С признанием Абхазии и Южной Осетии Россия обозначила своё стремление играть качественно новую роль на постсоветском пространстве. Об этом заявил 18 сентября на круглом столе в Москве российский историк и политолог Олег Неменский, передаёт корреспондент ИА REGNUM.

По его мнению, если раньше Москва пыталась сохранить своё влияние в сопредельных государствах, то теперь, признав две кавказские республики, она демонстративно отказалась от попыток влияния на Грузию, отдав её в полное распоряжение США. Неменский считает, что если в первые годы президентства Владимира Путина Россия стремилась к интеграции постсоветских государств, то после "оранжевой революции" на Украине она перешла на сценарии "прагматизма", а теперь Москва стала активным участником процесса разрушения пространства бывшего СССР.

Эксперт полагает, что суть внешней политики Москвы мало изменилось со времён Бориса Ельцина. Неменский упомянул о состоявшейся в начале девяностых годов беседе главы МИД Андрея Козырева с бывшим госсекретарём США Генри Киссинджером. Последний был шокирован, когда Козырев попросил его определить сферу национальных интересов России. "Я бы не стал преувеличивать степень отхода от этого. Российская операция в Южной Осетии - это тот же козыревский вопрос, только заданный по-другому. Мы до сих пор спрашиваем, каковы границы наших интересов", - считает политолог.

По его словам, Россию выключают из системы международных отношений, толкают к позиции аутсайдера, порицают за несоответствие европейским ценностям. Неменский считает, что это во многом связано с внутренним кризисом идентичности. "Отсутствует система внутренней мотивации, которая может работать только при осознании собственного "я", - подчёркивает эксперт.

По мнению Неменского, 5 пунктов программы внешней политики Дмитрия Медведева также лежат вне идентичности. "В них нет ничего такого, с чем бы не согласился Ельцин", - считает Олег Неменский.