Освоение арктических регионов России должно быть тесно связано с развитием обрабатывающей промышленности в южной Сибири. Об этом корреспонденту ИА REGNUM 29 марта заявил руководитель центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов.

«Главное, что мне кажется важным — это организация переработки, хотя бы первичной. Расширение переработки добываемого сырья и, соответственно, поощрение роста населения хотя бы юга Сибири. Разработка новых полезных ископаемых, редкоземельных металлов, которые являются важным ресурсом для развития экономики и международной торговли России», — заявил Колташов.

Вахтовый метод останется в силу суровых климатических условий в арктических регионах, однако активному освоению северных территорий это помешать не должно.

«Здесь необходимо развивать города южной Сибири, чтобы люди могли там жить и могли вахтой отправляться на север. Какая-то часть людей, по крайней мере, может находиться на продолжительной вахте. Тут важно соединить постоянное нахождение профессионалов и чередование вахтового метода», — указал экономист.

«Необходимо развитие коммуникаций. Сейчас с коммуникациями всё не очень здорово. Но уже прозвучали в начале 2019 года проекты о том, что нужно построить большое количество аэропортов, и что будет построено много новых аэропортов в Сибири, в северной части будут реконструироваться старые», — продолжил он.

В целом российская Арктика должна быть тесно экономически интегрирована с другими сибирскими и дальневосточными регионами, подчеркнул он.

«Развитие в южной зоне городов и обрабатывающей промышленности, чтобы добытые севернее ресурсы всё в большей мере перерабатывались на территории России, и на азиатские рынки уже шла более сложная продукция. Без этого процесса не будет роста населения в Сибири, и освоение Севера также не получит необходимую поддержку. Здесь можно говорить о перехвате некоторых процессов у Китая — делать всё больше переработки у нас», — указал Колташов.

Что же касается другой линии развития Арктики — Северного морского пути, — то здесь необходимо предпринять меры, касающиеся развития отечественной судостроительной промышленности.

«Не будет у нас много судов на севере, если не будет развито производство кораблей. Это могло бы стать той зоной, где могли развиваться бы российские верфи с целью перехвата у Южной Кореи значительной доли этого рынка и контрактов, замещения в России иностранных судов: и рыболовецких, и транспортных, и необходимых для добычи полезных ископаемых. Длительное время в России наблюдался провал в гражданском судостроении, и его не ликвидировав, не решив вопрос со всем оборудованием, которое по возможности должно производиться в России, не выйдет осваивать полноценно Север», — добавил Колташов.

Ранее президент России Владимир Путин поручил правительству разработать проект стратегии развития Арктической зоны до 2035 года. Проект документа должен быть подготовлен до 1 декабря 2019 года.

Читайте развитие сюжета: Эксперт назвал залог развития Арктики