Политический эксперт Сергей Быков прокомментировал итоги четырех лет со дня подписания соглашения о создании так называемой всеобъемлющей зоны свободной торговли между Украиной и ЕС.

По его словам, за время действия этого договора Украина сократила экспорт в страны ЕС и потеряла ряд промышленных производств.

«Мы видим последовательное, но снижение украинского экспорта в страны Европейского союза параллельно со снижением экспорта украинской продукции в Российскую Федерацию. Те пункты экономического соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной привели к тому, что украинских товаров стало меньше на европейском рынке. Те квоты, которые предоставлены Украине на курятину, мясо, пшеницу, другую продукцию агропромышленного комплекса мы фактически используем на протяжении первой половины января уходящего года. До конца года у нас нет возможности экспортировать украинские товары по нулевой ставке. Соответственно мы теряем возможности для украинского экспорта и украинских производителей», — сказал Быков 27 июня в эфире NewsONE.

Он напомнил, что в 2013 году правительство Украины отсрочило подписание именно экономической, а не политической части соглашения об ассоциации.

«Позитивом является политическая часть соглашения. Вопрос о неподписании соглашения об ассоциации, про отсрочку которого заявил бывший президент Украины Виктор Янукович, касался как раз экономической части. Нужно было согласовать определенные моменты, чтобы не получить такие негативные результаты, которые мы видим последние четыре года», — пояснил Быков.

Эксперт считает, что ЕС превращает Украину в сырьевой придаток.

«У нас нет возможности надеяться на какого-то иностранного партнера или инвестора, поскольку украинская экономика только страдает из-за зависимости от иностранных финансовых и фискальных группировок. Они приходят в Украину и только высасывают из неё деньги, фактически не инвестируя. Мы можем надеяться только на себя, на собственное государство и на собственную экономику. Сегодня проблема заключается в том, что мы экспортируем сырье, мы стали сырьевым придатком ЕС», — добавил Быков.

Он также призвал правительство Украины способствовать формированию мелкого фермерства.

«У нас на протяжении четырех последних лет прошла масштабная деиндустриализация с закрытием профильных предприятий и производств. Нам нужно воспользоваться опытом Польши, Италии, стран Азии и вкладывать деньги в развитие малых фермерских хозяйств. Нужно проводить индустриализацию аграрно-промышленного комплекса, чтобы мы продавали не яблоки, а соки, не лес-кругляк, а столы и мебель. Нужно, чтобы у нас начало развиваться аграрное машиностроение и аграрная наука. Это именно то, что соответствует новому экономическому курсу Украины», — подчеркнул Быков.

Как сообщалось, в июне 2018 года министерство экономического развития и торговли Украины проинформировало, что Европейский союз удерживает статус главного торгового партнера Украины. Так, за первые четыре месяца 2018 года доля стран ЕС в украинском экспорте составила 42,9%. Киев нарастил экспорт в ЕС на 26,6% ($1,4 млрд), после чего он составил $6,6 млрд. В МЭРТ отметили, что в структуре украинского экспорта в Евросоюз появилось 366 субпозиций. Среди них: пропилен, поливинилхлорид, электрическое сигнализационное оборудования для железных дорог и трамвайных путей и даже яйца птицы без скорлупы.

Напомним, в январе-апреле 2018 года Россия резко нарастила поставки своих товаров на Украину. В частности, импорт российских товаров вырос почти на треть (на 31%) по сравнению с аналогичным периодом 2017 года — до $2,56 млрд. По данным Госстата, экспорт украинских товаров в РФ за указанный период вырос не так заметно — всего на 6,4%, до $1,19 млрд. Россия продает Украине преимущественно полезные ископаемые — нефть и каменный уголь. Госстат Украины также сообщил, что доля РФ в общем украинском экспорте товаров снизилась с 9,3% до 7,7%, в то время как в импорте она увеличилась с 13,4% до 15,2%.

Напомним, 27 июня 2014 года Украина и ЕС подписали экономическую часть соглашения об ассоциации. Долгое время документ оставался не ратифицированным. В апреле 2016 года в Нидерландах состоялся консультативный референдум, на котором больше 60% голосовавших выступили против утверждения соглашения. К концу 2016 года был разработан компромиссный документ, в котором содержались дополнительные условия для ратификации документа Нидерландами. В частности, соглашение не должно было предусматривать автоматического членства Украины в ЕС, предоставления ей гарантий безопасности, права на участие в оборонных союзах и права на трудоустройство украинцев в Европе.