Тончайший стержень и спинной мозг России

125 лет назад Россия решила построить самую длинную железную дорогу в мире

Алёна Зеленина , 29 Марта 2016, 17:28 — REGNUM  

В конце XIX — начале XX века Россия сделала «поворот» на Восток, построив самую длинную железную дорогу в мире — Транссиб. 29 марта 1891 года император Александр III подписывает рескрипт о строительстве «сплошной, через всю Сибирь, железной дороги».

Смотрите альбом XIX века «Великий путь. Виды Сибири и Великой сибирской железной дороги».

Стоит отметить, что к этому времени необходимость скрепить европейскую часть России с Дальним Востоком назрела уже давно. Остро стоял вопрос развития восточных окраин империи. Ухудшение экономического положения страны, неурожай в южных регионах, русско-турецкая война — причины, отдалявшие грандиозную стройку (1). Наконец, в 1886 году российский император накладывает резолюцию на отчет иркутского генерал-губернатора: «Уж сколько отчетов генерал-губернаторов Сибири я читал и должен с грустью и стыдом сознаться, что правительство до сих пор почти ничего не сделало для удовлетворения потребностей этого богатого, но запущенного края. А пора, давно пора». Начинается подготовка к строительству Великого Сибирского пути. Для этого были сформированы Среднесибирская, Забайкальская, Уссурийская экспедиции.

Вскоре после официального распоряжения императора, в один из майских дней 1891 года, в двух с половиной верстах от Владивостока в роскошном павильоне был совершен молебен по случаю закладки дороги (2). Наследник Николай Александрович заложил первый камень в здание вокзала. Мост между Западом и Востоком становился реальностью.

Работы по строительству железнодорожного пути начались одновременно с двух сторон — от Челябинска и Владивостока. Трассу было решено поделить на шесть участков (3). Первый этап — проектирование и строительство Западно-Сибирского участка от Челябинска до Оби (1418 км),Средне-Сибирского от Оби до Иркутска (1871 км),а также Южно-Уссурийского от Владивостока до ст. Графской (408 км). Второй этап включал в себя дорогу от ст. Мысовой на восточном берегу Байкала до Сретенска на р. Шилке (1104 км) и Северно-Уссурийский участок от Графской до Хабаровска (361 км). И в последнюю очередь, как самая труднопроходимая, Кругобайкальская дорога от ст. Байкал в истоке Ангары до Мысовой (261 км) и не менее сложная Амурская дорога от Сретенска до Хабаровска (2130 км).

Стоит отметить, что при строительстве «железного позвоночника» империи был взят курс на импортозамещение. Созданный в конце 1892 года Комитет Сибирской железной дороги (его председателем стал Николай Александрович) постановил, что магистраль должна создаваться «…русскими людьми и из русских материалов» (4).

Великий Сибирский путь строили всей империей. По сохранившимся данным, в отдельные годы строительства на трассу выходило одновременно до 90 тысяч человек. Сооружение магистрали шло рекордно высокими темпами, несмотря на тяжелейшие природно-климатические условия и сопутствующие им технологические трудности.

После того как железнодорожный путь подошел к Забайкалью, возникла необходимость «решить вопрос: как же вести его дальше», пишет министр финансов С.Ю. Витте в своих «Воспоминаниях». «Весьма естественно, у меня родилась мысль вести железную дорогу далее напрямик во Владивосток, перерезывая Монголию и северную часть Маньчжурии. Этим достигалось значительное ускорение в его сооружении. При этом великий Сибирский путь являлся действительно транзитным, мировым путем, соединяющим Японию и весь Дальний Восток с Россией и с Европой. Весь вопрос заключался в том, чтобы достигнуть этой цели путем миролюбивым, основанным на взаимнокоммерческих выгодах. Этою мыслью я увлекался и посвятил в нее князя Ухтомского и имел случай докладывать об этом и Его Величеству», — вспоминает он (5). В конечном итоге Россия отказывается от строительства Амурской железной дороги. «Маньчжурский проект» Витте побеждает. В 1896 году между Российской империей и Китаем был заключен военный союз. Россия получает право на прокладку железной дороги по территории Маньчжурии. Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД) становится еще одной вехой в истории Транссиба.

Движение поездов по Транссибирской магистрали началось в 1901 году, регулярное сообщение между Санкт-Петербургом и Владивостоком запустили в июле 1903 года, когда было завершено строительство КВЖД.

Русско-японская война, обернувшаяся поражением для России, вернула к жизни проект Амурской железной дороги. По Портсмутскому мирному договору Россия уступала Японии большую часть южной ветки КВЖД (Южно-Маньчжурскую железную дорогу). Стало очевидно, что стратегически важная Транссибирская магистраль должна проходить по российской территории от начала и до конца. В 1915 году был завершены работы на последнем участке Транссиба — Амурской дороге.

Сегодня Транссибирская магистраль — мощная двухпутная электрифицированная железнодорожная линия протяженностью около 10 тыс. км. Дорога проходит по территории 20 субъектов РФ и 5 федеральных округов. В РЖД утверждают, что по Транссибу перевозится более 50% российских внешнеторговых и транзитных грузов.

Заложенная в позапрошлом веке Транссибирская магистраль, до сих пор дает конкурентные преимущества России на глобальном рынке транспортных перевозок. «Мировая фабрика» — Китай — активно ищет альтернативные морским путям маршруты по доставки грузов в Европу. Страны бывшего СССР активно включились в борьбу за возможность возить грузы из Китая и в Китай по своей территории. Но в отличие от России у них нет готовых сквозных, работающих дорог из Азии в Европу. Транссиб — единственный маршрут, связывающий напрямую Китай и европейские страны. Однако для того, чтобы магистраль могла принять на себя китайские грузопотоки, необходимо не только улучшить инфраструктуру, но усовершенствовать тарифы и работу таможни. А это уже вопрос не только технический, но и политический. Пока что планы РЖД в разы увеличить пропускную способность Транссиба так и остаются планами.

Смотрите фотографии из — альбома XIX века «Великий путь. Виды Сибири и Великой сибирской железной дороги».

***

(1) Кологривая И.Е. История развития железнодорожного транспорта: учеб. пособие. — Хабаровск. — Издательство ДВГУПС, 2006. — 123с.

(2) Зензинов Н.А. Великий сибирский железнодорожный путь//Железнодорожный транспорт. — №7. — 2001. http://www.zdt-magazine.ru/

(3) http://history.rzd.ru/history/public/ru?STRUCTURE_ID=5166

(4) Илларионов А.А. Исторический опыт государственно-частного партнерства в транспортном освоении Приморья (на примере Уссурийской железной дороги)// Ойкумена. Регионоведческие исследования. — №2(29). — 2014.

(5) Витте С. Ю. 1894 — октябрь 1905. Царствование Николая II // Воспоминания. — М.: Соцэкгиз, 1960. — Т.2. — С. 48−49.

Читайте ранее в этом сюжете: В строительство магистрали Екатеринбург — Челябинск вложены первые деньги

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
28.07.16
Иран и Пакистан пытаются стабилизировать Белуджистан
NB!
28.07.16
Баку: «События в Ереване вызваны консенсусом по Карабаху»
NB!
28.07.16
Новый Индокитай для всё тех же США
NB!
28.07.16
Крестный ход УПЦ произвел в Киеве эффект свето-шумовой гранаты: послесловие
NB!
28.07.16
Главу турецкой разведки могут отправить в отставку
NB!
28.07.16
«Страшно подумать, какие компенсации придется платить русским»
NB!
28.07.16
Объединение ЮФО и КФО – это завершение присоединения Крыма
NB!
28.07.16
Севастополь передали Чалому?
NB!
28.07.16
Дальневосточной морошке и «клоповке» трудно конкурировать с черешней с юга
NB!
28.07.16
Про перестановки в губернаторском корпусе: «Это сигнал элитам»
NB!
28.07.16
Что известно о новом врио губернатора Ярославской области?
NB!
28.07.16
«Снять блокаду! Промедление недопустимо!» Обращение ВС ПМР к властям РФ
NB!
28.07.16
Ростов-на-Дону может перестать быть столицей ЮФО
NB!
28.07.16
«В Нацгвардии генерал Меликов будет на своём месте»
NB!
28.07.16
«Назначение Зиничева актуально для окружённого НАТО Калининграда»
NB!
28.07.16
«Переходный период» интеграции Крыма в Россию окончательно завершён»
NB!
28.07.16
Венесуэла: оппозиция готова к насильственным мерам по свержению Мадуро
NB!
28.07.16
«ЦБ не пойдет даже на номинальное смягчение монетарной политики»
NB!
28.07.16
«Отставка Цуканова — это восстановление контроля Кремля над Калининградом»
NB!
28.07.16
Власти устроили в столице Камчатки транспортный коллапс
NB!
28.07.16
«Ключевую ставку ЦБ понизят в сентябре-октябре 2016 года»