В 2020 году зарегистрировались 1,4 млн самозанятых. Это, действительно, значимый результат, особенно если взять во внимание то, что эксперимент закончился только летом, и в полноценном режиме во всех субъектах федерации новый налоговый режим действует только пол года, заявил корреспонденту ИА REGNUM директор по развитию продуктов платформы «Рокет Ворк» Вячеслав Аскалепов.

«Также впечатляюще выглядит динамика — по данным ФНС каждый день самозанятость регистрируют более 5000 человек. Такой рост легко объяснить в первую очередь простотой регистрации — оформить самозанятость можно за пару кликов в приложении, а из документов потребуется только паспорт и ИНН.
К тому же, новый налоговый режим все чаще привлекает тех, кто столкнулся с падением доходов или потерей работы. Так, самозанятость открывает простой путь к личной предпринимательской деятельности или позволяет получить доступ к большому количеству проектных работ и краткосрочных контрактов.
Бизнес тоже интересуется самозанятыми, особенно в эпоху всеобщей удаленки, когда резко растет спрос не только на синих воротничков: таксистов, курьеров, но и работников интеллектуальных сфер — фрилансеров.
Такое сотрудничество оказывается для бизнеса более выгодным, чем стандартные договоры гражданско-правового характера из-за низких налоговых ставок и необязательности страховых взносов. А в кризис экономить привыкли все.
Это же касается и микро‑ и малого бизнеса — вчерашних индивидуальных предпринимателей, которые столкнувшись с падением доходов в кризис перешли в новый статус, и тем самым существенно сократили налоговые издержки.
Все это говорит, что в будущем новый налоговый режим только продолжит набирать обороты, а во многих сферах, например в строительстве, которая показывает особый спрос на самозаняитых граждан, самозанятость может стать приоритетной формой занятости.
Коронавирус серьезно подстегнул цифровизацию бизнеса. Те, кто не успел вовремя перейти в онлайн, понес убытки, те же, для кого переход на удаленное потребление не был проблемным изначально, смогли серьезно улучшить показатели и по аудитории и по прибыли.
В первую очередь, речь про компании, которые обеспечивали досуг на удаленке, это как раз игровой бизнес — в 2019 году мировой доход от мобильных игр вырос до $68,5 млрд. По оценкам Newzoo, к концу 2020 года эта цифра достигнет $76,7 млрд — рост на 12%.
Также сильно выросли стриминговые сервисы, в этом году им удалось заработать даже больше чем классическим кинотеатрам ($49,4 млрд против $14,3 млрд). До конца 2024 года рынок онлайн видео продолжит рост в среднем на 13,4% в год, по данным PWC. Но подьеме и ED-Tech — онлайн образование в этом году выросло по меньшей мере на 8%.
Росли социальные сети, онлайн-ритейл, и все, что связано с мобильностью: доставка еды, такси, курьерские службы. Логично предположить, что тренд на удаленное потребление останется с нами и после пандемии. Людям нравится такой формат, он банально удобнее. Поэтому и рост в этих отраслях сохранится и в 2021 году.
В 2020 году правительство РФ уже поддерживало самозанятых — так, каждому новоиспеченному плательщику НПД в этом году полагался налоговый депозит в размере 10 тыс. рублей.
Также во время кризиса самозанятые также могли претендовать на дополнительный вычет в размере МРОТ. В 2021 правительство поддержит несовершеннолетних самозанятых в размере дополнительного налогового вычета в 12 тыс. 130 рублей.
Повысить привлекательность нового налогового режима можно, продлив практику с налоговыми вычетами и на 2021 год. Также необходимо обеспечить самозанятым простой доступ к банковский кредитам.
Решающую роль может сыграть развитие инфраструктуры предложений для самозанятых, так чтобы карьерные предложения для СМЗ были агрегированы не только в коммерческих маркетплейсах для поиска работы, но и в государственные службы занятости.
Ну и не стоит забывать, что сейчас самозанятые — одна из наименее социально защищенных групп трудящихся — они не могут претендовать на страховую пенсию или медицинскую страховку — это делается за их счет.
Возможно, правильным было бы подумать о льготах в этой сфере: например субсидировать часть затрат на ежегодные страховые взносы самозанятых. Возможно, что-то из этого будет реализовано уже в 2021 году, так как правительство действительно заинтересовано в сокращении теневой экономики.
Самозанятость сейчас закрывает целый комплекс насущных вопросов. В первую очередь — сокращение теневой занятости, и, как результат новый источник налоговых поступлений в бюджет. Только в этом году ФНС «обелила» доходов от НПД более чем на 130 млрд. рублей.
Для бизнеса работа с самозанятыми позволяет существенно сократить кадровые издержки, что в период кризиса также очень важно. Поэтому можно ожидать, что рост самозанятых продолжиться и в следующем году. Так, опираясь на сегодняшнюю динамику, к концу 2021 года можно ожидать прирост как минимум еще в 2 млн человек.
Для государства — это означает еще большие налоговые поступления. Для бизнеса возможность легко решить кадровый вопрос, когда дело касается краткосрочных контрактов.
Для простых граждан самозанятость — возможность найти легальную подработку или запустить собственный бизнес без лишних административных барьеров и сборов, что также позитивно скажется на общей предпринимательской атмосфере в стране.

Читайте также: Люди стали для власти «новой нефтью» — о самозанятых в России