Предложение ФАС РФ сдерживать рост цен на бензин прежними методами, а именно не поднимать, как планировалось, топливные акцизы с 1 января 2019 года, свидетельствует о том, что регуляторы по-прежнему не контролируют ситуацию на топливном рынке и не имеют единой стратегии по его стабилизации. Отсутствует она и в российском правительстве.

Бензиновая лихорадка в России
Бензиновая лихорадка в России
Иван Шилов © ИА REGNUM

Читайте также: «Будут конские цены и будет беда»: о повышении акцизов на бензин

Напомним, моторное топливо в России дорожает в течение всего 2018 года, но наиболее заметно этот процесс начал происходить с весны: в условиях ослабленного рубля и дорожающей мировой нефти нефтяники переключились на экспорт, создав тем самым напряжённость на внутреннем рынке.

Квентин Массейс. Договор продажи. 1520
Квентин Массейс. Договор продажи. 1520

Между тем участники топливного рынка несколько раз в течение последнего года предупреждали регуляторов (Минэнерго и ФАС РФ) о вероятном развитии такого сценария событий, но неизменно получали ответ: «Пока всё хорошо, вот будут проблемы, будем их решать».

Но даже президент России Владимир Путин в ходе летней «прямой линии» заявил, что происходящее с ценами — это результат недостаточного регулирования в сфере энергетики. Увы, но до комплексного принятия мер вплоть до сокращения импорта российской нефти так и не дошло. Вместо этого правительство перешло на так называемое «ручное управление»: топливные акцизы на бензин и дизельное топливо были снижены в обмен на обещание нефтяников о заморозке розничных цен на АЗС. Также им была поставлена задача о некотором увеличении поставок нефтепродуктов на внутренний рынок. Но, судя по тому, что в октябре оптовые цены вновь пошли вверх, что сразу же сказалось на рознице, управляемость рынком далека от требуемой.

К тому же позиция ФАС РФ идёт вразрез с мнением Минфина. Глава ведомства Антон Силуанов ещё в июне высказывал опасения, что в результате акцизного снижения из федерального бюджета выпадет порядка 140 млрд рублей вместе с НДС, да и регионы понесут потери. Напомним, доля налогов в одном литре бензина составляет сейчас порядка 65%.

«Акцизы — это основной механизм, способный нивелировать рост цен на бензин. Смотрите, 12 тысяч рублей — акциз на бензин. Если бы удалось его хотя бы вполовину сократить, уже какой-то положительный результат для рынка. Это наша инициатива. ФАС и Минэнерго тоже понимают, что это поможет серьезно стабилизировать рынок. Но весь вопрос в том, как поведёт себя Минфин.

При этом непонятно, куда идут сверхдоходы с экспорта российской нефти и в какую их кубышку складывают. Получается не рынок, а ручное управление», — отметил в разговоре вице-президент Российского топливного союза Юрий Матвиейко.

Встреча Владимира Путина с руководителями нефтедобывающих компаний
Встреча Владимира Путина с руководителями нефтедобывающих компаний
Kremlin.ru

Любопытно, как быстро чиновники меняют свою точку зрения на противоположную. Ведь только в начале октября глава управления ФАС по регулированию топливно-энергетического комплекса Дмитрий Махонин заявлял журналистам, что ведомством было предложено сохранить акцизы на бензин и дизельное топливо на текущем уровне с 1 января 2019 года.

Читайте также: ФАС пояснила свою позицию по акцизам на топливо в 2019 году

Между тем министр финансов Антон Силуанов уверяет, что рост акцизов в 2019 году не обернётся незапланированным увеличением стоимости автомобильного топлива. А ведь именно об этом предостерегала на днях Счётная палата РФ.

Читайте также: «Это рыночный механизм?»: почему Силуанов исключил рост цен на бензин

«Увеличение акциза в 1,5 раза с 1 января 2019 года может вновь привести к резкому росту цен на бензин», — сказано в заключении ведомства на проект федерального бюджета 2019−2021 годов.

Цены на бензин
Цены на бензин
Горбаруков Александр © ИА REGNUM

Читайте также: Счетная палата спрогнозировала резкий рост цен на бензин в 2019 году

Вот и складывается впечатление, что у людей государевых так и не появилось понимания, что делать со взлетевшими ценами на бензин. И вместо озвученной Владимиром Путиным возможности оперативно повысить экспортную пошлину в правительстве предпочли вновь наступить на те же грабли со снижением акцизов.

Как уже сообщало ИА REGNUM, ранее Федеральная антимонопольная служба РФ предложила сохранить акцизы на бензин и дизельное топливо на текущем уровне с 1 января 2019 года, чтобы избежать резкого роста цен на АЗС. Идею снизить таким образом розничные цены моторного топлива озвучил глава управления ФАС по регулированию топливно-энергетического комплекса Дмитрий Махонин.

Читайте ранее в этом сюжете: ФАС предлагает не повышать акцизы на топливо с 1 января 2019 года