22 августа в Барнауле состоялся круглый стол на тему «Дебиторская задолженность потребителей перед ресурсоснабжающими организациями Барнаула: борьба с неплатежами в условиях меняющегося законодательства». Участники обсудили причины возникновения задолженности, подводные камни перевода жителей на прямые платежи и проблемы неэффективности судебных процедур и исполнительных производств в отношении должников.

В мероприятии приняли участие представители крупнейших ресурсоснабжающих организаций, представители органов власти и крупнейших управляющих компаний.

Как сообщает управление по внешним связям Сибирской генерирующей компании (СГК), директор теплосбытового подразделения компании Игорь Холодков поделился с собравшимися опытом работы энергетиков в борьбе с неплатежами и недобросовестными исполнителями коммунальных услуг. По его словам, совокупный размер задолженности потребителей города Барнаула за поставленные тепло и горячую воду, по состоянию на середину августа, составляет 1,3 млрд рублей. Большую долю — 95% от этой суммы — это задолженность группы ЖКХ и население и в первую очередь исполнителей коммунальных услуг.

«За последние пару лет наблюдается существенное снижение прироста задолженности. Так за календарный год по данным на 1 августа прирост составил менее 75 млн рублей. Такой минимальный прирост задолженности достигнут впервые, — говорит Игорь Холодков. — Основным фактором такой динамики является расщепление практически 100% платежей граждан через систему сбора и обработки платежей «Город», которая зарекомендовала себя как важный и нужный продукт».

Один из участников круглого стола Константин Емешин также отметил, что система «Город» расщепляет платежи, не аккумулируя средства на счетах управляющих организаций, и обеспечивает каждому жильцу полную прозрачность начисления. В связи с этим он назвал механизм прямых договоров населения с РСО в Барнауле нецелесообразным. Игорь Холодков и генеральный директор «Росводоканал Барнаул» Дмитрий Масловский поддержали позицию Константина Емешина. Также было отмечено, что самому потребителю гораздо удобнее решать все вопросы по единой квитанции в одном месте — у исполнителя коммунальных услуг.

Игорь Холодков подчеркнул, что СГК не боится работать по прямым договорам, но назвал несколько нюансов, которые не избавят от работы управляющие организации и могут «сыграть им в минус». Так, по его словам, управляющие компании не смогут выйти из договорных отношений с РСО. Причина — вся задолженность, накопленная до момента перехода на прямые договоры, остается в обязательствах УК. Второй причиной против активного внедрения прямых расчетов является то, что у УК автоматически снижаются ежемесячные начисления, тем самым дебиторская задолженность «стареет» очень быстро, и через 2−3 месяца компания становится банкротом. После введения судом банкротства, неизбежно рассматривается вопрос о привлечении директоров УК к субсидиарной ответственности за накопленные ранее долги.

Также, в силу 59-ФЗ, исполнители коммунальных услуг будут обязаны продолжить всю работу по начислению потребителям и будут в этом заинтересованы. Договор не расторгается по причине того, что так называемое СОИ — объем ресурса на содержание общедомового имущества — остается обязательством УК, как и интерес контролировать индивидуальные и общедомовые приборы учета, следить за нарушениями, контролировать миграцию граждан.

Генеральный директор «Росводоканал Барнаул» Дмитрий Масловский более детально остановился на теме нераспределенных объемов ресурса — то, что было абонентами потреблено, но в квитанции по оплате не попало. Это оказало существенное влияние на рост дебиторской задолженности предприятия: в 2017 году он составил почти 20%, или 77 млн, за 7 месяцев 2018 года — еще 47 млн. при этом процент собираемости по управляющим компаниям упал с 95% до 88%. Это произошло после принятия нормативов на содержание общедомового имущества (СОИ) в мае 2017 года. Нормативы упали в 5 раз. Из 77 млн прироста задолженности в 2017 году 72 млн — это нераспределенный объем.

При этом в разных УК доля услуг СОИ варьируется от 0 до 25%.

«Поэтому нельзя говорить, что только размер норматива влияет на данную проблему. Есть другие факторы, которые необходимо выявлять и устранять — недостоверный учет проживающих граждан, использование магнитов, отсутствие приборов учета, низкая дисциплина в передаче показаний, контроль состояния внутридомовых коммуникаций. Эту работу — рутинную и каждодневную — должны вести УК», — подчеркнул Дмитрий Масловский.

«Росводоканал Барнаул» проводит совместные мероприятия с УК, направленные на снижение сверхнормативных показателей СОИ: снятие контрольных показаний с ОДПУ, обследование технического состояния коммуникаций и т.д. Однако эту работу необходимо активизировать.

Все участники круглого стола пришли к выводу, что необходимо сформировать постоянную площадку для общественного и экспертного обсуждения проблем ЖКХ и вырабатывать механизм качественного взаимодействия между всеми заинтересованными структурами.