Жители поселка Мортка Кондинского района Югры выйдут 14 июня 2018 года на согласованный митинг. В этом населённом пункте городского типа, по некоторым сведениям, 300 работников градообразующего предприятия, выпускающего древесно-волокнистые плиты, с марта 2018 года отправлены в вынужденные отпуска. У завода серьёзные финансовые проблемы, а у людей нет работы и средств к существованию, сообщают местные СМИ.

Жительница Мортки Ирина сегодня, 7 июня, четыре с половиной часа сидела у телевизора в надежде, что прозвучит на «Прямой линии» с Владимиром Путиным сигнал SOS из Мортки. Мужу обещали две трети от оклада платить за вынужденный простой завода, пока заказы не появятся. Но так на работу и не вызвали, и деньги обещанные не выплачивают, утверждает женщина.

«Живём на пенсию ребёнка-инвалида, на 16 тысяч рублей. Докатились. Людям раньше в поселковом магазине в долг продукты давали. Сейчас знают, что денег нет, и вряд ли будут, уже и в долг не дают. Хоть лапу соси. У нас полпосёлка на «Прямую линию» президенту звонили. А толку? Муж вернулся сегодня с заводского собрания, руководство обещало с работниками расплатиться до 15 мая, мол, только не митингуйте. Как не митинговать? У нас больницу закрывают, сделают фельдшерский пункт с парой медиков», — рассказывает Ирина о бедственной жизни в посёлке.

Подруга Ирины работает в поселковой больнице. Раньше, говорит, было 100 сотрудников в медучреждении, потом сократили более половины и осталось 42 медика. После ликвидации больницы останется не больше двух-трёх — уже предупредили. Скорая помощь будет после оптимизации приезжать из Междуречья, от которого до Мортки не менее получаса езды.

«Кому есть дело до людей из медвежьей северной глуши? Выживаем, как умеем», — сетуют Ирина и её подруга.

По словам местных жителей, для югорского посёлка городского типа Мортки с населением три с половиной тысячи человек, большинство из которых являются работниками завода, нет «приближения к белой полосе». Есть лишь движение к отчётливо чёрному.

Причём завод, который ранее принадлежал ликвидированному Фонду поколений Югры, лихорадит не первый год. Как ранее сообщало ИА REGNUM, долги по зарплате с начала 2017 года буквально выбиваются здесь сотрудниками через правоохранительные органы. Глава Фонда поколений Югры Анатолий Киселев сообщал ранее, что завод стал испытывать трудности с 2015 года, когда в России снизились объемы ввода в эксплуатацию жилых помещений. Это повлекло за собой снижение объемов производства мебели, что в свою очередь снизило спрос на продукцию лесопереработки.

«Упал строительный рынок, потянув за собой мебельную промышленность. Это отразилось на потреблении по всей России. Проблему решали выходом на экспорт. Хотелось бы, конечно, чтобы заказов было больше. Но, к сожалению, на российском рынке есть некоторое перепроизводство плиты. Поэтому цена зафиксировалась на самых низких отметках», — комментировал Анатолий Киселёв журналистам ситуацию на предприятии.

Однако и с экспортом не срослось. Терпящее бедствие предприятие не выполнило обязательство перед иранской упаковочной компанией «Табиат Сабз Мохган». Как сообщает пресс-служба Арбитражного суда ХМАО, в 2016 году между иранской фирмой и заводом был заключён договор на поставку древесно-волокнистой плиты. В соответствии с условиями данного договора упаковочная компания произвела авансовые платежи. Югорский завод поставил товар не в полном объёме. Иранская фирма расторгла договор, и с предприятия сейчас требуют $207 тыс. по решению суда от 30 мая 2018 года.

Леонард Насибуллин, помощник депутата думы ХМАО Сергея Тульникова, был недавно в Мортке и подтверждает бедственное положение жителей посёлка.

«Странно, что власти автономного округа словно ослепли и не видят горячую точку региона у себя под носом. Проводятся шикарные мероприятия всероссийского и международного уровня, а в регионе есть населённый пункт, где людям элементарно скоро будет нечего есть. Говорить о бедах завода нет смысла. Предприятие принадлежало правительству округа. Кто им сейчас занимается, не ясно — чехарда в руководстве, директор, говорят, написал в апреле заявление на увольнение по собственному желанию. А Фонд поколений Югры, к которому завод относился, ликвидирован. Устаревшее оборудование, неэффективный менеджмент, отсутствие оборотных средств — всё это привело к коллапсу. Но надо сейчас не об этом думать, а о людях», — резюмирует Леонард Насибуллин.

На митинг 14 июня жители Мортки позвали главу региона и членов правительства ХМАО, а также полпреда президента в УрФО Игоря Холманских. «Приедут, услышат, или вновь проигнорируют?» — вопрошают граждане.