Модест Колеров: "Восточное партнёрство": чем "доктрина Брежнева" лучше энергетического колониализма ЕС
3 декабря 2008 года
Пропагандисты ВП напряглись и заговорили о каких-то новых "ценностях", предоставляемых носителем ценностей (то есть ЕС) участникам этой программы, русская дипломатия обиделась на неприглашение в ВП, удовлетворилась указанием авторов ВП на то, что оная ВП не конфликтует с отношениями ЕС с Россией и несказанно обрадовалась придуманному для неё (но не предусмотренного программой) статусу наблюдателя. Зачем? Никаких новых ценностей ВП не предлагает, никакого профита для его участников (и тем более - России) не подразумевает, но предельно откровенно формулирует новые, ещё более конкретные и циничные применения колониальной "политики соседства" ЕС специально для его восточных соседей, подъедающей восточно-европейские и кавказские остатки СССР. Наблюдать (даже находясь в "особом статусе") это запрограммированное изнасилование, обижаться, что на это мероприятие не позвали - дело крайне сомнительные, не имеющее ничего общего ни с дипломатическим профессионализмом, ни с государственной честью.
Участникам и наблюдателям ВП важно признать, куда именно, кроме указанной в программе зоны "жизненных интересов ЕС", их записали и какие "ценности" для них приготовлены.
Во-первых, программа ВП беспрецедентно внятно даёт понять её участникам: ваш статус для отношений с ЕС - это статус даже не второго и не третьего сорта, это что-то вообще находящееся за пределами равноправного и даже неравноправного диалога, это просто диктант для вечных учащихся школы вечно неполноправных. Ведь если на деле равным статусом при принятии принципиальных политических и экономических решений в ЕС не обладают даже члены ЕС Латвия, Литва, Эстония, Болгария и Румыния, то очевидно, что "страны-кандидаты" (Хорватия, Турция) обречены на ещё более "особые" условия ведения диалога. За ними, рангом ниже в градации допущенных к диалогу с ЕС в статусе "возможных кандидатов" следуют только Албания и Косово (даже не признанное всеми странами ЕС). Так вот: статус стран ВП - Белоруссии, Украины, Молдавии, Грузии, Армении и Азербайджана - для ЕС принципиально ниже статуса Албании и непризнанного Косово. При этом даже участие Белоруссии в ВП дополнительно оговорено в программе особыми успехами её отдельного диалога с ЕС.
ВП является не просто фрагментацией и детализацией прежде принятой "политики соседства" ЕС, но явным снижением уровня и ограничением перспектив для участников ВП, исключающими их полноправное членство в ЕС, - в сравнении с прежней риторикой вокруг "нового соседства" как формата приближения к членству в ЕС. В коммюнике программы ВП прямо говорится: цель ВП - сотрудничество его участников с ЕС в рамках оборонной и экономической политики ЕС, перспективой которого названо не более чем включение в "Экономическое сообщество соседства", служащее лишь шагом к полноценному участию в экономике ЕС. Очевидно, что даже долгосрочные успехи стран ВП обещают им только следование в экономическом фарватере ЕС без каких-либо надежд на политическое сотрудничество и участие. При этом в экономическом плане странам ВП обещано включение не в "Экономическое сообщество соседства", а лишь в специально создаваемый для них "ареал свободной торговли" - особый экономический режим вне ЕС и вне его "соседства".
Во-вторых, общая цель ВП реализуется отнюдь не в следовании "ценностям" или иным риторическим уловкам. Реализация ВП прямо заявлена в трёх бескомпромиссных направлениях: 1) энергетическая безопасность, 2) сокращение неравенства социально-экономического развития стран-участниц, 3) принуждение к реформам. Счастливые наблюдатели от России должны прямо сказать: чему именно в этих целях ЕС они хотят подчинить безопасность, развитие и реформы в своей стране. Тем временем авторы ВП гораздо более откровенны и больше не упаковывают свои намерения в риторику: они признают, что участники ВП "имеют различные цели в отношениях с ЕС", и естественно, что ЕС считает себя свободным в диверсификации своих целей в отношениях с соседями.
В-третьих, самая крупная и детально прописанная часть программы ВП, "энергетическая безопасность", вынесена в самостоятельный раздел и совершенно отделена от уступающего ей по объёму раздела об экономике. Цели "энергетической безопасности" ВП:
1) реализация долгосрочной стратегии энергоснабжения и транзита,
2) региональная интеграция энергетической инфраструктуры стран ВП (здесь ВП требовательно всё ещё настаивает на уже решённом закрытии Армянской АЭС),
3) полная интеграция энергетического рынка Украины с рынком ЕС, приоритетом которой называется реабилитация сети нефтяного и газового транзита на Украине, включая мониторинг поставок,
4) конвергенция энергетической сферы Азербайджана с энергетическим рынком ЕС и её инфраструктурная интеграция в ЕС,
5) кооперация углеводородного транзита Белоруссии с ЕС и реформы в энергетическом секторе Белоруссии. При этом особый акцент программа делает на транзитном статусе участников ВП.
Детальная "платформа энергетической безопасности" ВП, сформулированная для текущей реализации программы, требует: гармонизации энергетических политик и законодательств стран-участниц с соответствующими политикой и законодательством ЕС, сближения и развития региональных энергетических рынков, диверсификации источников энергопоставок, включая поставки из Средней Азии по "Южному коридору". Требование диверсификации энергопоставок, предъявляемое ЕС странам ВП, представляет собой странное соединение солипсизма и невежества: ведь для большинства стран ЕС источники внешних энергопоставок и без того вполне диверсифицированы (они находятся не только на Востоке, но и на Севере, и в Африке), а вот, например, для Белоруссии или Грузии, равно как и для всех остальных стран ВП, глупо говорить о диверсификации поставок, в любом случае опирающихся на источники в России и Средней Азии. В продвижении риторической (то есть лишённой экономического содержания при энергопоставках из Средней Азии, а не из Ирана) идеи "Южного коридора" авторов ВП даже не беспокоит то простое обстоятельство, что эта, вторая главная, цель ВП ничего даже не обещает ни Белоруссии, ни Украине, ни Молдавии, ни Армении.
В наиболее общих формулах беспокоясь о коррупции в странах ВП, поддержании внутренней демократической стабильности, снижении уровней внутренних конфликтов, - в конкретном, предметном "районировании" зон конфликтов ЕС видит их только там, где они угрожают исключительно объявленным в ВП энергетическим "жизненным интересам", а именно энергетическому транзиту, а не целостной стабильности регионов и государств. Но и здесь всё непросто.
Отчаянной глупостью выглядит указание (среди закавказских угроз энергетической безопасности) на грузино-абхазский спор вокруг ИнгурГЭС и одновременно полное игнорирование потенциала конфликта вокруг Нагорного Карабаха, который даже не учитывается в проектировании закавказской энергетической интеграции. Но это не глупость, а указание целей и представление о том, что уже не может быть фактором риска. Демонстративной "некомпетентностью" выглядит особая забота ВП о транзите газа из России на Балканы через Молдавию и Приднестровье: будто бы что-то ему угрожает непосредственно в регионе, а не, например, на Украине, и будто бы этот транзит недостаточно прозрачен для инвесторов и потребителей.
Истинная забота об "уверенности инвесторов", задача укрепить её силами всех вовлеченных в ВП игроков, не покидает авторов ВП там, где, совершенно очевидно, нет и не было места экономическим (а не политическим) инвестициям: в Транскаспийском энергетическом транзите из Средней Азии на Кавказ. При этом без особенных сантиментов всем странам ВП предписывается интегрировать своим энергетические инфраструктуры, а затем включить их в сети ЕС, даже не обсуждая проблем их нынешних инвесторов и собственников, конфликтных обстоятельств, традиционных рынков сбыта и снабжения. Экстерриториальность такого "партнёрства" и "снижения диспаритета в развитии", избирательность такой "энергетической безопасности", едва ли не прямо изымаемой из суверенного ведения стран ВП в вечный "предбанник", контролируемый безответственной перед странами ВП евробюрократией, - видны невооружённым глазом.
Установление контроля ЕС над энергетической сферой и энерготранзитной инфраструктурой Белоруссии, Украины, Молдавии, Грузии, Армении и Азербайджана - без равной этому контролю политической и экономической ответственности ЕС перед странами ВП - вот что с очевидностью является главной целью ВП как новой, энергетической формулы европейского колониализма, в которой (за исключением незначительных собственных энергетических возможностей Азербайджана) главная "энергетическая" роль ВП - не производство, а транзит.
Этот энергетический колониализм, без всякого сомнения, не был бы реализован в иных обстоятельствах. Но теперь - в кризис, без денег от ЕС, с новой войной США за демократию в Азии - проникнутый высокими ценностями