Земля выбрасывает из своих глубин до 500 млрд тонн водорода в год, метана, образовавшегося в земной коре при прохождении через нее глубинного водорода, — не меньше. О том, как этот процесс проявляется на поверхности Земли, рассказал на экспертной дискуссии «Экономические и экологические последствия международных природоохранных соглашений для России», прошедшей в экспертном клубе ИА REGNUM 17−18 марта 2016 года, сотрудник Института физики Земли РАН Николай Ларин. Его доклад, подготовленный совместно с Владимиром Лариным и Вячеславом Зготником, назывался «Водородная дегазация Земли, карстовые процессы, деградация почв и другие следствия».

Напомним, что доктор геологических наук Владимир Николаевич Ларин является создателем оригинальной гидридной модели Земли, в соответствие с которой главным химическим элементом в составе Земли является водород (гидриды — соединения водорода с металлами). Подобных моделей Земли только в советской теоретической геологии было создано как минимум пять. Все они по-разному пытаются объяснить, откуда внутри Земли взялось и в каком виде хранится колоссальное количество водорода. Для нас в данном случае важны не теории и не объяснения, а сам наблюдаемый факт, который эти модели пытаются объяснить, — нарастающие по всей Земле истечения водорода.

На камнях популярной среди туристов горы Химера в Турции тысячи лет неугасимо горит огонь, порожденный истечениями самовоспламеняющегося природного газа. Анализ показал, что основным компонентом этого газа является водород. Подобные истечения не уникальны, они обнаруживаются по всему земному шару: в Омане, Канзасе, Казахстане, Австралии, в нашем Забайкалье и многих других местах.

В одних местах водород достигает поверхности Земли, где, в зависимости от концентрации, при контакте с воздухом самовоспламеняется, как на Химере, иногда взрывается или просто улетает в космос, так как земное притяжение водород не удерживает. По пути он разрушает озоносферу и создает на высоте 70−80 км удивительные серебристые облака, которые можно увидеть ночью, когда они подсвечиваются светом севшего за горизонт Солнца. В других случаях водород, вступая в различные химические реакции в земной коре, порождает новые и наполняет исчерпанные месторождения природного газа и нефти, создает гигантские залежи газогидратов и подземные моря, подобные Нубийскому водному горизонту, который простирается на глубине 500 метров под 60% территории Сахары. Еще в 1991 году Муаммар Каддафи предсказал, что он будет убит, а Ливия разрушена США за попытку взять эту воду, чтобы превратить Ливию в суверенную страну, а Сахару — в мировую житницу с 4−5 урожаями в год.

Ситуация с водородной дегазацией во многом напоминает историю признания шарообразности Земли: церковь прекрасно знала об этом, но считала, что широким массам об этом пока знать рановато. Участник форума Григорий Крученицкий «встал на защиту» Средних веков, потому что в те времена Мартин Лютер имел возможность прибить свои 95 тезисов на дверь церкви и получить право на открытый диспут. Не то сейчас: кричи не кричи — все делают вид, что тебя просто нет.

Справедливости ради надо сказать, что у Владимира Николаевича Ларина все уже состоялось в советское время: и защита «еретической» докторской диссертации благодаря поддержке физиков в 1988 году, и решение Совмина о запуске ларинской программы глубокого бурения на Байкале в 1989-м, и открытие текучести металлогидридов при комнатной температуре, которая требовалась его гипотезой вопреки учебникам физики (по этой теме позже были защищены физиками несколько диссертаций), и снятые о Ларине документальные фильмы, и публичные теоретические диспуты в МГУ, в которых он неизменно побеждал авторитетных сторонников традиционной модели Земли.

Но вместо глубокого бурения, ожидавшейся энергетической и продовольственной революции (ссылка на выступление В. Н. Ларина), рухнул СССР. Ларина выжили из Академии наук. За 20 с лишним лет работы на вольных хлебах удалось получить много новых данных о процессе водородной дегазации. И во многом потому, что появились доступные и компактные газоанализаторы, которые позволили измерять концентрацию водорода на поверхности земли и в почве.

Подробный доклад главного геолога «Росгеолэкспертизы» Владимира Полеванова о водородной дегазации Земли, о теории Ларина и новых открытиях в этой области, сделанный 29 ноября 2015 года на заседании Научного совета РАН по евразийской экономической интеграции, а также его бурное обсуждение в академическом сообществе, привлекли огромное внимание в интернете. Полную видеозапись доклада можно посмотреть на сайте «Нейромир-ТВ».

Но вернемся к выступлению Николая Ларина. Не все выходы водорода самовоспламеняются, часто они порождают на поверхности земли геологические структуры, которые напоминают гигантские блюдца. Ученые назвали их — «кольцевыми структурами проседания». Диаметр этих структур дегазации водорода может колебаться от 1,5 до 10 километров.

Обнаружив такую структуру в районе озер Подовое и Мокрое на границе Воронежской и Волгоградской областей, геологи сделали анализ подпочвенного газа и обнаружили водород. Причем за пределами «кольца» этого газа не было. «Так к нам пришло понимание, что на нашей планете огромное количество структур дегазации, — подчеркнул Николай Ларин, — кроме океанов и срединно-океанических хребтов — основных поставщиков водорода в атмосферу — оказалось, что все платформы испещрены этими водородными структурами, водород дует из Земли». По оценкам специалистов, поток годового истечения водорода из Земли составляет от 300 до 500 млрд тонн.

Водород создает в огромном количестве новые идеально круглые озера, выбеливает чернозёмы. За несколько лет водород способен сформировать карстовые воронки, которые, как ранее считалось, образуются крайне медленно, за тысячи и миллионы лет.

Выбросы водорода часто вызывают взрывы — в 1991 году в Рязанской области был взрыв, так что пришлось «стеклить полгорода», как рассказал Николай Ларин, «лопались банки с огурцами, спрыгивали крышки люков, полгода назад подобное было в Китае».

В бочку водородной опасности, по словам ученого, можно добавить и меда: в Мали три года функционирует водородный генератор на газе, который идет из скважины, пробуренной при поиске воды. В составе газа 98% водорода. Этот генератор снабжает местную деревню электричеством уже несколько лет — это прецедент того, как можно использовать водород.