Более половины резидентов ТОСЭР Хабаровского края с 2015 года пользуются налоговыми льготами годами, а затем исчезают. Налогов от резидентов край получил на сумму 223 млн рублей, а потратил на льготы — 413 млн рублей. К тому же из бюджета на создание инфраструктуры в ТОСЭР (дороги, линии электропередачи и прочее) было потрачено 1,7 млрд рублей и планируется потратить ещё 2,3 млрд. Где выгода для региона? Этот вопрос прозвучал на заседании правительства Хабаровского края от губернатора Сергея Фургала, передаёт корреспондент ИА REGNUM.

Экономика
Экономика
Александр Горбаруков © ИА REGNUM

Читайте также: Порто-франко Дальнего Востока в деле и на бумаге: треть инвестиций дутые?

На заседании правительства состоялся разговор об инвесторах, инвестиционной политике в регионе, поддержке приоритетных инвестиционных проектов. Прозвучавшие факты и цифры ещё раз подтвердили: политика в отношении ТОСЭР и порто-франко, «спущенная» в ДФО из Москвы, часто даёт такие сбои, что возникает реальная угроза крушения региональных бюджетов.

Инвестиции
Инвестиции
Markgraf-Ave

В Хабаровском крае на сегодняшний день различные меры господдержки используются в 127 инвестпроектах с общим объёмом инвестиций 443 млрд рублей.

При этом в правительстве края полагают, что далеко не всем инвесторам необходимы послабления в различных сферах, прежде всего в сфере уплаты налогов.

Так, по словам замминистра экономического развития края Дмитрия Палажаченко, теперь инвесторы в лесозаготовительной сфере обязаны будут включать в проекты производственные мощности по переработке древесины, создавать собственную энергетическую инфраструктуру, увеличивать выпуск импортозамещающей продукции, наращивать объёмы переработки древесины.

В крае шесть компаний, занятые добычей драгметаллов, являются участниками региональных инвестпроектов, общий объём инвестиций 6 млрд рублей. И опять в правительстве края задают крайне неудобные вопросы: добыча драгметаллов — высокорентабельный бизнес, а выпадающие доходы по этим проектам в бюджетах всех уровней только за 2017—2018 годы составили 3 млрд рублей. Фактически за три года применения льгот проекты будут полностью компенсированы за счёт бюджетной системы. Собственникам бизнеса, конечно, хорошо. А бюджету и жителям края — плохо.

По поручению губернатора Сергея Фургала подготовлены поправки в региональный закон о налогах и будут пересмотрены условия поддержки подобных проектов. Минэкономразвития края также подготовило предложение об отмене налоговых льгот в Хабаровском крае для краевых приоритетных проектов с 2020 года.

Как уже говорилось, налоговых отчислений от резидентов ТОСЭР край получил на 223 млн рублей. А льгот резиденты от края получили на 413 млн рублей, плюс на 1,7 млрд уже построено инфраструктуры, а в планах траты ещё на 2,3 млрд.

«А у нас есть видение, когда эти проекты могут выйти на нулевую рентабельность?» — поинтересовался губернатор.

Губернатор Хабаровского края Сергей Фургал
Губернатор Хабаровского края Сергей Фургал
Kremlin.ru

Представитель минэкономразвития ответил, что превышение налоговых платежей начинается на 6−7-й год, а полностью «отбивать» бизнес начинает на 10-й год, то есть ждать денег в бюджет стоит не раньше 2026 года.

«А если эти предприятия прекратят своё существование?»
Сергей Фургал

Представитель минэкономразвития края признал, что с момента создания ТОСЭР и на сегодняшний день 60% резидентов фактически уже прекратили своё существование.

«Тогда о каком 2026 годе можно говорить, равно как и о том, что нам на голову прольётся манна небесная?! Надо внимательно посчитать. Через десять лет резиденты должны начать платить налоги, окупать инфраструктуру, которую мы для них построили. А у нас за четыре года 60% резидентов просто исчезло из поля зрения. Как они будут компенсировать эти налоговые льготы, прочие субсидии из бюджета, если они на восьмой год полностью закроются или разорятся?»
Сергей Фургал

Выяснилось ещё, что в крае без проведения торгов было выделено восемь очень перспективных земельных участков под приоритетные проекты. Выделялись земли под хорошие предприятия — торговые центры, например. Никто не против, чтобы бизнес их строил, но при чём тут приоритет, если в торговых площадях в крае недостатка нет?

Выяснилось также, что в крае сложилась практика, когда, если инвестор не выполняет обязательств в срок, договор с ним переподписывают, а сроки сдвигают.

Сейчас с некоторыми участниками приоритетных проектов власти через суд расторгают договоры — строить свои магазины и гостиницы в Хабаровске им придётся уже на общих основаниях.

Порт в Хабаровске
Порт в Хабаровске
Eduard V. Kurganov

Как сообщало ИА REGNUM, цифры в отчётах Минвостокразвития о деятельности резидентов порто-франко часто не соответствуют действительности. Так, в свободном порту Ванино, по данным Минвостокразвития на декабрь 2017 года, было привлечено инвестиций на 82 млрд рублей. Как выяснило ИА REGNUM, треть инвестиций — дутые. Минвостокразвития сообщало, что в порто-франко создаётся 1794 новых рабочих места. Однако есть шансы на то, что появится не более 733 новых рабочих мест. Остальные рабочие места также существуют исключительно в отчётах Минвостокразвития. Точно так же развеялся и миф о 82 млрд привлеченных инвестиций. На деле вышло не более 57 млрд.

Занимавший в то время пост министра по развитию ДФО Александр Галушка очень хвалил в 2017 году Хабаровский край и губернатора Вячеслава Шпорта за привлечение инвесторов в регион, создание новых рабочих мест.