Негласное несогласие в связи с предстоящим повышением расценок на обучение для студентов выразили представители профессорско-преподавательского состава ведущих челябинских вузов. Об этом сообщает корреспондент ИА REGNUM.

В Челябинске информацию о предстоящем повышении минимальной стоимости обучения в вузах озвучили на совете ректоров в начале мая. В 2017/2018 учебном году стоимость обучения может повыситься до 40% в зависимости от статуса вуза.

«Ряд направлений подготовки, которые имеют техническую составляющую, считаются более дорогими с позиции министерства образования и науки. В целом, если этот проект вступит в силу, мы предполагаем повышение цены за обучение от 20% до 40%», — сообщил первый проректор ЧелГУ Андрей Петров, пишет портал 1obl.ru

Преподаватели трёх ведущих вузов Челябинска: Южно-Уральского, Челябинского государственного и Педагогического, выразили неодобрение в связи с произошедшим. По их мнению, реформирование системы образования продолжается не в лучшем направлении. Некоторые преподаватели заявляют о губительности очередного повышения платы за обучение как для системы образования, так и для страны в целом.

Если рассматривать повышение цен на платное образование само по себе, говорят педагоги, отдельно от контекста ситуации, то это решение Минобра мало что значит.

«Платное образование появилось сразу после краха СССР. Такие студенты в вузах назывались «контрактники». Как правило, контрактники — очень слабые студенты. Слабые — это сказано очень мягко, точнее сказать, что просто никакие. Большинство из них просто не могло учиться и не особенно хотело. Логика была такая: «мы заплатили деньги за то, что другие получают безо всяких денег. А значит, вы нам всюду должны. Поэтому мы претендуем на диплом просто по факту того, что мы заплатили деньги за образование», — считает один из преподавателей.

По словам представителей преподавательского сообщества, с тех пор ситуация с контрактными студентами никак особенно не изменилась. Различие состоит только в том, что теперь деньги за их образование получает не вуз, а само государство.

Преподаватели заявляют, что само по себе решение о повышении платы за обучение мало что меняет. Оно является небольшой и не самой важной частью тезиса экс-министра образования Андрея Фурсенко: «Нам не нужны люди-творцы, нам нужны люди-потребители». Для реализации тезиса Фурсенко были проведены ряд шагов, в общую стилистику которых вписывается и данное постановление Минобра. Педагоги считают, что образование рассматривается как самим Минобром, так и руководством вузов как источник дохода. Доход получается из государственного бюджета, так как вуз получает деньги на обучение каждого студента от государства. Для этого принято было решение о так называемом нормативно-подушевом финансировании. Однако не всё так радужно: поступил студент — руководство вуза получило за него деньги. Нет, есть еще издержки, связанные с преподаванием. В них входят оплата зданий, канцелярских расходов и оплата труда преподавателей.

По словам педагогов очевидно, что с точки зрения бизнеса доходы надо максимизировать, а издержки — минимизировать. Поэтому чем меньше преподавателей и чем больше студентов — тем лучше. Содержание обучения, знания студентов никакого значения при этом не имеют. И вообще, само по себе обучение студентов — это неизбежные издержки, которые следует, как очевидно всякому бизнесмену, максимально снижать. Оптимально здесь — удалённое, дистанционное обучение. «То, что студент-отличник СГА с юридического факультета считает, что основной закон РФ — это президент РФ, никого не волнует», заявляют преподаватели. «Действия в системе образования, например, повышение цен на образование — одна из таких конвульсий правящих кругов, желание урвать как можно больше и как можно скорее», — заключили педагоги, которые в разговоре выражают все большее разочарование в нынешней власти в целом.