в итоге ставят под угрозу сам смысл нашего эксперимента. А смысл эксперимента в том, что каждой семье даётся право сделать заказ школе на воспитание своего ребёнка - не соседского, а своего. И здесь нет принципа ленинского демократического централизма, где большинство подавляет меньшинство. Даже если ребёночек один такой в классе, но и он должен быть достаточно дорог, и для него его культура должна быть донесена через эту же школу", - сказал протодиакон Андрей Кураев.

При этом он с сожалением отметил, что "административное давление чувствуется везде и всюду, во всех субъектах федерации": "В основном стараются перенаправлять на более знакомые для школ курсы чисто светской этики. И вот это выхолащивает суть самого эксперимента, ведь задача в том, чтобы не только об этике рассказать, но и разнообразить количество языков, на которых школа беседует с детьми. И вот именно вот эта инновация как раз и тормозится".

Протодиакон Андрей Кураев, говоря о путях преодоления этого барьера, отметил, что для начала "необходимо зафиксировать наличие проблем", "не хвастаться результатами фиктивного голосования, а просто осознать и честно признать, что был мухлёж, административное давление". Продолжая аргументацию, профессор Московской духовной академии со ссылкой на социологические данные отметил, что когда проводились "независимые от министерства образования" опросы, то 60% родителей выбрали основы православной культуры. В рамках организации эксперимента таковых оказалось в среднем 20%, отметил протодиакон Андрей Кураев.

"Откуда разрыв в три раза? - удивлялся собеседник. - Значит, явно, что до родителей или не доводилась адекватная информация - я знаю случаи, когда родители были не в курсе, что проводится собрание. Или, скажем, проводится собрание, и директор не говорит родителям, что у них есть право выбора. Просто ставят перед фактом, что вот, мы так решили, или для нашей школы уместнее всего именно такой выбор". Профессор Московской духовной академии озвучил "спокойный, совершенно не скандальный путь", который, по его мнению, позволит избежать подобных манипуляций: "Объявить родителям, что в конце мая они имеют право переголосовать. То есть когда уже увидят учебники, педагогов и могут сравнивать. И сделать повторный выбор и уже осознанно".

По мнению Андрея Кураева, курс "Основы православной культуры" предполагает, что "ребёнок освоит навыки собственной саморефлексии", то есть познакомится со своей душой": "Реагировать надо уметь не только на боль в пальчике, но и на боль у себя в душе, боль своей совести. Вот это - главная задача курса: понять, что у души есть свои поводы для радости, свои поводы для горя". И, соответственно, строить свою жизнь так, чтобы интересы души были на первом месте при определении смысла жизни, своего избрания, сказал протодиакон.

"Для учителей здесь огромный риск в том, что они должны будут идти в классы, зная о предмете урока не более, чем написано в учебнике. То есть учителя будут учиться вместе с детьми. Поэтому сейчас главнейший вопрос в том, где и какого качества информацию о темах урока будут находить педагоги", - выразил обеспокоенность Андрей Кураев, признавшись, что очень рассчитывает на интернет-ресурсы и обмен нарабатываемым опытом между учителями.

Напомним, протодиакон Андрей Кураев, под руководством которого выпущен первый учебник основ православной культуры, проводит встречи с педагогической общественностью всех 19 регионов, где вводится данный образовательный эксперимент. В Чувашию он прибыл 24 марта из Удмуртии.

Как ранее сообщало ИА REGNUM Новости, 19 регионов страны стали пилотной площадкой для реализации проекта по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. Изучение нового предмета начнётся для учащихся 4-х классов в последней четверти этого учебного года и завершится в первой четверти 5-го класса. На преподавание новой учебной дисциплины выделяется два часа в неделю за счёт русского языка и литературы, но не обязательной части учебной программы, а выделенных на дополнительное изучение русского языка и литературы, так называемой "вариативной" части, согласно новой модели единого образовательного стандарта. Участникам эксперимента предложено шесть модулей: "Основы православной культуры", "Основы исламской культуры", "Основы иудейской культуры", "Основы буддийской культуры", "Основы мировых религиозных культур", "Основы светской этики".

По данным опроса родителей школьников 4-х классов, "Основы мировых религиозных культур" хотят изучать 42,9% чувашских школьников, "Основы православной культуры" - 31%, "Основы светской этики" - 24,4%, "Основы исламской культуры" - 1,7% учащихся.

Напомним, Чувашия уже имеет опыт факультативного преподавания основ православной культуры в школах. С 2006 года по желанию родителей и учащихся данный курс был введён в школах республики, для чего прошли подготовку около 200 педагогов. В настоящее время "Основы православной культуры" изучают 5,5 тыс. учащихся в 133 школах республики.