В Черном море у берегов Болгарии завершилась пятая международная поисковая экспедиция "Поклон кораблям Великой Победы-2009". Ее целью была идентификация погибшей в декабре 1942 года вблизи мыса Шабла советской подводной лодки Л-24 (минный заградитель типа "Ленинец" XIII-бис серия 1938 года). Это была самая большая потеря - 57 человек - в боевых действиях Черноморского флота в годы Великой Отечественной войны. Как рассказал корреспонденту ИА REGNUM Новости руководитель российской части экспедиции дайвер Константин Богданов, "итоги наших совместных с болгарскими водолазами погружений превзошли все ожидания: выяснилось, что лодка погибла от взрыва мины, удалось идентифицировать лодку, найти номера носового орудия, провести сплошную фото- и видеосъемку объекта, обмерить ключевые конструктивные элементы, расчистить несколько люков и подготовить к вскрытию контейнеры компасов. Затем удалось открыть люк боевой рубки и провести работы по подготовке проникновения внутрь лодки для поиска бортжурнала. В момент открывания люка из него появился аварийный лодочный буй - это означает, что экипаж до конца боролся за живучесть своего корабля".

Примерное местоположение подлодки Л-24 стало известно в результате поисков ЭПРОНа (Экспедиция подводных работ особого назначения государственная организация в СССР, занимавшаяся подъёмом судов и подводных лодок), но в 1991 году болгарские океанологи установили точное место с помощью подводного буксируемого аппарата "Рельеф-4000". Однако люди прикоснулись к лодке Л-24 только в 2008 году - это были участники знаменитой болгарской подводной команды BSTD (Black Sea Technical Diving) под руководством Михаила Заимова. Они сразу же описали лодку как Л-24 - одну из тех пяти советских субмарин, которые погибли в болгарских территориальных водах в годы Великой Отечественной войны. Но так как этот объект принадлежит Российской Федерации, то требовалось обследование его именно российской экспедицией. Так международный поисковый проект "Поклон кораблям Великой Победы" по согласованию с Министерством обороны РФ, Министерством иностранных дел России и с комитетом по делам ветеранов Госдумы РФ (председатель - генерал армии Николай Ковалев) первым провел работы по идентификации подлодки Л-24.

Как уточнил руководитель экспедиции, "мы планировали параллельно с погружениями на Л-24 исследовать и лодку Щ-210, которая лежит на дне Черного моря в этом же районе вблизи мыса Шабла, но сложность работ на основном объекте, сжатые сроки и недостаток финансирования не позволили нашим дайверам-поисковикам спуститься к "Щуке". Команду поддержала российская компания "Транснефть", но в объемах предварительной разведки, а мы взяли такой темп, нам удивительно повезло с погодой, а техническое оснащение и помощь болгарской стороны были такими мощными и четкими, что планы были перевыполнены вдвое - в итоге средства кончились, как говорится, на полпути к цели. Еще одна серия погружений понадобилась, когда было принято решение открыть люк подводной лодки. Очевидно, что нам необходимо возвратиться сюда для следующей генеральной цели - подъема на поверхность бортжурнала лодки Л-24 и начала работ на Щ-210. Болгарская сторона - клуб BSTD, как заверил нас Заимов - готовы уже через месяц продолжить работы".

Остается неизвестной судьба советской субмарины С-34, место ее гибели участники экспедиции "Поклон кораблям Великой Победы" планируют найти в следующих своих походах. В этих поисках команда надеется на помощь Министерства обороны РФ, так как в свое время ЭПРОН предположительно выходил на ее следы.