Дизель-пароход «Обь», доставивший в Антарктиду первую Советскую антарктическую экспедицию и оборудование для  станции «Мирный» в 1955 г
Дизель-пароход «Обь», доставивший в Антарктиду первую Советскую антарктическую экспедицию и оборудование для станции «Мирный» в 1955 г

В Антарктиде на постоянной основе работает сегодня пять российских научных станций. Первая из них, станция «Мирный» была открыта 60 лет назад — 13 февраля 1956 года. Назвали ее в честь первооткрывателей шестого континента. В далеком 1820 году к берегам Антарктиды подошли российские шлюпы «Мирный» и «Восток». В честь одного из них и назвали нашу первую антарктическую станцию.

Так случилось, что россияне обосновались в Антарктиде и приступили к научным исследованиям этого материка спустя 136 лет после первой антарктической экспедиции первопроходцев Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева. Да и не только россияне — к середине XX века Антарктида оставалась белым пятном планеты: было изучено не более 2% ее поверхности. 1956 год стал поворотным — было решено объединить усилия многих стран для комплексного всестороннего исследования шестого континента. Появилось пятьдесят научных станций — в том числе во внутренних районах Западной и Восточной Антарктиды.

Разгрузка «Оби», 1955 г
Разгрузка «Оби», 1955 г

СССР подключился к исследованиям: первой антарктической базой нашей страны стала обсерватория «Мирный». А вскоре появились еще две станции на побережье («Оазис» и «Лазарев»), и пять — внутри материка («Пионерская», «Восток-1», «Комсомольская», «Восток», «Советская», «Полюс Недоступности»). Большинство из них были потом закрыты. В настоящее время в арсенале России пять постоянных (зимовочных) антарктических баз: «Мирный», «Прогресс», «Новолазаревская», «Беллинсгаузен» и «Восток», еще пять сезонных полевых баз, которые работают только в летний период.

Станция «Мирный»
Станция «Мирный»

О том, как живет станция «Мирный» в наши дни, ИА REGNUM рассказал начальник Российской Антарктической экспедиции Валерий Лукин:

Буквально на днях (10 февраля) завершены все сезонные работы, их исполнители улетели на самолете. Впервые после 26-летнего перерыва была подготовлена взлетно-посадочная полоса на этой станции, туда смог приземлиться самолет нашей экспедиции и вывезти участников сезонного состава на станцию «Прогресс» для дальнейшей посадки на борт судна «Академик Федоров». Станция приступила к автономной работе по выполнению программы зимовочного состава.

— Как сегодня по сравнению с 1956 годом выглядит станция? Сильно ли она изменилась?

Естественно, изменилась: она была полностью перестроена в 70-е годы. Ничего от тех конструкций, которые были построены в середине 50-х годов не осталось, все ушло под снег, причем, ушло буквально через два года. Там сейчас стоят другие здания. Нельзя уже сказать, что они современные — такими они были в момент постройки в 70-е годы. Это здания из металлических панелей с утеплителями, как принято сейчас называть сэндвич-панели. Они строились по заказу Министерства обороны СССР, этот проект мы использовали, начиная с 70-х годов. На станции 4 таких независимых здания. В настоящее время состав станции резко сокращен, потому что транспортные операции до 2008 года, начиная с 1956 года, мы выполняли с помощью гусеничной техники, а с 2008 года из-за разрастания трещин походы по снабжению станции «Восток» мы перенесли на станцию «Прогресс».

Обсерватория «Мирный»
Обсерватория «Мирный»

— Сколько людей сейчас работает на «Мирном»?

Сейчас 21 человек. Ну, и направление работы — это мониторинг состояния окружающей среды.

— Насколько важны те исследования, которые проводятся на «Мирном»?

Это самые длинные ряды наблюдений, которые проводит наша страна в Антарктике, потому что все другие станции моложе. Одно из важнейших направлений современных научных исследований, которые все международное сообщество выполняет в Антарктике, это проблема роли и места Антарктики в глобальных изменениях климата. И вы понимаете, что те станции, которые обладают наиболее длинными рядами наблюдений, имеют ключевую роль в этих программах. И станция «Мирный» является ключевой точкой в решении этой проблемы.

— Остались ли еще те, кто открывал станцию в 1956 году?

Я не знаю таких людей, которые жили бы в Петербурге, возможно, они живут в других городах, но они не проявляются. Вот мне в этом году будет 70 лет, вроде тоже уже не мальчик, а когда открывалась эта станция, я учился во 2-м классе. Возможно, этих людей уже нет, хотя я не могу так утверждать, потому что я этого не знаю.

На вопрос о том, как планируется отметить юбилей станции «Мирный», глава РАЭ ответил, что из-за бюджетных ограничений — никак. «Любое отмечание не будет понято никем — ни научным сообществом, ни нашими сотрудниками, потому что любое празднование, по сути, будет обкрадывать нашу экспедицию», — заявил Валерий Лукин.

21 октября 1964 года. Указатели на столбе, установленном на станции «Мирный»
21 октября 1964 года. Указатели на столбе, установленном на станции «Мирный»

Тем не менее, станция эта легендарная — с нее начались регулярные отечественные исследования Антарктики. Построили «Мирный» в рекордные сроки: меньше, чем за месяц. В начале января 1956 года дизель-электроход «Обь», на котором находились участники экспедиции, подошел к побережью моря Дейвиса. Начались поиски подходящего места для организации базы наземными группами и с воздуха. 14 января такое место было найдено в районе острова Хасуэлл на материковом льду и скалах на высоте 35 м над уровнем моря (66°33' южной широты и 93°01' восточной долготы). 19 января был дан старт строительству, а 13 февраля состоялось торжественное открытие станции «Мирный» с подъёмом государственного флага СССР.

Очень скоро станция превратилась в настоящий поселок с жилыми домами, щитовыми, на сваях, которые обеспечивали всем необходимым остававшихся на станции участников экспедиций. Появились специальные павильоны — магнитный, сейсмический и аэрологический, а также геофизическая, геологическая, гляциологическая, аэрофотограмметрическая, аэрологическая, гравиметрическая лаборатории, радиостанция, поддерживавшая прямую связь с Москвой.

Мирный — 1969, поезд на Восток
Мирный — 1969, поезд на Восток

До 1971 года станция «Мирный» была главной базой советских антарктических экспедиций. Одной из основных её задач стало обеспечение функционирования станции «Восток», расположенной в глубине материка. И сегодня эта легендарная станция не потеряла своего значения для антарктических исследований. На постоянной основе здесь работает синоптическая группа, проводятся различные научные исследования климатологического и геофизического характера, ведутся наблюдения за ледовой обстановкой для определения возможности передвижения в этой зоне исследовательских кораблей.

Читайте ранее в этом сюжете: Антарктида, которая родом из России