Каких-то серьезных изменений на российском топливном рынка за прошедшую неделю не произошло: особенно умиляет заявленное Росстатом двухкопеечное снижение цен на бензин на автозаправках 20 региональных центров (более всего цены на него снизились в Назрани — на 1,9%, Севастополе — на 0,7%, Оренбурге и Симферополе — на 0,5%).

Иван Шилов ИА REGNUM
Цены на бензин

Читайте также: Росстат: Бензин в России за неделю подешевел на две копейки

В то же время в пяти столицах России бензиновые цены снова пошли в рост (более всего они выросли в Ленинградской области и Магадане — на 0,4%).

Средние потребительские цены на бензин автомобильный и дизельное топливо по центрам субъектов Российской Федерациина 30 июля 2018 года

В Санкт-Петербурге (равно как и в Москве) цены на АЗС в среднем не изменились, но Северная столица отметилась одним знаковым комментарием.

Если ранее в ФАС РФ предпочитали отмалчиваться о причинах бензинового ажиотажа (хотя президент Владимир Путин в ходе майской «прямой линии» прямо указывал на недоработку регуляторов), то накануне, 2 августа, заместитель главы регионального управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Вячеслав Тукаев признал, что взлетевшие цены на бензин связаны с «перевесом в пользу заграницы». Также он сообщил о закрывшихся частных заправках.

Читайте также: В Петербурге снижается стоимость бензина, заявляет УФАС

Ранее признанием отличился также бывший вице-премьер Аркадий Дворкович, заявивший, что рост цен на бензин в России был вызван «пересменкой» в правительстве, «которой воспользовались нефтяники».

Читайте также: Дворкович назвал причину резкого роста цен на бензин

Тем временем аналитический центр «Независимого топливного союза» уже подсчитал, во что обошёлся рынку этот манёвр от «переменки»:

"В мае 2018 года убытки топливного рынка России из-за диспаритета розничных и оптовых цен составили более 12 млрд рублей. При этом независимые операторы (им принадлежит 60% АЗС в России, прим. ИА REGNUM) потеряли порядка 3,4 млрд рублей, а убытки розницы вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) составили порядка 9,3 млрд рублей».

В июне 2018 года «ручное управление» российского правительства (в Минтопэнерго попросили нефтяников заморозить цены на АЗС, увеличить объемы поставок моторного топлива на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) в обмен на снижение акцизов на бензин и дизельное топливо) позволило уменьшить диспаритет цен и привести маржинальность АЗС к нулевым значениям. Однако эксперты по-прежнему считают, что ситуация на топливном рынке остается тяжелой.

Прежде всего, из-за отсутствия комплекса экономических мер по стабилизации нефтяного рынка. Также не решена проблема так называемых вторичных продаж на бирже СПбМТСБ.

«Имеются в виду спекуляции со стороны крупных торговых посредников на биржевых базисах НПЗ. Как мы понимаем, это неизбежно влечет за собой рост оптовых цен. Когда трейдер, используя специализированное ПО, выкупает у нефтяной компании объемы и, пользуясь нехваткой продукта, через несколько секунд снова выставляет их на продажу в том же окне, но уже по более высокой цене. В этих условиях маржа перепродаж может доходить до нескольких тысяч рублей на тонне», — пояснили в Независимом топливном союзе.

Известно, что в конце июля 2018 года его руководство в очередной раз обратилось к антимонопольщикам с просьбой принять меры по недопущению перепродаж финансовыми спекулянтами. Поможет ли?

Что касается последствий завершения налогового маневра в нефтяной отрасли (соответствующий проект был одобрен Госдумой РФ в третьем чтении), то президент «Независимого топливного союза» Павел Баженов отметил, что предполагаемое в нём повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и поэтапное снижение экспортных пошлин вплоть до нулевых значений при параллельном росте акцизов на бензин приведет к росту привлекательности экспорта.

«С учетом роста НДС, это может привести к новым скачкам цен на моторное топливо на внутреннем рынке», — полагает Павел Баженов.

В таком случае правительству вновь придётся вводить «заморозку» цен, но, учитывая озвученную выше сумму убытков, слабо верится, что независимая розница сможет её пережить. А исчезновение порядка 60% текущей топливной инфраструктуры страны может привести к дефициту наливных мощностей для отечественного автотранспорта, прежде всего, в удаленных регионах (что уже наблюдается на Сахалине), что также отразится на ценах на моторное топливо.

Читайте также: На Сахалине нарастает топливный кризис: без бензина остался Углегорск

И ещё: никто — ни нефтянники, ни чиновники не говорят о том, что взлетевшие цены на бензин в розницу будут снижены. А отвечать за «пересменку», выходит, некому?