Преобразование подведомственных ФАНО России ФГУПов в бюджетные учреждения несет риск снижения доходов федерального бюджета. Таковы данные проверки, проведенной Счетной палатой РФ.

В 2014—2017 гг. количество подведомственных ФАНО России ФГУП сократилось на 17 единиц со 184 до 167, из которых восемь ФГУП реорганизовано в форме преобразования в ФГБУ. Планируется к преобразованию еще 43 ФГУП.

Процесс массовой реорганизации ФГУП путем их преобразования в ФГБУ с дальнейшим присоединением к научным центрам означает вовлечение в состав научных организаций не ведущих научную деятельность коммерческих организаций — ФГУП — путем полной интеграции не предназначенного для ведения научной деятельности имущества.

Если опытно-производственные хозяйства, объединяемые в составе научных центров, действительно, в незначительных объемах осуществляют научное обслуживание, то ФГУП, основным видом деятельности является предоставление эксплуатационных, коммунально-бытовых и иных услуг на конкурентных рынках.

Находясь в системе научных организаций, ФГУП выполняют совсем не свойственные унитарным предприятиям функции: например, функции по размещению органов власти и государственных организаций, что является исключительным полномочием Росимущества.

ФГУП, имеющие наиболее высокие показатели чистой прибыли и, соответственно, крупнейшие плательщики данного вида дохода в федеральный бюджет либо уже преобразованы в ФГБУ, либо планируются к преобразованию.

Совокупная чистая прибыль планируемых к преобразованию ФГУП в 2015 г. составляла 51%, в 2016 г. — 69% всей чистой прибыли подведомственных ФАНО России ФГУП.

В финансовом результате 2015 г. (последний год перед запущенной ФАНО России массовой реорганизацией) совокупная чистая прибыль ФГУП, участвующих в ней, составляла 2,3 млрд рублей, или 85%. В сопоставимом объеме по завершении реорганизационных процессов будут снижены и доходы федерального бюджета.

Помимо выпадающих доходов федерального бюджета, это несет и риски увеличения расходов федерального бюджета в связи с повышением объемов финансирования государственного задания подведомственных ФАНО России учреждений.

Помимо перечисленных аргументов, инициированная и реализуемая ФАНО России массовая реорганизация подведомственных ФГУП в бюджетные учреждения не соответствует задаче планомерного сокращения участия государства в экономике.

Счетная палата РФ направит представления в ФАНО России, обращение в Генеральную прокуратуру РФ, информационные письма в правительство и в ФАС, а также отчеты — в палаты Федерального Собрания.

Читайте также: Науке недодали 700 миллиардов: митинг профсоюза РАН

Как сообщало ИА REGNUM, ранее Счетная палата РФ выявила нарушения в работе Российского научного фонда. В ходе проверки выяснилось, что место и роль Российский научный фонд (РНФ) в сложившейся системе государственной поддержки фундаментальных и поисковых научных исследований определены недостаточно четко.

Читайте также: ФАНО знает, как управлять, но не понимает — чем