Возмущение жителей Кош-Агачского района Республики Алтай действиями археологов из Новосибирска появилось не на пустом месте. Как истинные патриоты своей земли, они не могут смириться, что на их глазах исчезают, рушатся, грабятся памятники культурного наследия. Об этом, как сообщили корреспонденту ИА REGNUM Новости 9 сентября в пресс-службе Госсобрания Республики Алтай, заявил спикер алтайского парламента Иван Белеков, комментируя конфликт, произошедший в высокогорном районе между местными жителями и археологами.

"Сколько, извините, можно наблюдать, как над памятниками мирового значения летает воронье. Не рекультивированными остались курганы в долинах Уландрыка и Юстыта в Кош-Агачском районе. От проведенных раскопок царских курганов на Пазырыке, в Шибе, Башадаре, Туекте мы получили в наследство огромные ямы и хаотичные отвалы от прежних раскопок", - говорит Белеков.

"Почему такое происходит? Среди множества причин есть главная, о которой я говорил уже не раз. В федеральных законах, касающихся сохранения материального культурного наследия, слишком мало учитывается роль регионов, где находятся памятники культуры в плане их сохранения или в цивилизованном разрешении проблем, возникающих на местах. Отсутствие четкости в законодательстве открыло возможность вести археологические раскопки не только бесконтрольно, но и коммерциализировать некогда благородную подотрасль культуры - археологию. Уверен, путь в никуда - отдавать в частные руки памятники культуры. Все они должны находиться под строгим государственным оком. На их сохранение, содержание и развитие должны отпускаться серьезные государственные средства", - считает Белеков.

"На региональном уровне мы приняли неплохой закон, касающийся сохранения памятников материального культурного наследия. Только как он используется? Вопрос остается открытым. Как и нет ответа, почему до сих пор не составлен даже реестр памятников материального наследия в нашей "археологической" республике. Депутатский корпус ответственности с себя не снимает, - заявил спикер. - Он готов данную проблему не только обсудить на ближайшей сессии, но и проанализировать всю имеющуюся по этому непростому вопросу республиканскую законодательную базу. Считаю, что пришло время на уровне правительства нашей республики, министерства культуры проанализировать состояние дел в археологии и принять безотлагательные меры по сохранению бесценных богатств культурного и природного наследия Алтая. Народ должен почувствовать, что вопросу сохранения памятников культурного наследия дан государственный статус".

Напомним, в июле этого года экспедиция новосибирского Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук начала раскопки у Кокоринского сельского поселения в Кош-Агачском районе Республики Алтай. О раскопках узнали члены общины "Эре Чуй", которые потребовали их прекратить. В связи с этим руководители экспедиции обратились в прокуратуру с заявлением о том, что местное население препятствует проведению исследований.

Совершенно неожиданно для археологов прокуратура Кош-Агачского района выступила на стороне местных жителей и внесла руководителю экспедиции Владимиру Кубареву представление о нарушении постановления Госсобрания - Эл Курултая от 10 июля 1997 года. Этим постановлением запрещено поводить раскопки на территории Кош-Агачского района. Известно, что сейчас археологи обжалуют это представление районной прокуратуры.

Конфликт между алтайцами и археологами длится уже 15 лет. Он начался в 1993 году, когда экспедиция под руководством Натальи Полосьмак на высокогорном плато Укок на Алтае обнаружила мумию "алтайской принцессы". Многие алтайцы считают плато святым местом, и даже землетрясения осени 2003 года связывают с тем, что люди потревожили "дух принцессы Кадын", выкопав ее из земли и выставив на всеобщее обозрение.