29 июля правящая «Партия сплоченности и развития Союза» (ПСРС) представила список из 149 своих кандидатов, которые будут бороться за депутатские мандаты в ключевой мьянманской провинции Янгон. В самом Янгоне, который является крупнейшим городом страны, партия выставит своих кандидатов на все 92 депутатских мандата, включая места по квоте для ракхайнского и каренского национальных меньшинств. В это же время глава оппозиционной «Национальной лиги за демократию» (НЛД) Аун Сан Су Чжи официально заполнила бланк кандидата в депутаты от избирательного округа, находящегося в южной части провинции Янгон. Таким образом, сегодня можно уверенно говорить, что обе основные политические силы страны не только принципиально определились со своим участием в выборах, но начали решать связанные с этим технические вопросы по регистрации кандидатов.

wscreenwallpapers.com
Флаг Мьянмы.

Список от правящей партии оказался вполне предсказуемым. В числе кандидатов — глава генштаба вооруженных сил страны генерал Хла Тхэй Вин, главком ВМФ адмирал Тура Тет Све, министр президентского офиса (в Мьянме эта должность примерно равна отраслевому вице-премьеру) Тейн Ньюн, местный олигарх Кхин Шве. Всем 149 кандидатам выдан специальный документ о том, что они получили одобрение центрального комитета партии на участие в выборах. По словам руководителя янгонского отделения ПСРС Та Вина, большинство кандидатов — опытные политики, которые уже избирались депутатами в 2010 году, и теперь будут бороться за переизбрание. Тем не менее, руководство партии призывает быть готовым к тому, что результаты ПСРС на выборах 2015 года будут гораздо скромнее, чем пять лет назад, когда у ее кандидатов в большинстве округов практически не было конкурентов, а оппозиционная НЛД выборы бойкотировала.

Представитель ПСРС сообщил также, что партия до сих пор не выдвинула кандидата в округе Забутири, который находится в столице страны Нейпьидо. Многие считают, что это место берегут для нынешнего президента Тейн Сейна, который пока не определился по поводу своего участия в парламентских выборах и в последующем выдвижении своей кандидатуры для избрания парламентом на второй президентский срок.

Присутствие высокопоставленных генералов в партийных списках позволило многим комментаторам сделать вывод о том, что тиражируемые СМИ слухи о расколе между военными и правящей партией — это не более чем пиар-акция, призванная продемонстрировать, что ПСРС — самостоятельная политическая сила, готовая прежде всего отстаивать интересы избирателей, а не послушно брать под козырек по приказу военного руководства страны.

Слухи о противоречиях появились после того, как военные депутаты парламента 10 июля заблокировали поправку нескольких законодателей от ПСРС к статье 261 Основного закона о том, чтобы главные министры (по сути — губернаторы) регионов страны не назначались президентом (как это происходит сейчас), а выбирались местными парламентами. Никаких интересов военных эта законодательная инициатива не задевала, поэтому отказ военной фракции парламента её поддержать выглядел не более чем демонстрацией того факта, что депутаты в погонах принципиально намерены сохранить конституцию в неприкосновенности даже в мелочах. А согласно статье 436 Основного закона страны, за изменения в Конституцию должны проголосовать более трех четвертей депутатов — то есть, с учетом того, что четверть мест в парламенте занимают военные, без их согласия этот процесс осуществить невозможно.

Тем самым оппозиции снова было показано на наглядном примере, что в ближайшее время Конституцию ей изменить не удастся (в том числе — внести поправки в статью 59(f), препятствующие Аун Сан Су Чжи занять пост президента). А правящей партии — продемонстрировать, что она не во всем согласна с военной фракцией, и болеет того, готова сама предлагать изменения в Основной закон страны (нежелание правящей партии менять Конституцию — одна из главных тем критики ПСРС со стороны оппозиции). Как сказал один из экспертов, некоторые противоречия между партией и военными действительно имеют место (в основном — на межличностном уровне), но это не более чем «игра кошки с собственным хвостом».

В свою очередь оппозиционная «Национальная лига за демократию», видимо, еще окончательно не определилась со списком кандидатов — по состоянию на 29 июля было принято решение только по кандидатуре в нижнюю палату парламента от янгонского округа Таккета и по шести кандидатам в члены верхней палаты — при этом даже не были названы их имена и избирательные округа. Представители руководства НЛД заявляют, что партия получила свыше 3000 предложений, касающихся выдвижения ее представителей на выборы. Среди предлагаемых кандидатур — один из лидеров «Поколения студентов 1988 года» Ко Ко Джи, бывшие политические заключенные, ученые, журналисты, ряд действующих депутатов.

Союзная избирательная комиссия сообщила, что в период с 20 по 28 июля уже подали документы 31 кандидат в депутаты нижней палаты парламента, 12 претендентов на места в верхней палате, 58 желающих стать членами парламентов национальных штатов и провинций и 13 претендентов на места, зарезервированные для представителей национальных меньшинств страны.

Всеобщие выборы в Республике Союз Мьянма должны состояться 8 ноября этого года. Будут избраны депутаты в обе палаты союзного парламента (три четверти которых избирается в ходе всенародного голосования, а четверть назначается из числа военнослужащих главкомом вооруженных сил) и члены региональных парламентов. Всего по стране борьба развернется за 1171 депутатское место. В состязании за места в парламенте, как ожидается, основная конкуренция будет между кандидатами от правящей Партии сплоченности и развития Союза и оппозиционной Национальной лиги за демократию. Кроме того, в верхней палате, отражающей национально-территориальный состав Мьянмы, согласно прогнозам, будут представлены партии, сформированные по этническому принципу.