В Новосибирске решили увековечить на карте города имя учёного, математика, аэродинамика Сергея Чаплыгина, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

По словам краеведа и маркетолога Андрея Позднякова, в городе есть несколько объектов, которые названы именем Чаплыгина — прежде всего, это сквер и улица в Тихом центре, но мало кто из горожан знает, кто такой Сергей Чаплыгин, и чем он ценен именно для Новосибирска. А потому было решено в год празднования 150-летнего юбилея выдающегося российского учёного провести Всероссийский открытый конкурс проектов «Сквер им. С.А. Чаплыгина» — чтобы привлечь внимания к его личности и научной деятельности.

«Великий российский учёный Сергей Алексеевич Чаплыгин прожил в Новосибирске последний год своей жизни, и фактически задал вектор развития города — как города науки и наукоёмких технологий. Между тем жители Новосибирска начинают забывать этого человека, хотя несколько городских объектов формально и носят имя Чаплыгина, — объясняют инициативу её авторы. — Мы группа неравнодушных жителей Новосибирска и нам кажется несправедливой сложившаяся ситуация. Вклад Сергея Алексеевича предаётся забвению, и даже в год его 150-летия в городе не будет ничего предпринято для увековечивания его имени (состоятся лишь официальные праздничные мероприятия, и пройдёт научно-практическая конференция). Мы хотим повлиять на ситуацию, обратить внимание на неё общественности, а также рассказать жителям города о С. А. Чаплыгине».

Жюри конкурса, в которое входят советник мэра Новосибирска Александр Ложкин и директор Архитектурной мастерской, доцент кафедры архитектуры НГУАДИ Игорь Поповский, должно выбрать лучший эскизный проект Сквера им. А.С. Чаплыгина, расположенного в створе улицы Аэропорт и Мочищенского шоссе в Новосибирске.

По условиям конкурса в проекте благоустройства сквера должны быть предусмотрены стела и памятный знак с информацией о личности и основных достижениях Сергея Чаплыгина, предусмотрено расширение примыкающей к нему проезжей части в связи с продлением Красного проспекта.

«По сути, мы готовы предоставить нашим городским властям тот проект, который будет отобран специалистами, а их задачей будет воплотить этот проект в жизнь», — отметила социолог, руководитель брендингового агентства Brandstreet Татьяна Анойкина.

На вопрос корреспондента ИА REGNUM о том, знают ли городские власти о планах по увековечиванию имени Чаплыгина, инициаторы идеи ответили утвердительно.

«Да, конечно, мэрия Новосибирска в курсе. Инициатива — действительно, наша. Но у нас даже председателем жюри этого конкурса будет Александр Ложкин, советник мэра. Мы не согласовывали свои инициативы, но мы всех уведомили. Нам сказали: «В добрый путь! Покажете, что получилось», — сказал Андрей Поздняков.

Сам конкурс будет объявлен чуть позже, пока объявлено о начале сбора средств для его организации. Планируется до 15 апреля собрать 300 тысяч рублей, которые организаторы обещают потратить на организацию конкурса и призовой фонд победителям.

Напомним, Сергей Чаплыгин родился 5 апреля 1869 года в городе Раненбург Рязанской губернии (сейчас — г. Чаплыгин Липецкой области). После окончания Московского университета занялся преподавательской и научной деятельностью. С 1941 года Сергей Чаплыгин находился в эвакуации в Новосибирске, где и умер в октябре 1942 года. Он похоронен на территории СибНИА, его могила признана памятником федерального значения.

Сергей Чаплыгин известен своими работами в области математики и теоретической механики. Является одним из основателей Центрального аэрогидродинамического института и фактическим основателем Сибирского научно-исследовательского института, который появился на базе эвакуированного в годы Великой Отечественной войны в Новосибирск филиала №2 ЦАГИ.

Наиболее значимыми считаются его работы по созданной им новой отрасли механики, газовой динамики. Сергеем Чаплыгиным были предложены методы исследования струйных движений газа при любых скоростях, приближающихся к скорости звука. Им совместно с Николаем Жуковским был сформулирован постулат, давший полное решение задачи о силах, воздействующих на крыло, что по факту открыло эру «точной», рассчитываемой авиации.