Александровская Слобода. Пир при дворе Ивана IV. Я.Ульфельдт. Гравюра 16 века

1564 год. 3 декабря царь Иван IV уезжает из Москвы и отправляется в Александровскую слободу. С собой Грозный забрал казну, множество икон и церковной утвари, вместе с ним столицу покинула царская семья и некоторые бояре с семьями. Царь оставил страну без правителя.

Общий вид Александровой слободы. Гравюра И.Т.де Бри. 16 век

Аллегория правления Ивана Грозного. Неизвестный автор. 1725 год

Духовенство и бояре явились в Александровскую слободу и объявили Иоанну общее решение, общую мольбу: пусть правит, как ему угодно, только бы принял снова в руки правление. Иоанн челобитье их принял с тем, что ему на всех изменников и ослушников опалы класть, а иных казнить, имение их брать в казну и учредить себе на своем государстве опричнину: двор и весь свой обиход сделать особый; бояр, окольничих, дворецких, казначеев, дьяков, всяких приказных людей, дворян, детей боярских, стольников, стряпчих и жильцов назначить особых; во дворцах - Сытном, Кормовом и Хлебенном - назначить особых ключников, подключников, сытников, поваров, хлебников, всяких мастеров, конюхов, псарей и всяких дворовых людей на всякий обиход; наконец, стрельцов назначить себе особых же. Назначены были города и волости, с которых доходы шли на государский обиход, из этих же доходов шло жалованье боярам, дворянам и всяким дворовым людям, которые будут в опричнине; а если этих доходов недостанет, то брать другие города и волости; в опричнину собрать князей, дворян и детей боярских, дворовых и городовых 1000 человек; поместья им будут розданы в тех городах, которые взяты в опричнину, а вотчинников и помещиков, которым не быть в опричнине, из этих городов вывесть и дать им земли в других городах. Также в самой Москве взяты были в опричнину некоторые улицы и слободы, и в них ведено было жить только тем боярам, дворянам и приказным людям, которые были отобраны в опричнину, а прежние обыватели переведены на другие улицы. Государство Московское, воинство, суд, управу и всякие земские дела приказал государь ведать боярам своим, которым велел быть в земских; князю Ивану Дмитриевичу Бельскому, князю Ивану Федоровичу Мстиславскому и остальным, конюшему, дворецкому, казначеям, дьякам и всем приказным людям велел быть по своим приказам и чинить управу по старине, а с большими делами приходить к боярам; если же будут ратные вести или земские великие дела, то боярам с ними приходить к государю. За подъем свой приговорил государь взять из земского приказа 100000 рублей; а которые бояре, воеводы и приказные люди заслужили за великие измены смертную казнь, а иные опалу, у тех именье отобрать в казну; духовенству же, боярам и приказным людям все это положить на государской воле".

Цитируется по: Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М.: Мысль, 1989

История в лицах

Из послания Ивана Грозного Андрею Курбскому:

Неужели же ты видишь благочестивую красоту там, где царство находится в руках попа-невежды и злодеев-изменников, а царь им повинуется? А это, по-твоему, "сопротивно разуму и прокаженная совесть", когда невежда вынужден молчать, злодеи отражены и царствует богом поставленный царь? Нигде ты не найдешь, чтобы не разорилось царство, руководимое попами. Тебе чего захотелось - того, что случилось с греками, погубившими царство и предавшимися туркам? Это ты нам советуешь? Так пусть эта погибель падет на твою голову! <...>

Неужели же это свет - когда поп и лукавые рабы правят, царь же - только по имени и по чести царь, а властью нисколько не лучше раба? И неужели это тьма - когда царь управляет и владеет царством, а рабы выполняют приказания? Зачем же и самодержцем называется, если сам не управляет? <...>

Скажешь, что я, переворачивая единое слово, пишу все одно и то же? Но в том-то причина и суть всего вашего злобесного замысла, ибо вы с попом решили, что я должен быть государем только на словах, а вы бы с попом - на деле. Потому все так и случилось, что вы до сих пор не перестаете строить злодейские козни. Вспомни, когда бог избавил евреев от рабства, разве он поставил перед ними священника или многих управителей? Нет, он поставил владеть ими одного царя - Моисея, священствовать же приказал не ему, а брату его Аарону, но зато запретил заниматься мирскими делами; когда же Аарон занялся мирскими делами, то отвел людей от бога. Заключи из этого, что не подобает священнослужителям браться за дела правления. <...>

Посмотри на все это и подумай, какое управление бывает при многоначалии и многовластии, ибо там цари были послушны епархам и вельможам, и как погибли эти страны! Это ли и нам посоветуешь, чтобы к такой же гибели прийти? И в том ли благочестие, чтобы не управлять царством, и злодеев не держать в узде, и отдаться на разграбление иноплеменникам? Или скажешь мне, что там повиновались святительским наставлениям? Хорошо это и полезно! Но одно дело - спасать свою душу, а другое дело - заботиться о телах и душах многих людей; одно дело - отшельничество, иное - монашество, иное - священническая власть, иное - царское правление. Отшельничество подобно агнцу, никому не противящемуся, или птице, которая не сеет, не жнет и не собирает в житницу; монахи же хотя и отреклись от мира, но, однако, имеют уже обязанности, подчиняются уставам и заповедям,- если они не будут всего этого соблюдать, то совместное житие их расстроится; священническая же власть требует строгих запретов словом за вину и зло, допускает славу, и почести, и украшения, и подчинение одного другому, чего инокам не подобает; царской же власти позволено действовать страхом и запрещением и обузданием и строжайше обуздать безумие злейших и коварных людей. Так пойми же разницу между отшельничеством, монашеством, священничеством и царской властью. И разве подобает царю, если его бьют по щеке, подставлять другую? Это совершенно исключено! Как же царь сможет управлять царством, если допустит над собой бесчестие? А священникам это подобает. Уразумей поэтому разницу между царской и священнической властью! Даже у отрекшихся от мира встретишь многие тяжелые наказания, хотя и не смертную казнь. Насколько суровее должна наказывать злодеев царская власть!

Цитируется по: Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XVI века. - М., 1986

Мир в это время

В 16 веке Испания осваивает земли Южной Америки, превращая их в свои колониальные владения. Так, в 1564 году экспедиция конкистадора Мигеля Лопеса де Легаспи, отправившаяся из Мексики исследовать западные земли. В 1565 году испанцы высаживаются на Филиппинских островах. Им удалось вступить в контакт с местным племенем и заключить с вождем дружественное соглашение.

Маршрут экспедиции Мигеля Лопеса де Легаспи

"Еще в 15 веке Испания предприняла попытки проникнуть в Африку. К этому времени относится захват Канарских о-вов и некоторых земель на сев.-зап. побережье Африки. После путешествий Колумба, открывшего о-ва Антильского архипелага, побережье Центр. Америки и Венесуэлы (1492-1504), были основаны первые испанские поселения на о. Эспаньола (Гаити), которые стали опорными пунктами дальнейшего проникновения в глубь американского материка. Экспедиции Бальбоа (1513), Кортеса и его капитанов (1519-25), Писарро (1532-34) и др. конкистадоров привели к утверждению исп. господства на территории Мексики, Калифорнии, Флориды, Центр. Америки и на всем южно-американском материке, за исключением Бразилии, которую завоевала Португалия, и Гвианы, захваченной Англией, Голландией и Францией. После того как испанцы обосновались на американском материке, началась борьба с Португалией за господство на о-вах Юго-Восточной Азии. Экспедиция Магеллана, отправленная через Южную Америку, в 1521 году достигла островов, названных впоследствии Филиппинами. С прибытием Урданеты и Легаспи начался захват архипелага. В 1570-71 испанцы утвердились на Бисайских о-вах и на о. Лусоне.

Покорение всего архипелага из-за сопротивления коренных жителей затянулось на столетие, а западная часть о. Минданао и архипелаг Сулу были подчинены лишь в середине 19 в. В 17 в. Испания расширила свои владения на Тихом океане, обосновавшись на Марианских и Каролинских о-вах. Почти все эти владения, доставшиеся Испании после подавления отчаянного сопротивления коренных жителей и во мн. случаях поголовного их истребления, сохранились у Испании вплоть до 19 в.

Основной движущей силой раннего испанского колониализма было кастильское рыцарство, которое после открытий Колумба в поисках легкой наживы устремилось в Новый Свет. Испанская корона пыталась овладеть основными богатствами заморских земель и резервировать за собой преимуществ. возможности эксплуатации их коренного населения. Однако испанские завоеватели явочным порядком захватили лучшие земли и, обратив в рабство индейцев, эксплуатировали их труд, не считаясь с интересами короны и феодальной знати метрополии. Корона была вынуждена пойти на компромисс с конкистадорами, в результате чего в колониальных владениях Испании возникла система энкомьенды: индейцы были провозглашены свободными вассалами короны, а право на их эксплуатацию было предоставлено на определенные сроки и на определенных условиях колонизаторам.

К 20-м гг. 16 в., когда система энкомьенды окончательно утвердилась, почти полностью было истреблено коренное население Антильских о-вов - первого опытного поля испанской колонизации, В 1-й четверти 16 в. был создан административный аппарат испанской колониальной империи. В 1503 году в Севилье учреждена Торговая палата (Casa de Contractación) - специальное ведомство, которому было предоставлено исключительное право морских сообщений с Новым Светом, а в 1511 году основан Совет по делам Индии (Consejo de las Indias), в функции которого входило управление всеми заморскими территориями. Одновременно испанская корона оттеснила на второй план первооткрывателей, в свое время получивших права управления на открытых ими землях, заменив их чиновниками различных рангов. Борьба между короной и колонистами наиболее острые формы приняла в Перу в 40-х гг. 16 в. Однако к 1550 году короне удалось подавить бунты конкистадоров. К этому времени окончательно сложились политические, социальные и административные институты испанской колониальной империи. Вся территория Нового Света вначале была разделена на 2 вице-королевства (Новую Испанию и Перу), каждое из которых состояло из ряда провинций, управляемых особыми судебными палатами (аудиенсиями). Вице-короли и президенты аудиенсий назначались королем и сменялись через каждые 3-4 года; их деятельность периодически контролировалась специальными ревизорами. Как правило, на руководящие должности назначались только выходцы из Испании, а не креолы (потомки исп. колонистов, родившиеся в Америке). Огромную роль в испанской колониальной империи играла католическая церковь. Архиепископы и епископы, подчиненные королю, духовные ордена и духовные миссии принимали участие в управлении и в эксплуатации местного населения; львиная доля церковных доходов поступала в королевскую казну".

Цитируется по: Историческая энциклопедия. - М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1973-1982.

Материал предоставлен АНО "Руниверс"