Чиновники не знают, что делать с лесом (Бизнес-класс. Архангельск)

18 сентября в Архангельской области, так же как и в других лесных регионах России, будут отмечать профессиональный праздник работники лесной отрасли. Из года в год федеральные и региональные власти говорят о повышении значимости российского ЛПК для экономики страны. Впрочем, всплеск повышенного внимания к лесной отрасли уже прошёл. Сегодня наблюдается затишье, постепенно переходящее в застой, грозящий глубоким кризисом.

В марте 2005 года собственники крупнейших предприятий лесной отрасли Архангельской области, объединенные в Ассоциацию работодателей "Промышленники Поморья", обратились к губернатору Николаю Киселеву с открытым письмом. В нем говорится: "С Вами, уважаемый Николай Иванович, все лесопромышленники и лесоводы, представители лесного бизнеса связывают надежды на восстановление былой славы архангельского леспрома, что послужит ускоренному росту всей экономики области. Поэтому надеемся, что вы окажете содействие в создании действительно эффективной программы реформирования важнейшей для области отрасли, которую должна формировать квалифицированная и опытная команда с участием представителей всех заинтересованных сторон. Это позволит консолидировать лесопромышленный комплекс, определить приоритетные направления его развития, оказывать поддержку наиболее перспективным проектам развития лесопромышленных производств, способным принести максимальный доход в бюджет области".

Благие намерения:

Директор департамента ЛПК администрации Архангельской области Александр Булатов, после утверждения в своей должности весной 2005 года, в интервью "Бизнес-классу" заявил следующее: "Сейчас мы работаем над программой развития ЛПК Архангельской области до 2015 года. Это будет уже вторая наша программа. Реализация первой закончится в 2005 году. Составляющие новой программы - привлечение инвестиций, внедрение новых технологий, внутренние инвестиции уже имеющихся крупных лесоперерабатывающих комплексов, работающих на территории области. Примером такого инвестирования уже можно считать Архангельский ЦБК, который закупил и установил новую лесопильную линию на лесозаводе N 25. Скорость распиловки, на которую способно новое оборудование, 120 метров в минуту, обслуживают это оборудование всего 40 человек. Вот за такими проектами будущее.

Думаю, что существующие сегодня технологии рамного пиления очень устарели, это не то что прошлый - позапрошлый век. Поэтому нужно идти именно по такому пути - заменять оборудование на новое и, самое главное, стремиться вырабатывать продукцию глубокой переработки с высокой добавленной стоимостью.

Современные технологии позволяют сегодня из древесины вырабатывать более 105 наименований различной продукции. Потому мы всерьез думаем о том, чтобы наладить в Архангельске переработку отходов лесопиления и производства ЦБП. Есть уже конкретные проекты - строительства заводов по производству гранул (топлива для котельных). Сегодня, чтобы отапливать жилфонд, Архангельская область потребляет 51 тысячу тонн каменного угля для муниципальных котельных. Его приходится закупать и завозить, а мы предложим перейти на другой вид топлива - более экономичный и, самое главное, выработанный здесь же, на своей территории.

Уже выбраны территории, где будут построены новые перерабатывающие производства, - Гидролизный завод и старый элеватор на объездной дороге".

С тех пор прошло больше года, но никакой "комплексной программы развития ЛПК" принято не было. По крайней мере, на рассмотрение депутатам областного Собрания такой документ не выносился.

Чем дальше в лес:

Нужно сказать, что 2005-й стал годом очередных кардинальных реформ в сфере лесного хозяйства. В 2004 году были приняты существенные поправки в действующий Лесной кодекс (они вступили в силу с 1 января 2005 года). Согласно этим поправкам прошла реформа органов Министерства природных ресурсов, появилось Агентство лесного хозяйства и служба "Росприроднадзор". Кроме того, по-прежнему нет ясности, когда же и с какими поправками ко второму чтению будет принят новый Лесной кодекс РФ. Сегодня главный недостаток нового Лесного кодекса, по мнению экспертов, заключается в том, что лес там рассматривается лишь как товар, а не как биосистема, которую непременно нужно эксплуатировать так, чтобы она не истощалась и могла восстанавливаться.

Лесопромышленников региона настораживает и то, что по новому Лесному кодексу практически не предусматривается государственного финансирования работ по лесовосстановлению. Большинство лесохозяйственных работ свалится на плечи лесопользователей. Более того, готовность выполнять эти работы может стать одним из главных условий допуска традиционных лесозаготовителей к лесным аукционам. Уже сейчас понятно, что государство надеется "выжать" максимальные деньги из лесозаготовителей за лесные ресурсы.

Несоответствие нового лесного законодательства международным требованиям природоохранных структур также приводит в замешательство участников лесных отношений. В новом Лесном кодексе вновь не учитываются требования лесной сертификации, более того, сертификация по системе Лесного попечительского совета не будет учитываться при допуске лесопользователей к аукционам. А это значит, что деньги, потраченные компаниями на внедрение систем устойчивого лесопользования, могут оказаться выброшенными на ветер.

Вредители:

Нарастанию кризисных явлений в лесной отрасли способствуют и экологические проблемы, которые возникли в лесном фонде нашего региона. Речь идет о масштабном усыхании старовозрастных ельников в междуречье Двины и Пинеги. Около двух млн кубометров высококачественного спелого леса пострадало в результате нескольких жарких летних сезонов и массового размножения лесных паразитов - жука-типографа и жука-усача. В результате возникло огромное количество (около 100 млн кбм.) непригодной для традиционной в нашем регионе переработки древесины. И сегодня надо срочно решать эту проблему, чтобы древесное сырье не пропало окончательно. Пора подумать либо об организации нового химического производства, либо о выпуске плиты МДФ, или клееных щитов, или другой продукции глубокой переработки древесины. Иначе крупные собственники, работающие в этих лесных угодьях, просто уйдут из-за невыгодности лесозаготовок. Люди останутся без работы, предприятия обанкротятся. И самое страшное, что может произойти, это случится большой пожар, о котором долго еще будут вспоминать не только в нашей области, но и в целом по России.

Эх, дороги:

В мае 2005 года в своем послании Архангельскому областному Собранию депутатов глава администрации Архангельской области Николай Киселев заявил: "Пора поставить точку в долгих и бессмысленных спорах об участии государства в строительстве лесных дорог. У областной власти есть возможность участвовать, и она будет это делать".

Сегодня департамент ЛПК и депутаты областного Собрания задумались о создании специальной областной программы под названием "Лесные дороги". Более того, по предварительной информации, в областном бюджете 2006 года средства на поддержку лесопользователей в отношении строительства дорог в лесу будут предусмотрены. Важно только точно выработать порядок выделения этих средств, а также определить перечень объектов, которые будут финансироваться за счет этой программы. А насколько государственная поддержка нужна лесозаготовителям, видно из цифр, приведенных генеральным директором ООО "Илимсеверлес" Сергеем Аншуковым. В 2004 году возглавляемое им предприятие потратило на строительство дорог 5,6 млн. рублей, тогда как в этом году в бюджете пришлось заложить 9 млн. И это только послед-ствия повышения цен. Неимоверно быстро, по словам Сергея Аншукова, растут и цены на топливо, несмотря на все попытки государственного регулирования. Такое положение дел возможно только из-за отсутствия конкуренции на топливном рынке региона.

В преддверии форума

Мы начали с того, что разговоры о рентабельности работы лесной отрасли поднимаются ежегодно на федеральном и региональном уровнях. В этом году традиционно в Санкт-Петербурге соберется очередной Международный лесопромышленный форум. Представители министерств и ведомств будут говорить правильные речи. Так продолжается уже несколько лет подряд.

Но создается впечатление, что говорятся эти речи "для галочки". И у российских чиновников даже самого высокого ранга нет четкого представления о том, как же наладить лесные отношения. Так, чтобы и государству, и бизнесу было по- настоящему выгодно заготавливать и перерабатывать, главное возобновляемое богатство России - лес.

О "ключе" к недрам и продовольственной безопасности (Правда Севера)

В Архангельске вчера прошла тридцатая юбилейная конференция Парламентской ассоциации Северо-Запада

Представители законодательной власти регионов-соседей сказали недвусмысленное "нет" проекту федерального закона "О недрах", который обсуждается в Думе, и выразили свою озабоченность хроническим недофинансированием агропрома.

Из доклада Беллы Забровской, заместителя председателя комитета по бюджету, налогам и экономическому развитию госсовета Республики Коми, следует один вывод: регионы не хотят отказываться от "принципа двух ключей" при распределении природных богатств (один ключ от недр - у региональных властей, другой - у федеральных). Новый законопроект, по сути дела, лишает субъекты Федерации значительных налоговых поступлений от нефти, газа и прочих природных ресурсов. Права на свой "ключ" регионы намерены отстаивать до последнего. В итоговом документе форума принята жесткая формулировка: политика федерального центра в отношении недропользования фактически ведет к тому, что огромные природные богатства будут переданы в руки немногих монополистов, что противоречит Конституции.

Надежда Павловская, председатель постоянной комиссии Архангельского областного Собрания депутатов по аграрным вопросам, обосновала справедливость требований в письме, направленном в адрес президента Владимира Путина и премьер-министра Михаила Фрадкова. Суть этих требований проста: поддержите село материально. Сумма этой поддержки в масштабах страны пока что крайне незначительна. Импорт продовольствия доходит до 40 процентов. В документах конференции сказано прямо: это реальная угроза продовольственной безопасности страны.

К мнению парламентариев из регионов федеральные власти прислушиваются волей- неволей. Ведь если две трети субъектов Федерации выскажутся против проекта того или иного федерального закона, этот законопроект будет отклонен.

Руководителем парламентской ассоциации Северо-Запада на конференции избран председатель архангельского областного Собрания Виталий Фортыгин.

Во время обсуждения среди парламентариев царило единство. А новый лидер ассоциации Виталий Фортыгин тем временем готовил стул для "трона".

Особенности поведения младших школьников на дороге (Заря)

По данным статистики, 11 % от общего числа пострадавших в дорожно-транспорных происшествиях - дети в возрасте 7-16 лет.

Существует утверждение, что обучение и воспитание начинаются с первых месяцев жизни. Это утверждение, если оно даже не полностью относится к безопасности дорожного движения, не так уж далеко от истины. В современном мире дорожное движение является одним из основных процессов, который привлекает ребёнка в самом раннем возрасте. Автомобиль даёт возможность открыть и познать внешний мир, не случайно же очень часто первыми игрушками являются автомобили.

Возрастной "пик" попадающих в ДТП приходится на 7-14 лет, т.е. на детей, обучающихся в начальных и средних классах школы. Это объясняется, с одной стороны, тем, что в связи с поступлением в школу многие дети впервые становятся самостоятельными пешеходами, а с другой - особенностями психики детей этого возраста.

Ребёнок до 8 лет плохо распознает источники звуков и слышит только те звуки, которые ему интересны.

В то время как взрослые, оценивая ситуацию на дороге, слышат, откуда доносится шум приближающейся машины, детям значительно труднее определить это направление. Поле зрения ребёнка гораздо уже, а сектор обзора на 15-20% меньше, чем у взрослого. Поэтому когда дети бегут, они смотрят только вперёд, в направлении бега, и машины слева и справа остаются ими не замеченными.

Реакция у ребёнка по сравнению с нами более замедленная. Времени на то, чтобы отреагировать на опасность, ему нужно значительно больше. У взрослого пешехода на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать её, принять решение и действовать, уходит примерно 0,8-1 сек. Ребёнку же требуется 3-4 сек., а такое промедление может оказаться опасным для жизни. Даже чтобы отличить движущуюся машину от стоящей, семилетнему ребёнку требуется до 4 сек., а взрослому на это нужно лишь четверть секунды.

Кроме этого, надо иметь в виду маленький рост ребёнка, "скрывающий" его от водителей. Шаг не такой длинный, как у взрослых, поэтому, пересекая проезжую часть, он дольше находится в зоне опасности.

У детей центр тяжести тела заметно выше, чем у взрослых, - во время быстрого бега и на неровной дороге, споткнувшись, скажем, о край тротуара, они неожиданно могут упасть, потеряв равновесие.

Малыши не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на крик родителей или сигнал автомобиля они реагируют со значительным опозданием. Мозг маленьких детей не в состоянии уловить одновременно более одного явления. Внимание ребёнка сосредоточено на том, что он делает. Он может в одно мгновение перейти от плача к смеху, догнать приятеля, уже перешедшего на другую сторону дороги, или подобрать укатившийся мячик - это гораздо важнее для него, чем надвигающаяся машина.

Восприятие дорожного движения у детей затрудняется чаще всего отсутствием одновременности восприятия изменений формы и положения объекта в пространстве. Чем больше размер машины, чем значительнее её отличия от общего цветового фона и звуков окружающей обстановки, тем "быстрее" дети представляют движение.

Ориентация налево-направо приобретается детьми не ранее чем в 7-8 летнем возрасте, а во многих случаях и позже. У младших школьников технических знаний о видах поступательного движения транспортных средств практически еще нет, и они часто подменяются представлениями, основанными на аналогичных движениях из микромира игрушек.

Например: многие дети имеют убеждение в том, что реальные транспортные средства могут в действительности сразу останавливаться на месте точно так же, как и игрушечные. Вообще разделение игровых и реальных условий происходит у детей постепенно. Особенно интенсивным и планомерным этот процесс становится во время обучения в школе. Безопасность собственного поведения в условиях движения зачастую детьми недооценивается. При проведении бесед в школах, большинство детей на вопрос: "Какую опасность при переходе проезжей части представляет приближающийся автомобиль?" - отвечают одинаково: "Может наехать, если перебегать очень близко".

При этом никто не говорит о том, что приближающийся автомобиль может скрывать за собой другой, который обгоняет его. Способность переключать внимание на важные источники информации детям менее присуща, чем взрослым.

Роль внимания в дорожном движении настолько несомненна и велика, что в большинстве стран требование "быть внимательным" предъявляется всем участникам движения в законодательном порядке. К сожалению, в наших правилах дорожного движения это требование пока отсутствует, хотя практически быть внимательным надо постоянно.

Психофизиологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста во многом определяют их поведение на дороге. Учитывая их, родители и учителя могут многое сделать для предупреждения дорожно-транспортных происшествий с детьми.

Детская импульсивность и спонтанность, суженное восприятие, рассеянное внимание, почти полное отсутствие опыта и развитых способностей предвидения последствий своих действий и поведения окружающих обуславливают резкие изменения в поведении ребёнка (смена направления движения, внезапная остановка), которые с большим трудом могут быть предугаданы другими участниками движения. Все эти обстоятельства заставляют отнести детей младшего дошкольного возраста к категории пешеходов с повышенным риском.

Отсюда излишне говорить, что риск на дороге со стороны пешехода недопустим. Воспитание психологической установки на исключение риска должно осуществляться с учётом психофизиологических возрастных особенностей детей, их повышенной склонности к рискованным действиям и половой принадлежности (имеется в виду готовность к риску, свойственная в большей мере мальчикам, чем девочкам).

В возрасте приблизительно от 6 до 10 лет ребёнок постепенно становится всё более независимым. В этот период он начинает самостоятельно передвигаться по дороге, и поэтому обучение его правилам дорожного движения приобретает особенно важное значение. Станет он здравомыслящим пешеходом, обладающим навыками безопасного поведения на дороге, или вырастет неисправимым нарушителем и потенциальной жертвой дорожно-транспортных происшествий? Роль взрослых в целом в этом вопросе переоценить невозможно.

Не смогли спрогнозировать ситуацию или наделали ошибок? (Трудовая Коряжма)

Государственные и муниципальные органы анализируют, в чем причина высоких налогов

Несколько лет назад неожиданно для себя большинство из нас стало собственниками недвижимости. Объявили приватизацию квартир, и люди, никогда ничего по-крупному не имевшие, массово стали жилье приватизировать. Кроме того, закончилась система бесплатного распределения жилья, мы стали его покупать, что само по себе подразумевало право на собственность. Во всем мире недвижимое имущество облагается колоссальными налогами.

Поэтому в Израиле, к примеру, предпочитают строить дома, но слегка не достраивать: пока недвижимость находится в стадии незавершенки, налог на нее не взимается. В фильмах нередко показывают, что американцы предпочитают жить в трейлерах либо на яхтах: таким образом они "уходят" от налога на недвижимое имущество.

Мы, став собственниками, по инерции ничего не хотим знать о законах, которые регулируют наше имущественное право (прочитайте сегодняшнюю публикацию на 9 странице газеты). Мы, во всяком случае, знаем о них немного. Подозреваю, что большинство читателей - тоже. По большому счету, все российские граждане, государственные структуры осваивают принципиально иные отношения. И хоть возникают они не по нашему желанию, привыкать к ним придется.

В прошлом номере "ТК" мы писали об уведомлениях налоговой службы об уплате налога на имущество физических лиц. Сложно представить, скольких горожан эти квиточки повергли в шок. К нам пришел читатель, которому предлагали уплатить за трехкомнатную квартиру и дом в Заречье 10558,74 рубля! "ТК", разумеется, не могла не "влезть" в эту тему.

Когда начальник финансового управления городской администрации Ольга Бушуева по нашей просьбе проверила читательский квиток, оказалось, что в налоговой неправильно применили коэффициент в исчислении налога на дом в Заречье, следовательно, и сумму налога завысили в несколько раз.

Налог на имущество физических лиц введен федеральным законом в 1991 году. Его редакция несколько раз пересматривалась, и на сегодняшний день действует поправка, внесенная в июле 1999 года. В ней оговорено, что ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Но при этом дана жесткая "вилка", пределы которой депутаты (в нашем случае - Городской Думы) перешагнуть не могут. Думаю, имеет смысл ее привести.

Надо заметить, федеральный закон предписывает начислять налоги за суммарную стоимость имущества. Чего, похоже, наша налоговая до нынешнего года не делала. У обратившегося к нам читателя, к примеру, в прошлом году и за квартиру, и за дом в Заречье начислена минимальная ставка налога, хотя суммарная стоимость имущества претендовала на вторую строчку в шкале. Видимо, прошла проверка, и налоговой инспекции указали на неверное исчисление. В этом году налог определяли уже в соответствии с федеральным законодательством.

Но... федеральный закон в данном случае - рекомендация с определенными ограничениями для органов местного самоуправления. Мы уже писали, что в соответствии с "верхним" законом в 2000 году Городская Дума приняла свою "сетку" налоговых ставок. И до сего дня на территории Коряжмы она следующая.

Ставки действуют с 2001 года, но почему они раньше не били по кошельку? Дело в том, что все наше зарегистрированное имущество каждый год подвергается переоценке. Этим занимается на основе федеральных законов государственная контора - бюро технической инвентаризации.

По словам директора Коряжемского филиала государственного учреждения "БТИ Архангельской области" Нины Мизгиревой, с момента принятия местными депутатами ставок налога инвентаризационная стоимость строений деревянных выросла в 1,95 раза, кирпичных и панельных - в 2,7. Уловили, в чем суть? Во-первых, до прошлого года налоговая брала налог за каждое строение отдельно, в силу этого даже недавно построенная трехкомнатная квартира облагалась по ставке 0,09 процента от инвентаризационной стоимости.

В этом году БТИ провело переоценку недвижимого имущества, и его инвентаризационная стоимость увеличилась на 17 процентов. То есть владелец трехкомнатной квартиры автоматически "вылетал" на ставку 0,29 процента. И считать стоимость имущества стали в совокупности. В результате многие из горожан, имеющие квартиру, дачный дом и гараж, попали в разряд сверхбогатых людей. Слышала, что учительница получила уведомление на уплату 13 тысяч рублей. Представляете, как она пережила эту новость? Впрочем, рассуждать, наверное, уже хватит. Давайте дадим слово "компетентным органам".

Налоговая инспекция

- Имущественный налог исчисляется с суммарной оценочной стоимости недвижимого имущества, которое находится в собственности гражданина, -поясняет главный госналоговый инспектор отдела камеральных проверок Межрайонной ИФНС N2 Марина Добрецова. - Что это означает? Допустим, у вас есть квартира и дача. Их стоимость, определенная по оценке БТИ, складывается. И далее, в зависимости от того, какая получилась сумма, применяется конкретная налоговая ставка. Ставки приняты решением Городской Думы от 7 сентября 2000 года. Если суммарная стоимость имущества не превышает 300 тысяч рублей, налог рассчитывается по ставке 0,09%. От 300 тысяч до 500 тысяч - 0,29%, свыше 500 тысяч - 1,99%.

- Но ставки не изменились. За счет чего тогда увеличились налоговые платежи?

- Во-первых, в этом году БТИ провело переоценку недвижимого имущества, в результате которой его инвентаризационная стоимость увеличилась примерно на 17%.

Кроме того, если раньше платежи за гаражи взимались отдельно, то теперь и они включаются в суммарную стоимость недвижимости. Давайте разберем эту ситуацию на конкретном примере. Допустим, у человека есть квартира, инвентаризационная стоимость которой - 250 тыс. рублей, и гараж - 80 тыс. До этого года он платил налог отдельно с квартиры, и платеж равнялся: 250x0,0009 - 225 рублям. Теперь платеж рассчитан с суммарной стоимости квартиры и гаража, которая составляет 330 тыс. рублей. А это значит, что налог уже исчисляется по ставке 0,29%: 330x0,0029 - 928 рублей.

- 928 рублей - это уже очень ощутимо. Но у некоторых платеж превышает 10000 рублей...

- Такое вполне может быть. Многие коряжемцы имеют не по одной квартире. Их общая цена с учетом роста инвентаризационной стоимости на 17% легко могла перевалить за 500 тысяч. К нам, например, приходил гражданин, у которого 2 квартиры, 2 гаража и еще 2 дачи. А, как я уже сказала, в таких случаях применяется ставка 1,99%. Умножим 500 тысяч на 0,0199 и получим примерно 10 тысяч рублей.

- Но, согласитесь, такие платежи разорительны даже для горожан со средним достатком.

- К сожалению, Городская Дума в 2000-м году приняла очень высокие ставки. Хотя у нее был выбор. Например, в законе о налоге на имущество при стоимости недвижимости от 300 до 500 тысяч предлагается такая вилка - от 0,1 до 0,3%. Получается, наш представительный орган практически взял верхний предел. Но в то время, наверное, это было оправдано, поскольку инвентаризационная стоимость имущества была очень низкой. Однако за эти годы она значительно возросла. И, может быть, Городской Думе стоит пересмотреть налоговые ставки в сторону уменьшения.

Конечно, в каких-то случаях возможны и ошибки. Те, кто сомневается в правильности исчисления налога, пожалуйста, подходите в налоговую инспекцию, будем разбираться в каждом конкретном случае. Можно также позвонить по телефонам: 5-88-81, 3-18-46 и 5-92-19.

Бюро технической инвентаризации

-Мы провели огромную работу по созданию базы данных по имуществу физических лиц, - сказала директор Коряжемского филиала государственного учреждения "БТИ Архангельской области" Нина Мизгирева. - Но наша электронная версия не состыковалась с базой налоговой инспекции. В результате все данные, видимо, инспекторам пришлось вводить вручную. Это колоссальный труд.

После получения уведомлений к нам стали приходить люди, которые сверяют данные налоговой и наши по инвентаризационной стоимости строений. Если в отношении квартир особых сомнений нет, то к деревянным строениям, похоже, налоговая применила не тот коэффициент для исчисления налога. Как, кстати, получилось в случае с вашим читателем.

Наше учреждение выдает справки на платной основе, но, учитывая остроту ситуации, мы приняли решение не брать денег за уточнение сумм. Договорились с налоговой,что на уведомлениях будем проставлять правильные цифры, а она потом пересчитает налог.

Нина Александровна посоветовала всем, у кого в числе имущества есть деревянные строения (квартиры - тоже), прийти в БТИ и сверить данные. Кроме того, она сказала, что горожане должны знать о льготах, чтобы деньги с них не брали ошибочно. Полностью от налога на строения освобождаются собственники-пенсионеры. Не облагаются налогом дачные строения, если они занимают в совокупности площадь менее 50 квадратных метров.

-Была ли такая проблема в прошлом году?

-Нет. В прошлом году к нам пришел всего лишь один человек, в собственности у которого были две квартиры, и с него взяли налог по максимальной ставке. Но он быстро сообразил, что надо делать, - переписал вторую квартиру на жену.

По мнению Нины Александровны, налоговая должна была предвидеть ситуацию, и хотя бы представить в органы местного самоуправления анализ, на основе которого депутаты смогли бы принять меры в отношении ставок.

Мизгирева не склонна драматизировать ситуацию. Наоборот. Она считает, что проблема, возникшая с налогообложением, заставит горожан прийти в БТИ и уточнить все данные об их недвижимости. Это будет на пользу им самим.

Финансовое управление администрации города

Мнение начальника финансового управления городской администрации Ольги Бушуевой мы приводили в прошлом номере. Для нее лично новость о "сверхналогах" свалилась как снег на голову.

-Органы местного самоуправления не располагают данными об имуществе физических лиц, нам такую ситуацию спрогнозировать было невозможно. В 2000 году, когда принимались ставки налогов, все было резонно. Рядовые горожане почти все платили налог по минимальной шкале. Но были и те, у кого в собственности имелось по нескольку квартир. Они их сдавали в наем, налогов с доходов не платили. А между тем пользовались льготами на оплату коммунальных услуг, которые потом возмещал местный бюджет.

Узнав о нынешней ситуации, Ольга Александровна сказала, что администрация изучает проблему и пытается понять, в чем тут причина - в ошибочно начисленных суммах или в неадекватной ставке налогов. И как мы уже писали, вполне возможно, что сентябрьская сессия Городской Думы вернется к вопросу о ставках налога на имущество физических лиц.

Кстати, ни администрация, ни Дума большого роста поступлений этого вида налога не планировали. В доходной части бюджета 2004 года обозначена сумма в 1 млн 360 тыс. рублей, в 2005 - 1 млн 600 тыс. Несложно посчитать, что прогнозировали небольшое увеличение за счет роста числа собственников (люди по-прежнему приватизируют, покупают и строят недвижимость).

Предполагаем, что нынешнюю ситуацию органы местного самоуправления отрегулируют в пользу не самых богатых людей. Но не случайно начали публикацию с того, что, став собственниками, мы должны научиться мыслить категориями собственников, научиться управлять недвижимостью с экономической точки зрения. Для этого надо привыкать не "прятать голову в песок", а что-то читать, что-то анализировать, прогнозировать. Федеральная власть уже который год пытается выстроить систему полномочий, то есть определить: кто в нашем государстве за что отвечает и кто эти обязательства оплачивает.

Известно, что в недалеком будущем доходы муниципалитетов по большей части будут состоять из налогов на землю и налогов на имущество физических лиц. Чтобы муниципалитету выполнять свои функции, органы местного самоуправления будут вынуждены повышать ставки налогов, в том числе и на недвижимость. Как горожанам в этом случае выстраивать свою личную экономику?

Во-первых, надо четко знать таблицы, которые приведены выше. Интересоваться инвентаризационной стоимостью построек. И вычислять: если ваша собственность в совокупности тянет на высшую шкалу, то надо ли ее собирать в одни руки? Может, проще перераспределить квартиры-гаражи-машины на своих домочадцев? В 2006 году федеральный закон делает очень выгодными варианты дарения близким родственникам, может, этим и воспользоваться?

Государство уже объявило, что в скором времени налоги на недвижимое имущество будут взиматься не с инвентаризационной стоимости строений, а с рыночной. Представляете, какой квиток к вам придет завтра? И в силу этого нам с вами все равно рано или поздно придется стать юридически грамотными людьми, научиться защищать свои права и разбираться в том, о чем думать совсем не хочется. Но вариантов - нет.