ИА REGNUM: У Вас недавно вышла книга «Среди индейцев Центральной Венесуэлы». О чем она? Как Вы видите перспективы развития «индейского мира»?

По мере накопления материала, привозимого из этнографических экспедиций к индейцам Амазонии в 2001—2015 годах, у меня возникло желание создать серию научно-популярных книг «У индейцев в лесах Амазонки и Ориноко». Именно научно-популярных, чтобы в доступной форме рассказать широкому кругу читателей о культуре индейцев тропической Южной Америки, познакомить с их обычаями, порой весьма экзотическими. Привнести романтику в повседневные будни, в красках описать события и приключения, происходившие со мной во время этих экспедиций. В настоящее время есть материал для создания четырех таких книг, каждая из которых будет повествовать о культуре индейцев определенного историко-культурного региона Амазонии и Оринокии. Книга «Среди индейцев центральной Венесуэлы» стала первой в этой серии.

Вот, к примеру, выдержка из аннотации к книге «Среди индейцев центральной Венесуэлы»: «Я открыл для себя Америку в 2001 году, когда отправился в первую этнографическую экспедицию к индейцам хоти в венесуэльскую Амазонию. С тех пор я осуществил несколько экспедиций к индейцам Амазонии и Оринокии. Материалы этих экспедиций явились основой для написания многочисленных научных и научно-популярных статей. Однако при написании статей приходится следовать жестким требованиям, предъявляемым авторам редакциями журналов: выдерживать определенный объем, давать ограниченное количество фотографий, писать строго научно или, наоборот, популярно. Многое остается неопубликованным, за кадром. Книга открывает большие горизонты. Многие люди, общаясь со мной, проявляют интерес к той тематике, которая составляет сферу моих научных интересов, — этнографии индейцев Амазонии, просят рассказать больше, вспомнить волнующие, запоминающиеся моменты. Все эти обстоятельства подтолкнули меня к созданию серии научно-популярных книг «У индейцев в лесах Амазонки и Ориноко», на их страницах я планирую повествовать о событиях и приключениях, происходивших со мной во время экспедиций к индейцам Амазонии и Оринокии. Каждая книга будет содержать большое количество фотографий, многие из которых никто еще не видел. Книга «Среди индейцев центральной Венесуэлы» — первая в этой серии. В ней описываются события и приключения, происходившие со мной в 2001, 2002, 2006 и 2012 годах во время экспедиций к индейцам хоти, ябарана, пиароа, панаре, мако».

Перспективы «индейского мира»… Современные индейцы — это часть национальных обществ стран, на территории которых они проживают, в большей или меньшей степени интегрированные в процессы, проистекающие в этих странах, со своими большими или малыми проблемами, как и у всех людей. Можно ли тем не менее говорить об «индейском мире»? Думаю, да, ему присущи свои характерные особенности и восприятие мира. Но он не существует в параллельной плоскости, в вакууме.

ИА REGNUM: В ряде стран Латинской Америки существует серьезная проблема захвата исконных территорий индейских народов нефтяными и другими компаниями. Есть ли прогресс в защите прав коренного населения этих стран?

Ситуация выглядит следующим образом. Многочисленные индейские группы, проживающие в бассейне Амазонки и Ориноко, по-разному интегрированы в национальные общества стран, на территории которых находятся их исконные земли проживания. Подавляющее большинство индейских сообществ бассейнов Амазонки — Ориноко продолжает вести традиционное хозяйство, остающееся для них основой существования. Именно поэтому для индейцев так важно владение землей. Большая работа проводится по демаркации индейских земель, эти земли получают статус охраняемых территорий, на них запрещается любая хозяйственная деятельность, кроме той, какую ведут сами индейцы.

Между тем в ряде стран в бассейне Амазонки имеются области, богатые нефтью, газом. В Бразилии леса вырубаются под сельскохозяйственные угодья. Вся эта активная хозяйственная деятельность осуществляется в непосредственной близости, а зачастую и на исконной индейской земле. Загрязняются реки и земли, уходят животные, что приводит к постоянным конфликтам между индейцами и добывающими компаниями, фермерами.

Есть ли прогресс в защите прав коренного населения бассейнов Амазонки — Ориноко? Прогресс есть: на государственном уровне издаются акты, законы, закрепляющие право аборигенов на их землю. Но темпы индустриального развития столь интенсивны, что этот «прогресс» явно не успевает за ними.

ИА REGNUM: Как тема индейцев вошла в Вашу жизнь?

Я, конечно, понимаю, что ответ на этот вопрос адресован для широкой публики. Но он меня всегда удивлял, а сегодня и вовсе скатился для меня в плоскость банальности: как ты дошел до жизни такой? Никто же не спрашивает военного или врача, как он дошел до жизни такой. Значит, хотели люди стать военным или врачом. То есть выходит, что выстраивается некая параллель: это нормально — а заниматься этнографией/этнологией/антропологией — это вроде как и не совсем серьезно. Типа, ребячество какое-то, индейцы там какие-то.

Словом, отвечаю для широкой публики — мне всегда хотелось заниматься этнологией, мой научный интерес — этнография индейцев Амазонии. Покупайте «Среди индейцев центральной Венесуэлы» — там все узнаете.

Андрей Матусовский — этнограф, кандидат философских наук, автор и руководитель документального научно-популярного проекта «Малые народы мира»

Беседовала Татьяна Полоскова