Угроза для вечной мерзлоты: аномальная жара в Якутии поставила рекорд
Якутск, 15 августа, 2017, 10:56 — ИА Регнум. День 15 августа стал самым жарким в истории наблюдения погоды в Якутске, максимум 1997 года в +30,3 градуса был перекрыт достижением новой отметки в +33 градуса. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщил замначальника Якутского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Юрий Дихтяренко.
Он говорит о том, что превышение среднестатистических температур в августе 2017 года в среднем составило 6−8 градусов, и это крупная аномалия.
«Но никаких сверхъестественных процессов нет, и абсолютный максимум августа в Якутске, который составляет +35 градусов, не перекрыт», — заверил заместитель начальника якутского гидрометеоцентра.
Заведующая учебно-научной лабораторией «Гидрометеорология, климатология и экология атмосферы» на кафедре географии СВФУ Александра Петрова также отмечает, что столь тёплая погода для центральной Якутии мало того, что аномальна, но ещё и чревата негативными последствиями.
«Есть минусы, что мерзлота успевает таять в связи с тем, что удлинился тёплый период, — отметила Александра Петрова. — И зимы идут тёплые, грунты не успевают нормально промёрзнуть. Это у нас очень большая проблема. Из-за таких изменений здания ведутся, мосты и дороги разрушаются очень сильно, сенокосные угодья уменьшаются, строители жалуются, что приходится вбивать сваи поглубже, всё это негативные последствия. Кроме того, есть версия, что с таянием мерзлоты из неё выбрасывается метан, который участвует в создании парникового эффекта, идёт еще больше потепление, и мерзлота тает снова, запускается цепочка».
Читайте также: «Растает мерзлота, и Якутия превратится в безжизненную пустыню»
Заведующая научной лабораторией на кафедре географии СВФУ также подчёркивает, что погодная аномалия в Якутске есть, но она вписывается в общий планетарный тренд.
«Изменение типа климата есть везде, но в Якутии, особенно центральной, это сильно ощущается, — пояснила Александра Петрова. — Всё выше становится общепланетарная температура, каждый год теплее предыдущего, а 2015 год теплее всех за период инструментальных наблюдений (максимум 200 лет). В Якутии на этом фоне очень сильно удлинились сезоны, в том числе осень. Раньше жара была, но кратковременная. А в этом году мы до сих купаемся. Ну что ж теперь, как-нибудь приспособимся, человек — существо с сильным адаптивным механизмом».
Читайте также: Кратер «Батагайка» увеличивается из-за таяния вечной мерзлоты
Юрий Дихтяренко не видит в августовской жаре 2017 года никаких тенденций, и напоминает, что это не первый жаркий год в Якутске.
«Это нормальное, настоящее якутское лето. Просто уже отвыкли от него, потому что в 2016 и 2015 годах было прохладнее. Но вот 2011 год — +34,2, 28,6, 27,8, 30 градусов в августе, в 2006 году бывало 30 градусов. И во второй половине августа 30-градусные температуры тоже отмечались, в том числе 18, 19, 20, 23, 25 и даже 26 числа. Были такие периоды, но, конечно, очень давно и редкость. Разве что в 2015 году август был очень тёплый», — подчеркнул замначальника гидрометеоцентра.
Он, кстати, прогнозирует спад температуры воздуха в Якутске к 18 августа и говорит о том, что сегодня — последний день 30-градусной жары в республике в этом году.
«Завтра будет +27−29 градусов, 17 августа — ещё ниже, и к пятнице температура воздуха опустится до уровня порядка +20 градусов. Лето, к сожалению, заканчивается. Со второй половины этой недели 30-градусные температуры уйдут, теплую воздушную массу от нас на юг оттесняет циклон. В пятницу уже будем за холодным фронтом, погода поменяется. Сегодня, думаю, последняя 30-градусная жара этого лета в Якутске», — считает Юрий Дихтяренко.
Как сообщало ИА REGNUM, правительство Якутии готово было заплатить 20 млн рублей из бюджета за исследование криолитозоны и изменений в ней. В документации закупки по поиску организации, которая займётся изучением этих процессов, отмечалось, что состояние вечной мерзлоты в Якутии изменилось за последние 20−30 лет.
«Многие ландшафты теряют свою устойчивость в условиях современных изменений климата, часто деградируют и выходят из хозяйственного оборота, изменяется их ценность для человека», — констатировали в правительстве республики.