Сербия: "Сербской радикальной партии больше не существует" (Томислав Николич) - Болгария: Генеральный штаб как "некий аппендикс, некий ненужный придаток" - Македония: Появится ли на Балканах новый народ - "славомакедонцы"?

Сербия: "Сербской радикальной партии больше не существует" (Томислав Николич)

Прошедшая неделя в Сербии была полна горячих политических новостей, связанных с ратификацией Народной Скупщиной Соглашения о стабилизации и партнерстве (ССП) с Евросоюзом и энергетического соглашения с Россией, что происходило на фоне продолжающейся смены власти в оппозиционной Сербской радикальной партии и фактического раскола в ее рядах. "За Европу - 140, за русский газ - 214", - таким заголовком сообщила белградская "Политика" результаты голосования в Скупщине во вторник 9 сентября. В этот день сербский парламент ратифицировал ССП и соглашение между правительством Сербии и Российской Федерации о сотрудничестве в нефтегазовой области. В 250-местной Скупщине за утверждение ССП проголосовало 140 депутатов правящей коалиции и Либерально-демократической партии (ЛДП). "Против" проголосовали 28 депутатов оппозиционных "народняцких" Демократической партии Сербии (ДСС) и Новой Сербии (НС), а все депутаты Сербской радикальной партии (СРС) воздержались от голосования. В текст закона о ратификации ССП было включено дополнение, выдвинутое прежде радикалами во главе с Николичем, в котором подчеркивалось, что утверждение договора с Евросоюзом не ставит под сомнение территориальную целостность Сербии. Однако теперь радикалы, переживающие в эти дни раскол партии, приняли решение не голосовать по ССП. Сторонники Воислава Коштуницы из ДСС и НС проголосовали против ССП, так как, по их мнению, принятие этого документа подтвердит готовность Сербии вступить в Евросоюз без Косова и Метохии. За "газовое соглашение" с Россией проголосовали 214 депутатов правящей коалиции, СРС, ДСС и НС, а против выступило всего 22 человека - представители ЛДП, Союза воеводинских мадьяр (СВМ) и Лиги социал-демократов Воеводины (ЛСВ).

Итоги голосования по обоим соглашениям были встречены в Скупщине долгими аплодисментами, а Божидар Джелич, вице-премьер правительства по вопросам евроинтеграции, приветствовал "исторический акт" принятия ССП и "энергетического соглашения" с Россией, которые, по его словам, определяют стратегические направления для Сербии. Джелич также выразил сожаление, что по вопросу интеграции с Евросоюзом не был достигнут национальный консенсус, и добавил, что надеется на достижение в ближайшие месяцы согласия по вопросам о вхождении в ЕС, о Космете и "привилегированных отношениях" с Российской Федерацией. (Политика. 10.9.2008).

Главной темой обсуждения энергетического соглашения с Россией в сербском обществе сейчас является вопрос о цене компании "Нефтяная индустрия Сербии" (НИС). "Соглашение прошло, а цена НИС - нет", - пишет "Глас Jавности". Как известно, заключенный договор между Россией и Сербией предусматривает покупку российской стороной 51 % акций компании НИС за 400 млн. евро. Однако по обнародованным недавно данным аудиторской компании "Deloitte & Touche" рыночная стоимость компании НИС составляет 2,2 млрд. евро. Таким образом, скептики и противники сделки о продаже НИС приобрели возможность говорить о "недополученных" Сербией 700 млн. евро. Сербские СМИ подчеркивают, что Скупщиной было ратифицировано "газовое" соглашение, а вопрос об условиях сделки по НИС еще предстоит решать. Первые лица сербского государства подтвердили, что зафиксированные в договоре цифры не могут быть пересмотрены, однако сейчас сербское правительство рассматривает возможные компенсационные меры, которые могли бы возместить Сербии понесенный ею "убыток". В качестве таких мер называются предложения к России выкупить у сербских акционеров 20% акций НИС по цене, названной "Deloitte & Touche", а также увеличить мощность сербской ветви газопровода "Южной поток" с намеченных 10 млрд. кубометров в год до 15-18 млрд., что сможет приносить Сербии до 300 млн. евро в год только лишь в виде транзитных такс. (например, Глас Jавности 10.9.2008. Блиц. 14.9.2008). Переговоры с российской стороной по уточнению деталей нефтегазовых договоров должны начаться уже 29 сентября 2008 года.

В некоторых СМИ соседних с Сербией балканских государств ратификация Скупщиной газового соглашения с Москвой также вызвала скептические отклики. Так, по мнению влиятельного софийского еженедельника "Капитал", "газовое соглашение с Россией несет сомнительную пользу и связывает руки Белграду". Автор статьи Цветелина Манолова полагает, что важной составной частью сделки по нефтегазовым вопросам была международная поддержка Сербии Москвой в косовском вопросе. Однако превращение Косова в суверенное государство приобрело необратимый характер, а последние события на Кавказе могут существенно изменить позицию России в отношении суверенитета Приштины. Таким образом, полагает Манолова, энергетическое сотрудничество Сербии с Россией уже начинает оказываться гораздо менее выгодным для Белграда, чем казалось ранее. К тому же, мощность сербской ветви "Южного потока" в 10 млрд. кубометров газа в год не обеспечит казне Сербии ожидаемой прибыли от транзита. Наконец, заниженной представляется цена сделки по покупке Россией компании НИС. Так что, пишет автор статьи, сербскому правительству в торге с Москвой по энергетическим проектам остается лишь надеяться на посторонние прибыли, к примеру, если Белграду удастся добиться распространения режима беспошлинной торговли с Россией на продукцию сербских заводов в Крагуевце, выпускающих автомобили по лицензиям компаний Fiat и Opel. "Однако с взятыми предыдущим кабинетом обязательствами и в крепком захвате Москвы премьер Мирко Цветкович и его министры будут иметь мало пространства для маневрирования. А вероятно - и еще меньше иллюзий о братских чувствах Москвы", заключает болгарский обозреватель. (Капитал. 12.9.2008).

Другой ключевой темой политических новостей Сербии стал продолжающийся и углубляющийся раскол в рядах Сербской радикальной партии, крупнейшей оппозиционной силы страны. В освещении СМИ Сербии текущая хроника этого процесса выглядит следующим образом.

На пресс-конференции 7 сентября руководство Радикальной партии заявило, что решение не поддерживать ССП было принято Президиумом партии, в работе которого по телефону из тюрьмы Гаагского трибунала принял участие и лидер партии Воислав Шешель. 14 из 15 членов Президиума выступило против поддержки ССП, и лишь один за. Председатель Исполнительного комитета СРС Драган Тодорович особо подчеркнул, что это было коллегиальное решение, а вовсе не единоличный приказ Шешеля из Схевенингена. Тодорович отметил, что с июля этого года, когда радикалами был выдвинуто свое предложение дополнения к закону о ратификации ССП, многое изменилось - ЕС участвовал "в попытке Гаагского трибунала убить Воислава Шешеля", по прямому приказу президента Бориса Тадича был арестован и выдан в Гаагу Радован Караджич, во время акций протеста и столкновений с властями получили ранения некоторые радикальские депутаты. Все это сделало невозможным сотрудничество СРС с действующим правительством Сербии. На вопрос журналистов, не угрожает ли радикалам падение популярности после отставки Николича, много сделавшего на благо партии, Тодорович отвечал, что СРС остается единой и сильной как никогда, потому что ее членов связывает нить, "крепче всего остального", - идеология сербского национализма. (Политика. 08.9.2008).

Именно Драган Тодорович сменил ушедшего в отставку Николича на посту главы фракции СРС в Скупщине, и теперь его называют главным претендентом на роль заместителя председателя партии и местоблюстителя Воислава Шешеля. "Политика" публикует биографический "портрет без рамкы" этого человека. Драган Тодорович родился в 1953 году в Горнем Милановце, отец его был милиционером, мать - домохозяйкой. Когда Драгану было 6 лет, семья переехала в Белград. Драган Тодорович окончил машинно-техническую школу "Петар Драпшин", затем - факультет организационных наук Белградского университета, с дипломом "инженер организации труда". Позже Тодорович основал первое в Белграде частное транспортное предприятие. В течение трех лет Тодорович был членом Союза коммунистов; с Воиславом Шешелем он знаком с 1987 года. Ныне Драган Тодорович является председателем Исполкома СРС, депутатом и главой комитета Скупщины по обороне и безопасности. Женат, имеет четырех детей. По политическим взглядам сербские СМИ характеризуют Тодоровича как ортодоксального националиста и бескомпромиссного последователя Воислава Шешеля. (Политика. 14.9.2008).

Сам Николич в понедельник 8 сентября объявил об основании в Скупщине 13-ю его сторонниками-депутатами собственной фракции ("депутатского клуба") под названием "Вперед, Сербия" ("Напред Србија"). Первое время оставалось неясным, собирается ли Николич создавать свою собственную партию или же вести борьбу за влияние и контроль над Сербской радикальной партией. Также неизвестно пока, утратят ли Николич и его сторонники свои места в Скупщине с выходом их из депутатского клуба СРС. Согласно конституции Сербии, депутатские мандаты принадлежат партии, которая может распоряжаться ими. Однако Николич заявил, что, если партия потребует от него и его сторонников вернуть мандаты, он не будет этого делать, поскольку он сам глава депутатского списка СРС и может со своими единомышленниками сам решать, в составе какой партии бороться за свои идеалы - Сербию и демократию. (Политика. 09.9.2008). Также Николич сделал ряд резких заявлений в адрес своих противников в рядах СРС и о невозможности продолжения сотрудничества с ними. В своем интервью "Политике" Николич рассказал, что именно Воислав Шешель после майских выборов в Скупщину 2008 года, когда решался вопрос о создании патриотической коалиции, был против вхождения радикалов в правительство, чтобы на них не легла ответственность за потерю Сербией Косова и Метохии. Фактически, Николич обвинил Шешеля в капитулянтских настроениях и в отказе от дальнейшей борьбы за Космет.

Наконец, в пятницу 12 сентября Сербская радикальная партия окончательно исключила из своих рядов Томислава Николича и 17 его сторонников-депутатов Скупщины. 14 сентября Николич заявил о намерении создать собственную партию, выработать ее программу и устав. По его словам, все необходимое для официальной регистрации новой партии будет готово к концу следующей недели. (Танюг. 14.9.2008). Вместе с Николичем ряды Радикальной партии оставил и другой ее ключевой функционер - генеральный секретарьАлександр Вучич. Ожидалось, что Вучич вместе с Николичем станет основателем новой партии, однако, по последним известиям, бывший генеральный секретарь СРС объявил о своем уходе из политики.

Подводя итог пребыванию Николича во главе СРС, "Политика" пишет, что главным результатом его деятельности стала "дешешелизация радикалов". При этом отмечается, что широкая поддержка радикалов в сербском обществе во многом была заслугой Воислава Шешеля, исключительное влияние которого не в последнюю очередь объяснялось его статусом узника Гаагского трибунала и мученика за Сербию. Неслучайно Николич во всех своих политических выступлениях придерживался образа верного ученика и последователя Шешеля. Тем не менее, за пять лет пребывания Шешеля в тюрьме СРС прошла эволюцию от непримиримых противников Европы сначала до евроскептиков, а затем и до сторонников ратификации Соглашения о стабилизации и партнерстве. Если раньше проевропейские силы были заинтересованы в пребывании Шешеля в Гааге, то теперь ряд сербских политологов не исключает скорое возвращение лидера радикалов в Сербию. (Политика. 09.9.2008)

Комментируя произошедший раскол в руководстве СРС, сербский социолог Владимир Вулетич полагает, что произошедшее стало не поражением, но тяжелым ударом для правой оппозиции, ядром которой является Сербская радикальная партия. Правые говорили, что осень 2008 года станет временем объединения оппозиции, а происходит обратное. В то же время, это нельзя считать и победой проевропейских сил. Их настоящим торжеством стала бы поддержка радикалами Соглашения о стабилизации и партнерстве с ЕС, которая подтвердила бы идею безальтернативности для Сербии вхождения в единую Европу. По мнению Вулетича, в СРС возобладала твердо националистическая струя, а правая оппозиция переживает кризис из-за нехватки идей о способах решения государственных вопросов. (Политика. 09.9.2008).

Еженедельная белградская газета "Блиц" полагает, что раскол в рядах радикалов подспудно вызревал давно и был непосредственно связан с курсом Николича на преодоление экстремистских течений в партии. Именно его успехи в этом направлении и вызвали ответную реакцию Шешеля из Гааги и его преданных сторонников в СРС. Раскол Радикальной партии издание называет "воодушевляющим сигналом", ожидая, что основание Николичем новой партии укрепит позиции право-националистического центра и постепенно приблизит к европейским стандартам ультранационалистические силы, олицетворяемые Шешелем. (Блиц. 12.9.2008).

Болгария: Генеральный штаб как "некий аппендикс, некий ненужный придаток"

Начиная с середины минувшей недели злобой дня в болгарской прессе был инициированный правящей коалицией вопрос о структурных перестановках в системе управления вооруженными силами Болгарии. 10 сентября министр обороны Николай Цонев, представитель "царской" партии Национальное движение Симеон Второй (НДСВ), младшего коалиционного партнера социалистов, представил выработанный его сотрудниками проект закона об обороне и вооруженных силах, ключевой идеей которого является подчинение Генерального штаба министерству обороны и фактическое выведение его из-под контроля президента республики.

Ряд обязательств по реформированию структуры руководства вооруженными силами Болгария приняла на себя еще в 2002 году, при получении приглашения к членству в НАТО. Однако, как пишет портал Mediapool.bg, идея подобной трансформации военного управления вызвала недовольство болгарского генералитета, пользующегося поддержкой президента Георгия Пырванова. В настоящее время начальник Генерального штаба подчинен президенту Болгарии, который, по конституции, является Верховным главнокомандующим ВС страны.

В июле 2008 года на заседании Консультативного совета по национальной безопасности (КСНС) президент Пырванов заявил о своей поддержке выдвигаемого командой министра Цонева проекта интеграции Генштаба в структуры министерства обороны. Сейчас Пырванов продолжает заявлять, что не видит альтернативы интегрированной модели министерства обороны, в которой удастся избежать дублирования функций между политическим и военным руководством армии. Однако, ознакомившись с представленным 10 сентября проектом закона, президент Болгарии выступил резко против урезания его собственных полномочий по контролю над армией и в четверг 11 сентября пообещал наложить вето на данный закон, если он будет принят парламентом в его нынешнем варианте. "Нет никакого разумного объяснения стремлению свести до минимума, сегодняшнюю структуру Генерального штаба, военного руководства, образно говоря, до некоего аппендикса, до некоего ненужного придатка", - приводит слова Пырванова Болгарское национальное радио. (БНР. 11.9.2008)

Согласно проекту министерства обороны, Генеральный штаб вооруженных сил Болгарии должен быть преобразован в т.н. "Штаб по обороне", с подчинением его министерству обороны. Соответственно, начальник Генштаба будет называться "начальник обороны" ("началник на отбраната"), пишут болгарские СМИ. Это непривычное и неуклюжее словосочетание вызвало ряд язвительных комментариев местных читателей. По словам министра Цонева, с 1989 года численность болгарских вооруженных сил уменьшилась в пять раз, а число служащих Генерального штаба увеличилось втрое и составляет ныне около 2000 человек. Таким образом, одной из важных целей реформы является оптимизация структуры Генштаба и сокращение его разбухших штатов. (Mediapool.bg. 10.9.2008)

Как пишет Bulgarian Post, Цонев заявил, что предложенный им проект никак не посягает на конституционные прерогативы президента Болгарии и что он предусматривает двойной гражданский контроль над деятельностью Генштаба - со стороны избранных народом президента и формируемого парламентским большинством правительства. Внеполитичность начальника Генштаба, по словам Цонева, гарантирована конституцией Болгарии. (Bulgarian Post. 12.9.2008) В то же время, участие Болгарии в системе коллективной безопасности требует, чтобы "стратегические экспертизы", то есть оценка и принятие решений на стратегическом уровне, входили в полномочия министра. (Фокус. 10.9.2008) По мнению министра обороны, "штаб по обороне" Болгарии должен заниматься реализацией решений Военного комитета НАТО и Совета министров обороны НАТО. (Netinfo.bg. 15.9.2008)

Действующий начальник Генштаба Болгарии генерал Златан Стойков заявил, что он поддерживает предложенный командой Цонева проект реформы, которая, по его мнению, не затронет полномочия начальника штаба. Однако в отношениях между Генштабом и министерством обороны далеко не все гладко. Как отмечает Mediapool, министр Цонев подчеркнул, что Генеральный штаб не взял на себя ответственность за взрывы на армейских складах боеприпасов в Челопечене в начале июля 2008 года, имевшие громкий политический резонанс. Более того, представители Генштаба пытались переложить ответственность за случившееся на министерство обороны. Единственным высокопоставленным военным чином, оставившим службу после взрывов в Челопечене, пока стал заместитель начальника Генштаба по ресурсам Румен Цоков. (Mediapool.bg. 10.9.2008)

Проект закона об обороне не угрожает интересам ни военнослужащих, ни гражданского общества страны, считает министр Цонев. Более того, по его словами, текст законопроекта побудил ряд военнослужащих отозвать уже поданные рапорты об увольнении из вооруженных сил. Перед вынесением проекта на рассмотрение совета министров, которое намечается на конец сентября или начало октября 2008 года, Николай Цонев планирует провести широкую разъяснительную кампанию о сути реформы военного управления. (Bulgarian Post. 12.9.2008)

В подобной работе, судя по всему, действительно имеется необходимость, так как ряд ключевых положений закона об обороне вызвал неприятие у президента Пырванова и непонимание широкой болгарской общественности. По новому закону, как и прежде, начальник Генштаба/"начальник обороны" будет утверждаться в должности указом президента по представлению правительства, однако в отношении всей своей дальнейшей деятельности он выводится из-под контроля президента, целиком попадая под управление министерства обороны.

Особое недовольство Пырванова вызвало то, что, по его мнению, новый закон об обороне лишит его возможности получать от Генштаба стратегически важные сведения. Так, в проекте закона упоминается, что президент Болгарии может запрашивать у начальника Штаба по обороне необходимую информацию для осуществления своих функций главнокомандующего, однако не говорится, что начальник Штаба обязан ему такую информацию предоставлять. Вдобавок, может быть резко ограничена осведомленность самого "начальника обороны". По действующим законам начальник Генштаба как глава центрального органа стратегического военного планирования должен получать доклады по всем вопросам, касающимся армии и национальной безопасности, от спецслужб - Государственного агентства национальной безопасности (ДАНС), Службы военной информации (разведки) и Службы военной полиции (контрразведки). Однако по новому законопроекту начальник "штаба по обороне" фактически оказывается отрезан от разведывательной информации, поскольку теперь получать ее будет министр обороны, который сможет решать, что из нее можно узнать начальнику штаба. Медийную критику в адрес нынешнего министра обороны усилило и то обстоятельство, что, выступая на телевидении и отвечая на вопросы, Цонев обнаружил слабое знакомство с текстом самого законопроекта. (Mediapool.bg. 10.9.2008)

Отразившаяся на страницах местной прессы заочная полемика между президентом Пырвановым и министерством обороны по вопросу проекта реформы военного управления подтвердила существование нескольких разноплановых проблем текущей политической жизни Болгарии. Во-первых, лишний раз подтвердились слова ряда местных политологов о наличии трений между президентом и его окружением, с одной стороны, и исполнительной властью, т.е. действующим коалиционным правительством Сергея Станишева, также представителя социалистического лагеря, с другой стороны. Примечательно, что происходит это на фоне падения популярности обоих "красных" лидеров Болгарии, о чем свидетельствуют последние данные социологических опросов. Затем, проект переподчинения Генштаба министерству обороны, т.е. органу исполнительной власти, косвенно подтверждает правоту тех, кто говорил о стремлении Сергея Станишева сосредоточить в своих руках контроль над всеми силовыми структурами страны. Ранее, в конце 2007 года, Станишев добился того, что именно ему, главе правительства, была подчинена, минуя президента, новосозданная служба госбезопасности ДАНС.

Что бы ни говорили теперь представители министерства обороны Болгарии, ликвидация Генштаба т.н. "прусской модели", т.е. независимого органа стратегического военного планирования, не может не привести к преобладанию в руководстве вооруженными силами гражданского политического начала над профессиональным военным, с непредсказуемыми последствиями для обороноспособности страны, армия которой сейчас болезненно переживает процесс натовской модернизации и встраивания в единую политику Альянса. Наконец - и об этом не пишут обозреватели болгарских СМИ, но вовсю рассуждают в своих комментариях местные читатели их текстов - в болгарском обществе существуют серьезные сомнения в наличии у государства осознанной программы реформирования вооруженных сил страны и их интеграции в структуры Альянса. Именно с отсутствием у Болгарии самостоятельной и суверенно мотивированной оборонной политики ряд читателей болгарских газет и связывает предстоящее упразднение независимого Генерального штаба. Зачем натовскому "пушечному мясу" собственный Генеральный штаб - так это звучит на неполиткорректном, но емком языке представителей болгарского сетевого сообщества.

По данным последних социологических опросов, которые публикует Mediapool, происходит неуклонное падение популярности в болгарском обществе обоих социалистических лидеров - Пырванова и Станишева - и всей БСП. Социологи отмечают, что рейтинги действующих президента и министра-председателя тесно связаны друг с другом и падение одного неизбежно влечет снижение другого. По данным Alpha Research, молодая правая партия Граждане за европейское развитие Болгарии (ГЕРБ) во главе с софийским градоначальником Бойко Борисовым может рассчитывать на поддержку 23% избирателей. Рейтинг БСП ныне составляет около 15%. Радикальные националисты из партии АТАКА и их антагонисты - этническая турецкая партия ДПС - сейчас имеют примерно по 7% сторонников из числа избирателей. Таким образом, только эти четыре партии сейчас могут рассчитывать на попадание в Народное Собрание следующего созыва.

Разгоревшийся спор о реформе военного управления в Болгарии совпал по времени с конференцией Военного комитета НАТО, состоявшейся в Софии 12-14 сентября. В этом мероприятии приняли участие начальники Генеральных штабов стран Альянса, представители стран-кандидатов на членство в НАТО - Хорватии и Албании, а также начальник штаба вооруженных сил Афганистана. Главными темами форума стали положение в Грузии и перспективы сотрудничества с НАТО, текущие операции Альянса и проблемы оперативной совместимости армий его членов. Как подчеркнул пресс-секретарь председателя Военного комитета, итальянского адмирала Джанпаоло ди Паола, целью переговоров не было перевооружение грузинской армии странами Альянса. "Это крайне чувствительная тема для Москвы, которая подозревает НАТО, что она в долгосрочной перспективе подкрепляет новую "агрессию" Грузии", - цитируют местные СМИ по France-Presse. (Bulgarian Post. 12.9.2008). На пресс-конференции по итогам форума адмирал ди Паола заявил, что главным предметом обсуждения стали стратегические последствия событий в Грузии. "Что важно теперь - так это оставаться спокойными и не реагировать эмоционально, как это иногда случается в пылу событий", - сказал председатель Военного комитета НАТО.

Македония: Появится ли на Балканах новый народ - "славомакедонцы"?

В понедельник 8 сентября Македония отпраздновала 17-ю годовщину своей государственной независимости. В ходе праздничных торжеств председатель македонского Собрания (парламента) Трайко Вельяноский заявил, что, если в прошедшем столетии главными устремлениями Македонии было обретение независимости и строительство своего государства, то теперь, в XXI веке, главным ориентиром для республики является следование тем политическим, историческим и культурным ценностям, которые определяют принадлженость Македонии к Европе. По словам Вельяноского, Македония ныне соответствует всем критериям членства в НАТО, а единственной причиной, по которой она недавно получила грубый отказ, стал вопрос о названии страны и национальной идентичности македонцев. Ничто не ново в нашей истории, заявил председатель Собрания, и он верит, что и в этот раз все македонцы вместе защитят свое имя и свою национальную и культурную идентичность, осуществят свое стремление к полноправному членству в ЕС и НАТО. (Дневник. 09.9.2008)

В свою очередь, представители греческого правительства в очередной раз обвинили власти Скопье в нежелании заниматься поиском взаимно приемлемого решения спора о названии. Премьер-министр Греции Костас Караманлис подчеркнул, что позиция его страны заключается в поиске для Македонии международно признанного названия, которое включала бы в себя географическое определение (т.е. Северная, Верхняя или Вардарская Македония), однако его македонские партнеры настроены бескомпромиссно. "В настоящий момент наши возможности найти компромисс малы, из-за греческого давления на Македонию по поводу изменения конституции и национальной идентичности", - заявил и министр иностранных дел Македонии Антонио Милошоский. (Дневник. 09.9.2008)

На фоне этих пессимистических заявлений в четверг 11 сентября в Нью-Йорке открылся новый раунд греко-македонских переговоров о названии, ведущихся при посредничестве американского дипломата Мэтью Нимица. Накануне возобновления переговоров представители македонского руководства сообщили, что они ожидают новых предложений со стороны других участников процесса. Однако 12 сентября заместитель госсекретаря США по Европе и Евразии Дэниел Фрид заявил, что Соединенные Штаты не имеют подготовленного плана решения спора о названии Македонии. Процесс решения спора может идти только в рамках ООН, подчеркнул американский дипломат. (Дневник. 13.9.2008)

Македонский "Дневник" приводит мнение профессора Денко Малеского, бывшего министра иностранных дел республики. Малеский считает, что июньские парламентские выборы 2008 года в Македонии стали своего рода референдумом по вопросу о названии страны. Решительно поддержав правый блок Николы Груевского, македонский народ высказался против уступок в вопросе о названии страны и собственной национальной идентичности. Пока правительство Груевского находится у власти, считает эксперт, можно предвидеть затяжку процесса решения спора о названии на долгий срок, если только на участников переговоров не будет оказано сильное давление США и ЕС. По мнению Малеского, политика нынешнего кабинета сходна с той, которую проводил он сам в 1991-1993 гг. Однако тогда, в отличие от нынешней ситуации, еще не шла речь о вступлении Македонии в ЕС и НАТО. Теперь затяжка этого процесса может вызвать внутренние затруднения в Македонии и отрицательно сказаться также на Греции. "Не надо забывать и албанский фактор", - подчеркнул бывший министр. (Дневник. 13.9.2008)

По сведениям ряда балканских СМИ, команда Мэтью Нимица подготовила для обсуждения в ходе переговоров вариант новый вариант названия македонского народа - "славомакедонцы". Однако в администрации президента Македонии Бранко Цервенковского категорически опровергли эту информацию, сказав, что Нимиц никогда не предлагал подобное название. Глава греческой делегации на переговорах Адамантиос Василакис заявил, в свою очередь, что для Афин приемлемо употребление названия соседнего народа "славомакедонцы" и обозначение ее языка как "македонского", однако лишь при написании этого слова латиницей. При этом Василакис подчеркнул, что принципиальной позицией Греции является выработка единого названия страны Македония для всеобщего использования (как в международном общении, так и внутри страны), что является абсолютно неприемлемым для Скопье. Македонские представители настаивают, что вопрос о том, как будут называть их страну другие государства в двусторонних отношениях, не может касаться Греции. И македонские, и греческие СМИ отметили, что включение в повестку переговоров в Нью-Йорке вопросов о названии македонского народа и его языка является превышением полномочий мандата № 817, выданного Нимицу Советом Безопасности ООН и предусматривающего посредничество лишь в вопросе о названии. (Вечер. 13.9.2008)

В воскресенье 14 сентября премьер-министр Груевский в ходе визита в Италию сказал в интервью итальяскому телеканалу RAI, что его страна соответствует всем критериям членства в НАТО и на 75% - критериям членства в ЕС и что он удивляется, сколь долго еще может терпеть Евросоюз блокирование Грецией процесса интеграции Македонии в евроатлантические структуры. (Makfax. 14.9.2008)

Прочие новости Балканского региона

Босния и Герцеговина. В четверг 11 сентября премьер-министр Республики Сербской (РС) Милорад Додик и его кабинет приняли решение об одностроннем выходе РС из числа участников единой государственной энергетической компании Elektroprenos BiH и о создании своего собственного оператора линий электропередачи. В качестве одного из мотивов этого решения была названа неудача компании Elektroprenos BiH в выработке финансового и инвестиционного плана на 2008 год. Создание Elektroprenos BiH стало частью соглашения 2006 года; 41% акций компании принадлежал Республике Сербской, 59% - Федерации БиГ. Этот шаг вызвал острую критику представителей ряда международных организаций, которые посчитали решение РС о выходе из Elektroprenos BiH угрожающим интересам Боснии и Герцеговины и "незаконным" и призвали власти Баня-Луки пересмотреть свое решение. Посольства США и Франции в Сараеве также высказали свою озабоченность ситуацией вокруг Elektroprenos BiH. (Dnevni Avaz. 11-13.9.2008. SETimes. 15.9.2008)

Косово и Метохия. Издание Southeast European Times сообщает, со ссылкой на косовские албанские газеты, что в среду 10 сентября полиция Косова арестовала шесть высокопоставленных таможенных чиновников края, подозреваемых в связях с организованной преступностью. Против них выдвинуты обвинения во взяточничестве и злоупотреблении служебным положением. Косовская полиция не исключает возможность дальнейших арестов. (SETimes. 11.9.2008)