Вице-премьер грузинского правительства, государственный министр по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили считает, что предложения Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна в связи с временными мерами по обеспечению безопасности, представленные в его последнем докладе по Абхазии, содержат немало интересных моментов, однако нуждаются в уточнении, передает корреспондент ИА REGNUM.

"В этих инициативах есть много интересных моментов, которые мы, конечно, приветствуем. Для нас обеспечение безопасности, естественно - крайне важно. Но с точки зрения реализации этой задачи главное - кто именно будет обеспечивать безопасность местного населения и возвращающихся домой беженцев", - сказал Темур Якобашвили. "Мы ни в коем случае не согласимся на участие в этом России", - заявил госминистр, отметив, что Россия - оккупант, и ее подразделения однозначно должны покинуть территорию Грузии. "Рано или поздно они уйдут, и мы работаем над тем, чтобы они ушли раньше", - добавил он.

Темур Якобашвили, в свою очередь, выступил с предложением объявить Абхазию демилитаризованной зоной. "И вообще, будет хорошо, если Абхазия будет объявлена зоной, свободной от вооружения - и ни российская армия, и никакая другая там не нужны", - заявил госминистр. По его словам, было бы идеально, если бы безопасность на территории Абхазии обеспечивала грузинская полиция, но, исходя из нынешних реалий, оптимальным вариантом будет ввод туда международных полицейских сил.

Напомним, что в своем докладе о положении в Абхазии (Грузия), направленном в Совбез ООН 5 февраля, Генсек ООН отметил, что "до того, как сторонами будет достигнута новая договоренность о всеобъемлющем режиме безопасности, необходимо обеспечить определенную стабильность в зоне конфликта". Для этого, по его мнению, всем сторонам следует придерживаться основных элементов режима разъединения сил, Соглашений от 12 августа и 8 сентября 2008 года, а также некоторых достигнутых ранее соглашений и договоренностей или их элементов. "Считаю, что на основе этих элементов и опыта ООН и при полном осознании разногласий между сторонами нижеследующее можно было бы рассматривать в качестве основы для эффективного режима безопасности:

a) строгое соблюдение режима прекращения огня на суше, на море и в воздухе и отказ от враждебных действий;

b) создание зоны, соответствующей в территориальном отношении "зоне безопасности", предусмотренной в Московском соглашении, по обе стороны от линии прекращения огня, в которой присутствие вооруженных сил и боевой техники будет запрещено, за исключением правоохранительного персонала с личным оружием, численность которого не должна превышать 600 человек с каждой стороны, и создание дополнительных зон, соответствующих в территориальном отношении "зоне ограничения вооружений", предусмотренной в Московском соглашении, по каждую сторону от линии прекращения огня, в которые нельзя будет вводить никакую тяжелую военную технику, включая танки, бронетранспортеры, все виды артиллерии и минометы;

c) установление запрета на пролеты военных летательных аппаратов и беспилотных летательных аппаратов над вышеуказанными зонами;

d) заблаговременное уведомление о любых изменениях в развертывании вооруженного персонала и военной техники в указанных выше зонах;

e) назначение каждой стороной уполномоченных представителей, которые, в том числе в рамках посреднической деятельности ООН поддерживали бы связь как на регулярной, так и специальной основе в целях обмена информацией, предотвращения напряженности и урегулирования инцидентов", - говорится в докладе Пан Ги Муна.

"Вышеуказанные элементы не обеспечивают всеобъемлющего режима безопасности, и они не должны никоим образом предрешать договоренности между сторонами. Вместе с тем они могли бы служить основой для проведения между сторонами переговоров по вопросу о таком режиме, который, как я надеюсь, может быть разработан и окончательно доработан незамедлительно при решительной поддержке со стороны Совета Безопасности. Как таковой и в интересах обеспечения стабильности и безопасности до того, как будет создан более всеобъемлющий механизм, Совет, возможно, пожелает призвать стороны продолжать придерживаться элементов, изложенных выше", - отметил Пан Ги Мун.

В своем докладе Пан Ги Мун призвал Совбез ООН "с учетом нестабильности обстановки в плане безопасности и для содействия обеспечению благополучия местного населения" продлить мандат Миссии ООН по наблюдению в Грузии (в резолюции Совбеза от 9 октября 2008 года о техническом продлении мандата миссии на 4 месяца, по настоянию российской стороны, она была упомянута как "миссия ООН" - без географического уточнения), сохранить ее нынешнюю структуру и численность, однако скорректировать ее обязанности с учетом новых реалий.

Вопрос продления мандата Миссии ООН, срок действия которого истекает 15 февраля 2009 года, был обсужден 10 февраля в ходе закрытых консультаций в Совбезе ООН. В ходе этого заседания его участникам был роздан проект соответствующей резолюции ООН, в котором мандат вышеупомянутой миссии планируется продлить еще на 4 месяца - до 15 июня 2009 года. Проект разработан представителями Группы друзей Генсека ООН по Грузии, в которую входят Россия, США, Великобритания, Франция и Германия, и внесен от имени Группы Францией. Ожидается, что до 15 февраля вопросу продления мандата Миссии ООН будет посвящено еще одно заседание Совбеза. В случае если по указанному вопросу согласованного решения принято не будет, присутствие ООН в Грузии будет свернуто либо приостановлено до нахождения консенсуса. На сегодняшний день официальный Тбилиси выступает за продление работы миссии в Грузии, в том числе на территории Абхазии, а Сухуми и Москва согласны на присутствие в Абхазии наблюдателей ООН только при условии, если они будут представлять отдельную миссию ООН, что потребует изменения формата и, возможно, названия действующей миссии.