Президент России Владимир Путин подписал закон «О внесении изменений в федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и федеральный закон «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», направленный на совершенствование правового регулирования обращения с отходами I—II классов опасности. Закон был принят Государственной думой РФ 17 июля и одобрен Советом Федерации 23 июля.

Документ направлен на то, чтобы создать единую для всей страны систему обращения с промышленными отходами первого и второго класса опасности. Это отходы, образующиеся в результате деятельности предприятий. К первому классу опасности относятся отходы, наносящие непоправимый вред окружающей среде, ко второму те, чей вред может быть нейтрализован лишь через 30−40 лет.

С инициативой по приведению в порядок ситуации в области обращения с особо опасными промышленными отходами выступило Министерство природных ресурсов и экологии. Ежегодно в России образуется 400 тысяч тонн таких отходов. Только 1,5% из них обезвреживаются и утилизируются. Нет национальной системы учета особо опасных отходов, большинство из них хранится бессистемно и бесконтрольно. Задачей новой системы будет создание современных центров обезвреживания и утилизации отходов первого и второго класса опасности.

Государственное регулирование будет касаться сбора данных, контроля и установления ответственности за экономически эффективную и безопасную систему договорных отношений в рамках системы.

Закон предусматривает, что в обязательном порядке в федеральную схему мощностей будут включены индивидуальные предприниматели, юридические лица, имеющие лицензии на осуществление деятельности по обработке, обезвреживанию, утилизации и размещению отходов I и II классов опасности.

По предложению Минприроды, полномочиями по созданию системы обращения с особо опасными отходами будет наделена госкорпорация «Росатом», сумевшая накопить успешный опыт в создании аналогичной системы в обращении с радиоактивными отходами.

В рамках создания мощностей по утилизации опасных промышленных отходов планируется перепрофилирование предприятий по уничтожению химического оружия в Кировской, Курганской, Саратовской области и Удмуртии. В Росатоме создан проектный офис по формирование единой государственной системы обращения с отходами I и II классов опасности. Сейчас разрабатываются проекты по модернизации предприятий с учетом аналогичного зарубежного опыта. Проекты будут вынесены на общественные обсуждения в регионах расположения этих предприятий.

Как отмечают эксперты-экологи, проблема опасных промышленных отходов копилась уже много лет.

«Откладывать решение проблемы по опасным отходам сейчас уже нельзя. В стране начался постепенный переход к новой ступени в области обращения с отходами, фактически с нуля создается новая отрасль», — отмечает Сергей Пермяков, заместитель председателя комиссии по экологии, ЖКХ и развитию территорий Общественной палаты Удмуртской Республики, директор удмуртской Ассоциации переработчиков отходов. Он обращает внимание на проблему не только опасных отходов в промышленности, но и тех, что образуются у населения: «Это ртутные лампочки и батарейки. Куда мы их деваем? Конечно, выбрасываем в мусорное ведро, а затем все это поступает на полигоны ТКО. Ни о какой системе их обезвреживания, а тем более переработки на специализированном предприятии речи не идет».

«Сейчас приводится много доводов о том, что утилизация отходов 1-го и 2-го классов опасности на специальных заводах — это опасное для жизни и окружающей среды производство. Но намного опаснее годами хранить эти отходы на промплощадках предприятий, выбрасывать их вместе с коммунальными отходами, сливать тоннами в подземные воды. Поэтому то, что опасные отходы важно и нужно утилизировать — сомнений нет, то, что это намного безопаснее, чем хранить их годами, дожидаясь экологической катастрофы», — уверен Пермяков.

Эксперт в области обращения с опасными отходами, председатель межрегиональной группы по экологической безопасности Санкт-Петербурга и Ленинградской области Виктория Маркова поясняет, что сегодня многие вопросы обращения с отходами находятся в «серой зоне»: «Во-первых, несовершенна система учета отходов. Более половины наименований отходов I и II класса опасности, включенных в федеральный классификатор, отсутствуют в отчетности 2-ТП (отходы), которую направляют предприятия в Росприроднадзор. Не лучше ситуация с учетом отходов I и II класса на эксплуатируемых объектах размещения и несанкционированных свалках. Во-вторых, у нас недостаточно мощностей по утилизации и обезвреживанию отходов. Их не хватает даже для утилизации образующихся отходов, а ведь необходимо еще обезвредить накопленные ранее отходы и ликвидировать выведенные из эксплуатации объекты размещения, многие из которых эксплуатировались с 1950-х годов. Есть группа опасных отходов, которые запрещены к захоронению с 1 января 2021 года — необходимо срочно создать мощности для их утилизации. Есть проблемные группы отходов с низкой рентабельностью переработки — необходимо создать инструменты государственной поддержки для строительства мощностей по их обезвреживанию и утилизации».

«Фактически, мы уже опоздали с решением проблемы опасных отходов», — говорит Маркова. По ее мнению, пора «прекратить забалтывать эту проблему или неэффективно расходовать выделенные государством средства, иначе мы придем к глобальной экологической катастрофе в масштабе страны».

Рассказывая про историю вопроса, директор Центра объектного мониторинга состояния недр (ОМСН) ФГБУ «Гидроспецгеология» Сергей Святовец напоминает, что многие годы отходы первого и второго класса накапливались и размещались фактически бесконтрольно, часто на обычных полигонах твердых коммунальных отходов или в природной среде, без их обезвреживания и утилизации.

«В такой ситуации возникает риск попадания загрязняющих веществ в подземные, а затем в поверхностные воды. Загрязнение химическими компонентами особо опасных отходов подземных и поверхностных вод повлечет за собой непригодность их использования для питьевых и хозяйственных целей. А как известно, доля одних лишь подземных вод в общем балансе питьевого водоснабжения доходит до 50%», — отмечает директор Центра ОМСН.

В случае неконтролируемого размещения опасных отходов «где придётся» многие земли выйдут из хозяйственного использования.

«Это затронет большую часть населения, что неизбежно приведет к экологической катастрофе в масштабах всей страны. На международном уровне такие события могут нанести имиджевый и экономический удар не только предприятиям, которые работают на внутреннем и международном рынке, но и стране в целом. Откладывание решения данной проблемы влечет за собой прямую угрозу экологической безопасности страны. Чтобы не допустить этого, мы должны решать проблему «здесь и сейчас», — подчеркивает Святовец.