Дорога из Абхазии на Северный Кавказ - "чрезвычайно прибыльный проект"
Абхазия, 28 сентября, 2009, 16:29 — ИА Регнум. "Абсолютно уверен, что проект восстановления
Напомним, что вопрос о восстановлении дороги обсуждался в ходе визита президента Абхазии
"Никто в связи со строительством дороги не покушается на государственные границы, - отметил Глазычев, - но есть экономическая программа взаимодействия, и сам Бог велел ее развивать. В Сочи я встречался и с господином Эбзеевым, и с господином Багапшем, и мы действительно счастливы участвовать в этом процессе, я как общественник сделаю все, что могу, что умею, чтобы это проект реально продвинулся. Это займет не день и не два, но в ближайшие годы этот проект осуществится".
Строительство Военно-Сухумской дороги было начато в середине 19 века и завершено в 1903 году. Она соединяла города Черкесск (тогда станица Баталпашинская) и Сухум. Общая протяженность дороги - 337 км. Со стороны Карачаево-Черкесии наибольшая часть дороги асфальтирована. Дорога там проходит через город Карачаевск, курорт Теберду и Домбайскую поляну. Последний пункт на дороге со стороны Карачаево-Черкесии - турбаза "Северный приют". Затем 13-километровый участок дороги пересекает Большой Кавказский хребет по Клухорскому перевалу (высота 2781 метр) и выходит к базе "Южный приют" в Кодорском ущелье Абхазии. Первый населенный пункт со стороны Абхазии после перевала - армянское село Ажара. Затем дорога идет по Кодорскому ущелью, вдоль реки Большая Мачара, и выходит на Черноморское шоссе в трех километрах южнее Сухума. Асфальтирована дорога в Абхазии лишь частично. Участок, ведущий через Клухорский перевал, в настоящее время совершенно не приспособлен для автомобильного движения. С началом войны в Абхазии в 1992-1993 гг. он практически не используется.
Отметим, что строительство дороги вызвало разноречивую реакцию в самой Абхазии. Так, абхазский бизнесмен, бывший депутат парламента Абхазии