Нижегородская область зарегистрировала в Роспатенте бренд "Столица Поволжья" в качестве охраняемого товарного знака.

Как сообщает "КоммерсантЪ", готовить в Роспатент заявку о регистрации столичного бренда региональные власти стали еще 2 года назад, после того как заместитель губернатора Ирина Живихина увидела на международной выставке ITB-2007 в Берлине рекламную растяжку "Казань - третья столица России".

Возмутившись тем, что Казань присвоила себе такой высокий статус, Живихина поручила своим подчиненным проработать оформление прав интеллектуальной собственности на бренд "Нижний Новгород - третья столица России", пригрозив Казани судебным иском. Сначала региональные власти попытались свести ее громкие заявления к "первоапрельской шутке единственной женщины в областном правительстве", но в итоге обратились в патентное ведомство.

После консультаций первоначальный вариант товарного знака отпал, так как по федеральному законодательству невозможно зарегистрировать географические понятия "Нижний Новгород" и "Россия" в качестве охраняемых элементов товарного знака.

В итоге в Роспатент была отправлена заявка на регистрацию бренда "Третья столица". При этом в других городах-миллионниках, претендующих на звание третьей столицы, намерение нижегородских властей законодательно закрепить исключительное право на это словосочетание восприняли с явным раздражением.

За бренд "Третья столица" в Роспатенте развернулась настоящая конкуренция между Нижним Новгородом и Казанью. В итоге, по данным нижегородских властей, "победила Казань", которая подала заявку в ведомство на несколько дней раньше. Председатель комитета внешних связей и туризма исполкома Казани Сергей Иванов и заместитель министра по делам молодежи, спорту и туризму Татарстана Анатолий Березинский не подтвердили регистрацию товарного знака.

"Казань владеет правами на бренд "Третья столица", но его не использует и не афиширует эту тему. Дело в том, что правообладателем товарного знака стал комитет по рекламе, который не вправе заниматься коммерческой деятельностью с использованием данного товарного знака", - объясняют в нижегородском правительстве.

В итоге, упустив "Третью столицу", Нижегородская область направила в Роспатент около 10 заявок с вариантами товарного знака, среди которых, кроме "Столицы Поволжья", были такие, как "Сердце Поволжья", "Сердце Волги" и другие. В общей сложности на регистрацию товарного знака было потрачено около 200 тыс. рублей.

Бывшие конкуренты Нижегородской области по патентной гонке наименование Нижнего "столицей Поволжья" восприняли неоднозначно. Председатель комитета внешних связей и туризма исполкома Казани Сергей Иванов сообщил, что регистрацию товарного знака в Татарстане восприняли "не ревностно, хотя претендовать на столицу Поволжья может любой город на Волге, те же Казань и Самара ничуть не хуже".

"Сомнительно, что товарный знак сильно поможет Нижнему Новгороду в продвижении туристических продуктов, - предположил Иванов. - Но нам это в любом случае не помешает, у Казани есть своя стратегия продвижения города в области туризма". "Это повысит инвестиционную привлекательность Нижнего Новгорода, в том числе и как еще одного туристического центра. Однако звание второй, запасной столицы, которое Самара приобрела в годы Великой Отечественной войны, у нас никому не отнять", - добавляет первый вице-мэр Самары Сергей Арсентьев.