Север сольется с Китаем?

Портовые краны в контейнерном терминале Гонконга
Портовые краны в контейнерном терминале Гонконга
(сс) Maersk Line

Рассматривается возможность соединить Северный морской путь и китайский «Морской Шёлковый путь». Об этом заявил президент России Владимир Путин в ходе первого заседания круглого стола второго Международного форума «Один пояс, один путь» в Пекине.

По его словам, такое объединение позволит создать «глобальный и конкурентный маршрут, связывающий Северо-Восточную, Восточную и Юго-Восточную Азию с Европой».

«Такой масштабный проект подразумевает тесное сотрудничество стран Евразии в наращивании транзитных перевозок, строительстве портовых терминалов, логистических центров. Приглашаем представленные здесь государства подключиться к его реализации», — приводится цитата президента на официальном сайте Кремля.

Севморпуть является важной составляющей на пути развития российской Арктики, и на данный момент уверено говорить об успехах в этом направлении можно только в разрезе внутренних перевозок. Несмотря на ряд преимуществ — более короткая дистанция по сравнению с перевозкой через Суэцкий канал — в транспортировке грузов по СМП есть и множество сложностей.

Это и то, что самостоятельный проход судна без ледовой проводки и сведений из арктического штаба невозможен, и даже то, что корпус грузового корабля не может быть шире корпуса ледокола. Но главная проблема заключается в том, что даже пока никто не дает гарантию, что судно доставит грузы к месту назначения в указанные сроки, в отличие от перевозок по южному маршруту. Виной всему, опять же, непростая ледовая обстановка, причем даже летом.

Ледовая проводка
Ледовая проводка
Rosmorport.ru

Таким образом, можно предположить, что идея объединения Севморпути и «Морского шелкового пути» сможет быть реализована только через годы, когда работа по северной морской магистрали будет лучше отработана, в эксплуатацию будут запущены пока что только строящиеся ледоколы и вся инфраструктура будет подготовлена.

Читайте также: Нужен ли нам транзит по Севморпути?

Перевалка без грузов

Стоит признать, что над вопросом подготовки инфраструктуры для перевозок по Севморпути работа продвигается все активнее. На этой неделе РБК сообщило, что компания «Приморский УПК» выбирает земельный участок в районе Кольского залива для строительства нового терминала, который станет одной из точек перевалки грузов по Севморпути. В частности, речь идет о перевалке контейнерных грузов с судов ледового класса на обычные, которые последуют из Камчатки в Ленинградскую область и далее в ЕС.

Сам документ о развитии перевозок между Петропавловском-Камчатским и портом Приморск был подписан в начале апреля. Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко заявил, что Приморск станет арктическим портом-хабом, где планируется переваливать около 5 млн TEUs. Несмотря на грандиозные планы, даже спустя 5 лет, когда терминалы уже должны быть построены, такого оборота вряд ли удастся добиться. Для сравнения — примерно столько же, около 5 млн TEUs, за 2018 год обработали все российские порты. К тому же не стоит исключать экономических изменений, которые неизбежно влияют на контейнерные перевозки. Кроме того, пока что остается загадкой, что именно планируется перевозить из Камчатки в Ленобласть.

Безусловно, создание точек перегрузки на Севморпути — дело благое, так как именно перевалка, не просто транспортировка, позволяет заработать на грузе. При этом важно, чтобы данные точки перевалки действительно имели практический смысл.

Морской порт Петропавловск-Камчатский
Морской порт Петропавловск-Камчатский
(сс) Kamczadałka

Читайте также: Арктическая Ленобласть: зачем региону новый порт?

Напомним, что Северный морской путь — это пространство, которое прилегает к северному побережью Российской Федерации и охватывает внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую и экономическую зоны, ограниченное с востока морским пространством США и параллелью мыса Дежнева в Беринговом проливе, с запада меридианом Желания до архипелага Новая Земля и западными границами проливов Маточкин Шар, Карские ворота и Югорский Шар.

Транзитными трассами являются пути вдоль побережья Арктики с октября по май, исключая Берингов пролив, пролив Лонга и Карские Ворота. При сквозном передвижении на западном участке Северный морской путь наиболее благоприятным является в июне и июле, если идти через проливы Югорский шар и Карские ворота. В период с сентября по октябрь нужно обходить вокруг мыса Желания. В августе можно с одинаковой эффективностью использовать любое направление.

Главные по зерну

На минувшей неделе завершилась сделка по продаже всех принадлежащих Новороссийскому морскому торговому порту (ПАО «НМТП») долей в ООО «Новороссийский зерновой терминал». Новым собственником стал банка ВТБ через подконтрольную ООО «Деметра 1».

Как говорится в официально релизе, данная сделка «реализована в рамках концепции по созданию в Российской Федерации единого экспортного зернового оператора». Новороссийский зерновой терминал осуществляет перевалку зерновых и масличных культур, в том числе обеспечивает выгрузку зерновых культур из железнодорожных вагонов и автотранспортных средств, хранение и формирование судовых партий.

Потенциально ВТБ рассматриваются возможности дальнейшего увеличения мощностей перевалки зерна на глубоководных морских терминалах России.

Новороссийский морской порт
Новороссийский морской порт
(сс) bibikoff

На сегодняшний момент Новороссийский порт является крупнейшим портом в России, в том числе по перевалке зерна. В ближайшие годы также планируется создание зернового терминала на Балтике — в порту Усть-Луга. Предполагается, что это позволит забрать часть зерновых грузов из портов Прибалтики, а также обеспечить перевалку зерна из центральный регионов России.

Высоцк подрастет на СПГ

Накануне был старт первой отгрузке сжиженного природного газа (СПГ) на новом заводе по производству СПГ «Криогаз-Высоцк» в городе Высоцке Ленобласти. На терминале будет осуществляться загрузка СПГ на экспорт, в частности в страны Северной Европы, Скандинавии и Балтийского региона.

Это, соответственно, скажется на показателях перевалки грузов в портах региона. Однако предприятие будет также работать на внутренний рынок. СПГ будет использоваться для газификации Выборгского района Ленобласти и для продажи.

Завод «Криогаз-Высоцк» в Ленинградской области является совместным предприятием ПАО «НОВАТЭК» и АО «Газпромбанк». Мощность завода — 660 тыс. тонн в год, отгрузочный причал способен принимать танкеры грузовместимостью до 30 тыс. куб. м. Объем инвестиций в проект составил более 50 млрд рублей, создано 175 рабочих мест. Топливо в Высоцк поступает по газопроводу подключения от магистрального газопровода «Ленинград-Выборг-Госграница». Вторая очередь завода мощностью уже 1140 тысяч тонн планируется к запуску в конце 2020 года.

Портовый кран
Портовый кран
(сс) Anestiev

В порту Высоцк, где осуществляется перевалка угля, а также располагается нефтепродуктовый терминал «Лукойла», по итогам первого квартала 2019 года было перевалено 5 млн тонн, что на 12% больше, чем за аналогичный период 2018 года.

Читайте также: Порты Балтики растут на нефти и контейнерах

Латвия держится за российский уголь

Латвия пока что не опасается ухода из порта Риги российского угля. В ходе заседания Латвийского совета портов, транзита и логистики, которое состоялось 24 апреля, была представлена программа развития Рижского порта на 2019—2028 годы, сообщает «Sputnik.Латвия».

Как уточняет издание, из плана порта следует, что объем перевалки угля (российского!) в ближайшие десять лет существенно не уменьшится.

«Если не произойдет каких-либо геополитических потрясений, в направлении Латвии объем угля сохранится примерно на нынешнем уровне, возможно, с небольшой нисходящей тенденцией», — сказал управляющий рижским портом Ансис Зелтиньш.

Рижский торговый порт
Рижский торговый порт
Rto.lv

При этом предполагается, что в ближайшие годы появятся дополнительные мощности для перевалки угля в порту Приморск (в рамках многопрофильного комплекса ООО «Приморский УПК»), а также в порту Усть-Луга. Таким образом, руководству рижского порта всё же не стоит исключать, что российский уголь не останется в портах Прибалтики в прежних объемах. Кроме того, нельзя не учесть рыночную конъюнктуру, и сегодня поставки угля в восточных направлениях имеют особый интерес.