Сегодня в России, по данным единого реестра объектов инфраструктуры АО Корпорация МСП создано более 750 организаций инфраструктуры для бизнеса. В 2019 году расходы федерального бюджета на эти цели составили около 16 млрд рублей. Однако, несмотря на существующие меры поддержки, малый бизнес в России по-прежнему находится в сложной ситуации и развивается крайне медленно. Об этом сообщил участникам дискуссионной площадки «Инструменты поддержки и проблемы бизнеса — два берега одной реки?» президент Торгово-промышленной палаты России (ТПП РФ) Сергей Катырин.

Обсуждение эффективности институтов поддержки предпринимательства прошло в рамках Второго всероссийского форума семейного бизнеса «Успешная семья — успешная Россия», организованного ТПП РФ.

Эту тему в федеральной палате обсуждали уже не раз. Несмотря на многомиллиардные государственные вложения, по состоянию на август 2019 года, количество субъектов малого и среднего предпринимательства в стране сократилось по сравнению с прошлым годом почти на 4%. Почему меры, направленные на поддержку бизнеса, не дают нужного эффекта?

Свои мнения по этому вопросу высказали заместитель министра экономического развития России Вадим Живулин, депутат Государственной Думы Татьяна Алексеева, руководитель Дирекции организации правовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) АО «Корпорация МСП» Алексей Шестоперов, управляющий директор дивизиона «Малый и Микро бизнес» ПАО Сбербанк Егор Калина.

«Участие Сбербанка в такой дискуссии во многом показательно, — отметили в ТПП РФ. — Формально к институтам поддержки бизнеса он не относится. Но тут реализуется специальная программа популяризации предпринимательства, а также ряд соответствующих банковских и небанковских продуктов. Уже сейчас начинающие предприниматели могут получить в Сбербанке не только кредиты и льготное обслуживание. Здесь оказывают содействие в регистрации своего бизнеса онлайн, помощь в повышении квалификации через различные программы обучения и мастер-классы, в поиске и расширении полезных контактов на базе медийной платформы и многое другое.

Таким образом, Сбербанк становится не только финансово-кредитной организацией, заинтересованной в притоке новых клиентов, но и институтом развития, нацеленным на стимулирование и развитие предпринимательского сектора в экономике России в целом».

В обсуждении основной темы дискуссии приняли участие также руководители региональной инфраструктуры поддержки бизнеса, центров «Мой бизнес»: Брянской, Липецкой областей и города Москвы, представители бизнеса из Московской, Курской, Ярославской, Белгородской, Кемеровской областей, Приморского края, а также руководители торгово-промышленных палат Москвы, Ростовской, Липецкой, Воронежской, Калужской, Ярославской, Волгоградской областей, Еврейской АО.

«В нормативных документах перед инфраструктурой поддержки МСП поставлена задача выполнения количественных показателей работы. Однако отсутствуют показатели оценки, которые бы измерили удовлетворенность конечного потребителя их услуг — субъектов МСП реализуемыми инструментами поддержки бизнеса и их соответствием ожиданиям предпринимателей. То есть, по сути, институты поддержки лишены обратной связи, а это сказывается на эффективности их работы», — заметил в ходе дискуссии глава федеральной палаты.