Более дешевые продукты питания, предметы домашнего обихода, алкоголь — эти товары больше других заставляют жителей, в принципе, всех стран Прибалтики отправляться за покупками в другие страны. Во время таких поездок больше всего денег оставляют литовцы, а латвийцы и эстонцы, учитывающие потраченное время и расходы на топливо, тратят более скромные суммы, показало исследование пограничной торговли стран Прибалтики, выполненное голландским исследовательским институтом Regioplan и компанией EY, сообщает корреспондент ИА REGNUM сегодня, 18 июня.

Во время одной поездки больше всего денег тратят литовцы, между тем латвийцы и эстонцы за границей закупаются скромнее. Выяснилось, что 52% латвийцев и эстонцев, делая покупки за границей, тратят менее 50 евро. Между тем литовцы такими малыми суммами довольствуются намного реже (38%). Каждый четвертый литовец (24%) тратит 50−100 евро. Столько же литовцев (24%) тратят 100−200 евро, 13% утверждают, что тратят 200−500 евро. Для сравнения: такие большие суммы — 200−500 евро — в зарубежных магазинах тратят всего 4% латвийцев и эстонцев.

«По размеру суммы очень выделяются литовцы. Если эстонцы и латвийцы за границей тратят десятки евро, то литовцы — сотни. Такая ситуация обусловлена налоговой политикой соседей Литвы: в Польше из-за низких акцизов и НДС цена на многие товары ниже; в Латвии меньше акциз на алкоголь. Данные позволяют утверждать, что среди стран Прибалтики эта страна сохраняет самые выгодные позиции — более низкие акцизы привлекают покупателей из Эстонии и Литвы», — комментирует результаты исследования Йерзи Страатмейер, представитель института Regioplan, руководивший исследованием.

Исследование показало, что перед тем, как отправиться за покупками в другую страну, жители Литвы в первую очередь оценивают цены на продукты питания (68%), товары домашнего обихода (54%), алкоголь (пиво — 27%, другие алкогольные напитки — 28%). Для латвийцев самые актуальные цены на продукты питания (51%) и товары домашнего обихода (41%), но низкие цены на алкоголь их не привлекают. А вот в Эстонии все как раз наоборот: у эстонцев главная цель таких поездок — дешевое пиво (51%) и другие алкогольные напитки (53%).

По словам главы рабочей группы компании EY Индре Закальските, корзинка товаров литовцев более разнообразная — она охватывает все основные категории, между тем эстонцы в основном сосредотачиваются на одной группе товаров.

«В случае Эстонии мы видим, что главный двигатель пограничной торговли — акциз на алкоголь, который там намного выше, чем в Латвии. Так что достаточно одной значительной разницы в цене, чтобы жители начали тратить деньги в другой стране. Из-за раздутой корзинки товаров литовцев можно найти весь комплекс причин, так как в соседней Польше цены ниже на множество товаров», — говорит Закальските.

Респонденты во всех трех странах Прибалтики чаще всего утверждали, что, планируя отправляться за покупками в соседние страны, они учитывают расходы на топливо: в Литве — 48%, в Латвии — 36%, в Эстонии — 67%.

Правда, на этом схожесть заканчивается, так как второй приоритет для эстонцев и латвийцев — продолжительность поездки (по 35%), а для жителей Литвы второй приоритет — курс обмена валюты (36%), третий — размер НДС (30%), который незначительно обогнал размер акциза (25%). Последний показатель в Латвии и Эстонии был третьим приоритетом.

Как утверждает Стаатмейер, данные исследования показали разницу между жителями стран Прибалтики, когда они планируют поездки. Поскольку зарубежные покупки литовцев больше обусловлены экономическими мотивами, они перед поездками больше всего их учитывают.

«Среди эстонцев и латвийцев многие руководствуются поговоркой «время — деньги». Они оценивают, стоит ли тратить время на покупки. Литовцы, делая покупки в Польше или Латвии, часто выделяют на это целый выходной, поэтому их можно считать настоящими экспертами по ценам. Они учитывают не только налоги, но и колебания курса валюты», — говорит эксперт.