Взамен курса на специализацию в вузах и раннюю профориентацию в школах необходимо ввести подготовку человека с систематизированными знаниями и умениями во всех областях человеческой деятельности. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщил челябинский преподаватель, кандидат физико-математических наук Борис Марков.

В июле 2017 года на радио «Вести ФМ» советник министра обороны Андрей Ильницкий заявил, что в России необходимо воссоздать систему физико-математических школ, для чего могут быть задействованы преподаватели вузов, а также младшие и старшие научные сотрудники. «Если мы ставим задачу выявления, поддержания и продвижения талантов, то речь идет максимум о десятках тысяч людей, которых можно выявить, сопроводить и довести до производства, обеспечив им жизненную стратегию», — пояснил советник министра обороны.

Комментируя заявление Ильницкого, челябинский педагог Борис Марков отметил, что стремление «довести до производства» — понятно, но если так рассуждать, то чем не устраивает имеющаяся система физматшкол? Она никуда не пропадала, как была, так и есть, сказал преподаватель, однако на теме тенденций к узкой специализации при подготовке выпускников вузов остановился подробнее.

«В июне я был на конференции в Новосибирске, как раз по вопросам математики и вычислений — то есть имел дело как раз с теми людьми, которые, по Ильницкому, «нужны для производства». Замечу, что НГУ и Сибирское отделение РАН — по-видимому, второй по величине научный центр в РФ. Доклады на конференции были в большом количестве по теме цунами — для РФ это, безусловно, важнейшая проблема для России: ведь почти всё население РФ проживает в прибрежной полосе в зоне сейсмической активности, ибо РФ — крупнейшая приморская страна… Что, неправда? Действительно, такая тема актуальна для Японии, Малайзии, Филиппин, островов, для США, но никак не для РФ», — начал рассуждения Марков.

При этом он отметил, что не склонен обвинять в этом математиков, так как они работают с теми задачами, которые им предложены. В конце концов, сказал педагог, «решая задачу о цунами, математик решает уравнение гидродинамики — а для ракетного двигателя, гидравлической системы управления, цунами и многого другого уравнение то же самое».

«Возникает вопрос: в РФ есть учёные, которых, по мнению Ильницкого, нужно готовить в физматшколах, и которым можно вместо задач о цунами поставить задачи, более нужные для РФ, но которым таких задач никто не предлагает? А почему так — Ильницкий на этот вопрос не хочет ответить? И зачем тогда ему новые учёные, если он не может или не хочет ничего предложить уже имеющимся? Более того, Министерство образования устроило настоящий погром в вузах и академических институтах, устроив сокращение кадров, выгнав на дробные доли ставки большое количество преподавателей. Функции распоряжения недвижимым имуществом РАН переданы некоей организации ФАНО, не имеющей никакого отношения к науке, и, по-видимому, недвижимость будет распродана. То есть РФ ясно и недвусмысленно говорит учёным: «Пошли вон!» — считает Борис Марков.

Преподаватель заметил определённую нестыковку: «С одной стороны, Ильницкий призывает учить новых ученых, а с другой — то же, например, правительство РФ разгоняет уже имеющихся. Как это прикажете понять?»

«Ильницкий предлагает узкое решение производственного вопроса — дайте нам побольше грамотных инженеров и вычислителей, и они сделают нужное количество машин. Но получится ли что-то из этого? Прежде всего, система физико-математических школ была в СССР. Помогло ли это Союзу? — Нет, он распался. А какую роль сыграли в распаде выпускники этих физматшкол и где они сегодня? — Как правило, узкие специалисты, выпущенные этими школами, вербовались в либеральное сообщество. И сегодня многие из них работают за границей», — подчеркнул Борис Марков.

Предложив поискать причины этого, достаточно болезненно ударившего по российской науке явления (отъезд за границу), преподаватель рассуждает, что, прежде всего, выпускник физматшколы, носитель культуры нового образца, культуры нетрадиционной, научной, но эта культура очень узкая, специальная. Результат такого образования, как считает Марков, очень прост: «РФ будет готовить кадры для либеральной интеллигенции и западных стран, где для части узких специалистов-позитивистов обязательно найдётся какая-никакая, но ниша». Поэтому, делает вывод Марков, ни в коем случае нельзя заниматься выпуском только узких специалистов.

Выходом из сложившейся ситуации, по мнению кандидата физико-математических наук, должна стать новая система образования, с переработкой образовательной программы в российских школах.

«Мы получим человека с систематизированными знаниями и умениями во всех областях человеческой деятельности. И, думаю, что он будет рассуждать как Иван Ефремов: «Те, кто укрывал здесь свою культуру, не были такими … Смотрите, здесь собраны одни лишь предметы техники. Они кичились техникой, не обращая внимания на растущее моральное и эмоциональное одичание. Они с презрением относились к прошлому и не видели будущего!» — говорит эксперт.

Отметим, в Челябинской области реализуется проект ранней профессионализации — «Образовательная агломерация», который предполагает раннюю профессиональную ориентацию школьника. При этом учебное заведение стремится заключить договора с участниками учебного и производственного процесса, по которым учащийся будет получать производственный опыт с прохождением производственной практики. Обучение школьник проходит и в других образовательных учреждениях с целью более глубокой профессионализации. В образовании делается ставка на углубленное изучение «Технологии». Кроме этого, рассматривается переход от «школы знаний» к «школе навыков».

Ранее по теме: Челябинск: во благо ли ранняя профориентация школьников