Департамент Москвы по конкурентной политике «порадовал» представителей малого бизнеса известием о том, что с 1 июля 2019 года они смогут участвовать в госзакупках по более удобным правилам — обеспечивать заявку на участие не только деньгами, но и банковской гарантией. Соответствующее сообщение и экспертные комментарии структурное подразделение мэрии Москвы разместило на своём официальном сайте.

Борис Кустодиев. Купец, считающий деньги (фрагмент). 1918
Борис Кустодиев. Купец, считающий деньги (фрагмент). 1918

Однако сообщение департамента сложно назвать «новостью». О том, что с 1 июля 2019 года субъекты малого предпринимательства смогут обеспечивать свои заявки на электронные процедуры банковской гарантией, участники контрактной системы знают еще с 31 декабря 2017 года. Именно тогда в законодательство были внесены поправки, которые предусматривали такую возможность. Только вступление в силу этих правил отложили до 1 июля 2019 года. И всё бы ничего, если бы аккурат 1 июля департамент отписал об этом заметку, напомнив, что с этой даты работать малому бизнесу будет проще. Поэтому насколько уместно департамент называет это правило «новыми изменениями в 44-ФЗ», сказать сложно. Хочется верить, что речь идёт лишь об обороте речи.

Справедливости ради отметим, что в своей заметке департамент по конкурентной политике Москвы ни в чём не ошибся и не солгал. Действительно, новые правила облегчат работу субъектам малого предпринимательства (СМП). С 2018 года государственные закупки в России перевели в электронную форму. Если раньше свои предложения по цене или продукции предприниматели направляли в бумажной форме, то теперь это делается на специально отобранных электронных торговых площадках (ЭТП). При этом участник таких процедур обязан обеспечить своё предложение — заявку. До 1 июля участник должен был перевести определенную сумму денег, размер которой варьировал от начальной (максимальной) цены контракта на специальный счёт. Это правило является страховкой и компенсацией на случай срыва сделки, если победитель процедур необоснованно откажется заключать контракт с госучреждением, деньги будут списаны. С 1 июля обеспечивать свои заявки малым предприятиям разрешат не только при помощи денег, но и гарантией банка.

Квентин Массейс. Договор продажи. 1520
Квентин Массейс. Договор продажи. 1520

Целенаправленно или нет, но сотрудники департамента расставили акценты в своём сообщении таким образом, словно позитивные изменения, которые были приняты еще в конце 2017 года, являются если не их личной заслугой, то как минимум с ними взаимосвязанными. По крайней мере, к такому выводу может прийти далёкий от контрактной системы человек. Прочитав о том, как бодро столичные власти рапортуют об успехах в системе госзакупок, в голову так и закрадывается мысль: «Вот молодцы, и ведь зря злые языки говорят о сомнительных контрактах московской мэрии, оказывается, они святые люди, над каждым бюджетным рублём пекутся и малому бизнесу помогают». Вот только контролирующим органом в контрактной системе является Федеральная антимонопольная служба. Московская же мэрия является простым участником, который обязан не совершенствовать систему госзакупок, а исполнять её.

В тексте департамента также приведены красивые сведения о кратном увеличении объема государственных закупок у субъектов малого предпринимательства. Однако любой контрактный управляющий даже самого маленького муниципального учреждения должен знать, что государственные заказчики обязаны проводить закупки у субъектов малого бизнеса. Причём их объём должен составлять не менее 15% от совокупного годового объёма всех закупок учреждения. В сообщении акценты расставлены таким образом, что увеличение закупок у СМП — заслуга столичных властей, однако их объём в процентном выражении почему-то не приводится. Таким образом, объём закупок у СМП может вырасти хоть в 100 раз за один год, но если он будет составлять только 15%, это говорит о том, что госзаказчик лишь выполняет требования законодательства, за нарушение которого ему грозят санкции.

Также весьма справедлив прогноз руководителя департамента по конкурентной политике Геннадия Дёгтева о том, что возможность обеспечивать заявки банковскими гарантиями расширит присутствие СМП на рынке государственных закупок. Однако, давая такие верные прогнозы, демонстрируя познания в контрактной системе, а также аналитические способности, московским чиновникам возможно стоило бы ещё активнее продвигать инициативы по совершенствованию системы государственных закупок. Так сказать, перейти от простой констатации, что это плохо, а это хорошо в пользу более активного продвижения идей по реформированию проблемных аспектов. Почему же вместо публикации собственных инициатив и предложений в департаменте предпочитают обсуждать тему, давно известную и проанализированную в экспертном сообществе?

Маринус ван Реймерсвале. Банкир со своей женой
Маринус ван Реймерсвале. Банкир со своей женой

Неужели московским властям, «славящимся» своими инновационными, но порой неоднозначными методиками работы, нечем похвастаться в сфере системы госзакупок? Увы, корреспондент ИА REGNUM потратил немало времени, пытаясь отыскать в открытых источниках сведениях о тех или иных значимых инициативах столичной мэрии по улучшению контрактной системы. Одним из недавних ярких предложений столичных властей была, как писали в СМИ, идея дать регионам, где находятся крупные заказчики, право не публиковать сведения о закупках в ЕИС. Уже тогда эксперты весьма насторожено отнеслись к подобной идее, отметив, что подобная мера может привести к снижению прозрачности закупок.

Не менее резонансными бывают и выступления представителей департамента по конкурентной политике столицы. Так, заместитель руководителя департамента Василий Жуков, выступая на ежегодном Московском предпринимательском форуме, запомнился корреспонденту ИА REGNUM не новаторскими идеями, а рассказами о неординарных случаях, которые происходят в ходе государственных закупок в столице. Сперва Жуков пожаловался участникам форума на действия ФСБ. Дескать, спецслужба упрекает московских госзаказчиков за то, что они допускают к участию в процедурах компании, собственники которых — иностранные граждане. А в конце своей речи чиновник и вовсе рассказал о вопиющем случае, который происходит в структурном подразделении мэрии. С его слов, департамент по конкурентной политике, который отвечает за закупки для нужд Москвы, уже два года не может закупить партию бумаги для самого себя при помощи конкурентных процедур. В итоге приходится покупать её мелкими партиями, пожаловался Жуков. И, видимо, рассказывая такие удивительные истории, замглавы департамента хотел обратить внимание на законодательные пробелы, имеющиеся в контрактной системе РФ. Вот только выглядело это весьма странно, как и сегодняшнее сообщение о вступлении в силу правил, утвержденных почти полтора года назад, которые уже были предметом обсуждения и анализа экспертов.

Читайте ранее в этом сюжете: Московский департамент два года не может купить бумагу