Лидер белорусского автомобилестроения находится в затяжном кризисе, который, вопреки расхожему мнению, не имеет никакого отношения ни к состоянию экономики, ни к сокращению добычи угля, ни к пандемии коронавируса.

Самосвал «БелАЗ»
Самосвал «БелАЗ»
Иван Шилов © ИА REGNUM

Как и раньше, «БелАЗ» считается настоящим гигантом в прямом и переносном смысле: на производство карьерных грузовиков в городе Жодино приходится треть всего мирового рынка этих машин. Что характерно, сама Белоруссия особой нужды в таких самосвалах не испытывает, поэтому доля экспорта составляет более 95% — «БелАЗ» поставляет самосвалы в 80 стран мира. Включая, конечно, Россию. И это самый важный момент, так как именно Россия является основным покупателем. На РФ приходится около двух третей экспортных поставок «БелАЗа». И продажи за рубеж — это де-факто смысл работы предприятия. В самой республике востребована лишь одна двадцатая продукции завода.

Зимой 2018−2019 года на предприятии наступил самый глубокий за последнее время кризис, производство было сокращено почти вполовину, а чистая прибыль за 2018 год снизилась на 32 миллиона евро. Дальше — не лучше. Согласно отчетности компании, в ноябре 2019-го производство сократилось на 43,7%, за декабрь — на 52,9%, за январь текущего года — на 51,7%, за февраль — на 63%, за март — на 47,9%.

Заводские экономисты объясняют это тем, что грузовики просто стали меньше покупать, естественно, кивая на падение экономических показателей как в России, так и во всём мире.

 «БелАЗ» на выставке «Судьба гигантов»
«БелАЗ» на выставке «Судьба гигантов»
Belaz.by

Левая рука рубит правую

Но в реальности убытки «БелАЗа» напрямую зависят от недобросовестной работы официальных дилеров завода, то есть и без того страдающее от закредитованности предприятие подводят собственные же партнеры, заинтересованные в своей выгоде, но никак не в процветании Белорусского автомобильного завода. Долги которого перед ЕБРР и другими банками исчисляются десятками миллионов долларов, параллельно растет долг и перед Фондом национального развития — с 2019 года «БелАЗ» попросту перестал делать туда отчисления.

Давайте разберемся, как именно проходят продажи из РБ в РФ. Машины сначала приобретает дистрибутор, российская компания АО «Торговый дом БелАЗ», после чего продает их дилерам (всего их десять), а те уже передают продукцию конечным покупателям. Любые другие схемы исключены.

«Торговый дом БелАЗ» зарегистрирован в России, однако владельцы — из Белоруссии. Это Президентский спортивный клуб, возглавляемый сыном Александра Лукашенко, 40-летним Дмитрием, и сам завод-производитель. Пост генерального директора занимает Алексей Лямин. То есть схема, на первый взгляд, верна и проста. Дилеров контролирует верный белорусским властям человек, и всё должно идти как по маслу. Но не идет.

Карьерный самосвал БелАЗ-75137 грузоподъемностью 130-136 тонн
Карьерный самосвал БелАЗ-75137 грузоподъемностью 130-136 тонн
Belaz.by

90 миллионов для Кузбасса

Возьмем для примера несколько громких разбирательств. В первом из них фигурирует один из официальных дилеров, ООО «Белаз-24», а также компания из Новокузнецка, ООО «ПромУгольСервис». Именно она получила 90 миллионов рублей якобы за доставку и монтаж карьерного грузовика. Но что такое этот «ПромУгольСервис»? Уставный капитал — 10 тысяч рублей, штат сотрудников — 4 человека. А профиль деятельности — «торговля оптовая твердым, жидким и газообразным топливом, аренда грузового автомобильного транспорта с водителем и лизинг прочих сухопутных транспортных средств и оборудования».

Параллельно с этим за компанией числятся долги более чем на 6 миллионов рублей, а также неуплаченные налоги на сумму более 7 миллионов. Средств на счетах нет. Фактически без пяти минут фирма-банкрот. Причем информация эта открытая, что в том числе отметил истец в ходе судебного заседания. Естественно, 90 миллионов в Белоруссию так и не пришли. Кажется очевидным, что дилер осознанно принял участие в крупной финансовой махинации.

Из материалов суда: «При надлежащей добросовестности и осмотрительности генеральный директор ООО «Белаз-24» Тифус Е.Е. имел возможность проверить эту информацию через общедоступный сервис «Прозрачный бизнес» на сайте ФНС России Из всего изложенного следует, что оспариваемые договоры были заключены генеральным директором ООО «Белаз-24» в ущерб интересам общества, при понимании того факта, что обществу причиняется явный ущерб в результате заключения и исполнения сделок, которые другая сторона заведомо не имеет возможности исполнить».

Сборка самосвала в цехе главного конвейера ОАО «БелАЗ»
Сборка самосвала в цехе главного конвейера ОАО «БелАЗ»
Belaz.by

Миллиардеры на день

Случай номер два. Главные фигуранты: всё тот же «Белаз-24» и ООО «Б-24 Майнинг» (что характерно, с Алексеем Ляминым в учредителях). Дилер перевел этой компании 3,5 миллиарда рублей за работы, которые, как было ясно с самого начала, выполнены быть не могли — и в результате исполнителем оказался сам «Белаз-24». Адвокаты миноритария дилера запросили документы по странной сделке, однако подконтрольная Лямину фирма отказалась передавать бумаги.

Случай номер три. Уже знакомый нам дилер в 2018 году берет кредит в Сбербанке на 3 миллиарда рублей. Погасить его необходимо в течение пяти лет. По мнению экспертов, финансовая ситуация компании такова, что выплатить кредит она не сможет. Далее — банкротство и увольнение трехсот сотрудников. Стоит ли говорить, каким ударом это будет для самого «БелАЗа» и его репутации?

Если у завода-гиганта столь странные партнеры, которые постоянно банкротятся и не выполняют своих обязательств, то мало-помалу у действующих и потенциальных покупателей может возникнуть множество вопросов к самому предприятию, которое не в состоянии выстроить нормальный, понятный всем участникам сделки процесс реализации, поставки и сборки грузовиков.

БЕЛАЗ-75180 грузоподъемностью 180 тонн
БЕЛАЗ-75180 грузоподъемностью 180 тонн
Belaz.by

А где деньги?

Еще совсем недавно, в 2018 году, «БелАЗ» сообщал, что произвел больше 800 карьерных самосвалов, способных взять на борт по 90 тонн каждый, что стало рекордом за всю историю завода. При этом экспорт предприятия вырос на треть. Казалось бы, финансовое положение у «БелАЗа» должно быть в полном порядке, с такими-то показателями.

В реальности ситуация складывается следующим образом: прибыль от продаж, получаемая «Торговым домом БелАЗ», составляет 6%, а «доля» дилеров — уже 20%. После чего создаются компании-однодневки (вроде упомянутого выше «ПромУгляСервиса»), и им переводят внушительные суммы якобы за оказание каких-то дорогостоящих работ, которые выполнить микрофирмы без штата и тем более без необходимого оборудования физически не могут. Деньги оседают в России, сам же «Белаз» оказывается с носом.

Схема проста и давно отработана, поясняют эксперты. И в действие она была запущена шесть лет назад, когда в «Торговом доме БелАЗ» сменился генеральный директор. Тогда же произошла резкая смена состава дилеров: предпочтение отдавалось тем, которыми, по странному совпадению, руководили люди, близкие к Алексею Лямину.

Здание заводоуправления ОАО «БЕЛАЗ»
Здание заводоуправления ОАО «БЕЛАЗ»
Belaz.by

Доступ закрыт

Странное получается дело. Под откос катится крупнейший производитель техники в Белоруссии, за счет которого живет город Жодино — из шестидесяти тысяч одиннадцать так или иначе связаны с работой на «БелАЗе», и в значительной степени обеспечивается республиканский бюджет.

Фактически важнейшее предприятие на территории Белоруссии, работая с самым важным для себя российским рынком, выбирает дистрибутора, который делает всё возможное, чтобы максимально сократить денежные потоки, идущие из России. И это при том, что искомого дистрибутора контролирует сын президента Белоруссии. Неужели Дмитрий Лукашенко заинтересован в том, чтобы «БелАЗ» превратился из гиганта в карлика?

Читайте развитие сюжета: Самосвальные деньги. Часть вторая