Попавшая в нефтепровод «Дружба» хлорорганика не могла нанести ему ущерба, однако могла нанести ущерб технологическому оборудованию нефтеперерабатывающих заводов. Об этом говорится в опубликованном сегодня, 14 мая, на сайте НИИ «Транснефть» заключении по вопросу коррозионного воздействия органических хлоридов на объекты трубопроводного транспорта нефти.

«Органические хлориды используются в качестве реагента при добыче высоковязкой нефти. Нефтедобывающие компании закачивают органические хлориды в скважины для разжижения асфальто-смолистых отложений с целью увеличения отдачи пластов, — сказано в заключении. — Таким образом, органические хлориды попадают в трубопроводную систему ПАО «Транснефть» только вместе с нефтью, полученной от нефтедобывающих компаний, а организации системы «Транснефть» хлорорганические соединения в транспортируемую нефть не добавляют».

Российские эксперты отметили, что по большей части действующей магистральной трубопроводной системы на протяжении 20−30 лет транспортировали нефть без контроля содержания органических хлоридов, и за этот период негативных коррозионных воздействий со стороны данных химических соединений на трубопроводы и технологическое оборудование не выявлено. В НИИ также напомнили, что сейчас действует ГОСТ Р 51 858−2002 «Нефть. Общие технические условия», который устанавливает ограничение по массовой доле органических хлоридов во фракции, выкипающей до температуры 204 °C, не более 10 (ррт) мкг/г.

«Органические хлориды оказывают критическое влияние на работу оборудования НПЗ. Под воздействием высоких температур (более 150°С) на НПЗ органические хлориды разлагаются с выделением соляной кислоты, которая приводит к значительной коррозии внутренней поверхности трубопроводов и оборудования НПЗ, — констатировали в НИИ «Транснефть». — Кроме того, соляная кислота взаимодействует с аммиаком, образующимся при гидрировании соединений азота, которые присутствуют в нефти. В результате образуется хлорид аммония — белое порошкообразное вещество, которое забивает теплообменники, трубопроводы, запорную арматуру и другое оборудование на НПЗ. Хлориды также резко снижают эффективность катализаторов».

Согласно заключению, не выявлено проблем, связанных с воздействием хлоридов на трубопроводы, технологическое оборудование и металлоконструкции резервуаров ПАО «Транснефть», так как при принятых в компании температурах перекачки (5−40 °С) разложения органических хлоридов не происходит и тем самым отсутствует вероятность негативного коррозионного влияния на работу магистральной трубопроводной системы. Органический хлорид дихлорэтан разлагается с выделением соляной кислоты только при температурах 140−250 °С.

«Таким образом, органические хлориды, транспортируемые вместе с нефтью по системе магистральных трубопроводов, коррозионной активностью к материалу трубопроводов, технологического оборудования и конструкциям резервуаров не обладают», — резюмировали эксперты НИИ «Транснефть».

Напомним, проблема «загрязнения» органическими хлоридами нефти, транспортируемой по магистральному трубопроводу «Дружба», была заявлена 19 апреля белорусским госконцерном «Белнефтехим». В связи с этим белорусские НПЗ прекратили её переработку, а также была заблокирована поставка «загрязнённой» нефти на Украину и в Евросоюз.

«Транснефть» признала проникновение хлорорганики на участке Самара-Унеча. Российские власти возбудили уголовное дело по данному факту. Александр Лукашенко 11 мая заявил, что ущерб белорусским НПЗ пока не подсчитан, но речь идёт о сотнях миллионов долларов.

Читайте подробнее: Россия разыскивает обвиняемого в «загрязнении» «Дружбы»

Тем временем белорусским ОАО «Нафтан» (г. Новополоцк) начата работа по выставлению штрафных санкций в отношении российских поставщиков за недопоставку качественной нефти за апрель. Минск и Москва обсуждают разные варианты решения проблемных вопросов.